Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Значение музыки в успешном развитии дошкольника

Автор: Кулакова Ольга Николаевна , педагог дополнительного образования
г. Оренбург

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Промышленного района

Статья для педагогического журнала

«Значение музыки в успешном развитии дошкольника»

Составитель: Кулакова Ольга Николаевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Оренбург 2024

Аннотация: В статье выделены основные направления работы по развитию успешности детей на музыкальных занятиях в учреждениях дополнительного образования, а также проанализированы формы работы с дошкольниками по развитию музыкальных способностей.

Ключевые слова: мотивация, успешность обучения, творческие способности, создание ситуации успеха.

Текст статьи «Значение музыки в успешном развитии дошкольника»

                Творческая активность ребенка проявляется через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса. 

Неотъемлемый компонент успешного развития музыкальной одаренности – повышенная мотивация. Она обеспечивает более интенсивную, активную и самоорганизующую деятельность ребенка, направленную на достижение результата. Необходимо подбадривать, поддерживать, хвалить детей, даже за самые незначительные достижения, если они требовали времени и усердия. Мотивацией также является артистизм самого педагога: его речь, наличие разнообразных интонаций в голосе, выразительная мимика. 

Необходимо требовательно и целенаправленно находить и варьировать учебный материал, подбирать репертуар, учитывая возрастные и психофизиологические, индивидуальные особенности ребенка. Исполнительский репертуар должен быть интересен, ярок и отвечать высоким нравственным идеалам. Стремление ребенка, осознание возможностей, уверенная позиция и успех-важные условия реализации мотивации.

      Важную роль в решении задач музыкального воспитания играет создание условий, возможностей и средств, отвечающих современным требованиям, предъявляемых к дошкольному образовательному учреждению.

В музыкальном кабинете должны быть созданы все условия для успешного обучения, для проведения различных видов деятельности (пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментах).

Технические средства обучения, такие как: музыкальный центр, компьютер,телевизор, являются моими современными помощниками в работе, расширяют мои и творческие возможности моих воспитанников.

Это не модные аксессуары, а необходимое и эффективное средство повышения качества  образовательного процесса, дополнительное средство обучения дошкольников, значительно расширившие мои возможности и возможности  в  подаче информации детям. Их использование повысило уровень мотивации воспитанников, способствовало созданию положительной обстановки обучения, развитию устойчивого познавательного интереса.

С помощью ИКТ я создаю презентации, видео-файлы, которые используются   по тематике занятия. Аудио и  видеоматериалы используются мной в разных видах музыкальной деятельности (для слушания, пения, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Дети слушают современную, классическую музыку, танцевальные ритмы, песни.

Разнообразие  музыкальных инструментов (металлофоны, ксилофоны, бубны, бубенцы,маракасы, трещетки)  делает эту деятельность не только интересной, но и повышает  эффективность образовательного процесса, обогащает интеллектуальную сферу ребёнка, помогает в развитии творческих способностей детей.

Дошкольникам очень интересно создание звуковых картин.

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

«Идём по снегу» - дети  равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» - хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» - пауза.

«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» - звучит  треугольник или металлофон.

«Дятел стучит»  - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла:

«День за днём стучу, стучу:

Тук-тук-тук-тук-тук.

Все деревья я лечу,

Тук-тук-тук-тук-тук».

Озвучивание сказки «Заяц- трусишка», озвучивание произведения Агафонникова «Сани с колокольчиками».

Очень важно привлекать детей к выступлению на сцене, где также создается ситуация успеха, когда дошкольники участвуют в различных конкурсах и фестивалях, занимают призовые места.

В каждом ребенке, независимо от его способностей заложено желание чему-то научиться, уметь делать что-то лучше других, быть по достоинству оцененным окружающими. Несносный проказник может оказаться лучшим артистом на сцене, испытывающий сложности в математике - красиво петь, почти каждый обладает выраженным чувством ритма и т. д. Задача педагога- с помощью создания ситуации успеха в музыкальной деятельности помочь ребенку раскрыть свой потенциал, поверить в свои силы, пробудив любовь и интерес к музыке.