Открытый урок по математике по теме " Обыкновенные дроби"
1) образовательная :формирование понятий: «доля», «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель». 2) развивающая: создание условий для развития познавательного интереса логического мышления, математической речи, памяти. 3) воспитательная: Воспитание
Посмотреть публикациюСкачать свидетельство о публикации
Конспект урока математики в 5 классе на тему:
«Доли. Обыкновенные дроби»
Подготовила: учитель математики
Первой категории Кругликова Екатерина Ивановна
Тема: «Доли и обыкновенные дроби»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма проведения урока: индивидуальная, фронтальная, групповая ( класс разбит на пары) для эксперимента Методы: Частично-поисковый
Цель:
1) образовательная :формирование понятий: «доля», «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель».
2) развивающая: создание условий для развития познавательного интереса логического мышления, математической речи, памяти.
3) воспитательная: Воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Метапредметные результаты.
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
в ценностно-ориентационной сфере:
Учебное оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Ресурсы: Презентация, физминутка http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,8136/Itemid,118/
План урока «открытия» нового знания:
1) Организационный этап.(1 мин)
2) Актуализация знаний. (2 мин.)
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин.)
4) Первичное усвоение новых знаний. (5 мин.)
5) Первичная проверка понимания. ( 5 мин) Физминутка
6) Первичное закрепление. ( 20 мин.)Физминутка для глаз
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.( 4 мин)
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).( 4 мин)
Ход урока
Устная фронтальная работа
Молодцы!
Учитель:
У меня в руках веревка. Ее длина 140 см. От веревки надо отрезать 70 см. Но под рукой нет линейки. Как это сделать? ( работа в парах минута на обдумывание)
Ученики, обдумывая ситуацию, приходят к выводу, что должны сложить веревку пополам, тогда мы получим две верёвки по 70 см.
1. Как в общении называется каждая полученная веревка по отношению к неразрезанной верёвке?
Часть, доля. В математике принято одну из равных частей называть долей
2. Как от веревки отрезать 35 см?
При ответе на второй вопрос ученики складывают веревку пополам, а затем одну из частей веревки перегибают посередине.
3. Как назвать отрезанную часть, равную 35 см?
Четверть
Результатом учебного задания является выход на понятия «половина» и «четверть».
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога, используя свой опыт и результаты деятельности, учащиеся сформулировали тему и цель урока.
Учитель. Слышали ли вы когда-нибудь раньше слово доля? С чем ассоциировалось это слово? Использовали ли вы его в своей речи?
(Обращение к опыту учащихся, каждое мнение ребёнка выслушивается.)
Учитель: Давайте вместе посмотрим мультфильм «Мы делили апельсин»
После просмотра: Какая доля досталась бобру? Какая доля досталась птицам?
Учитель. Вот как объясняется понятие «доля» в толковом словаре (указать, в каком словаре.)
1. Часть чего-нибудь.
2. Часть, полученная при дележе, распределении.
3. Участь, судьба.
4. Русская единица массы, употреблявшаяся до введения метрической системы мер, равная 1/96 золотника или 44 мг.
В словаре приведено несколько значений слова доля. Для математики важнее первое и второе значения: часть чего-нибудь и часть, полученная при дележе, распределении. Но не менее важным в математике является и четвёртое.
Откройте учебник стр.138 внимательно посмотрите, и скажите: кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Внимательно изучите страницы 138-139 учебника и ответьте на вопрос: « Чем мы будем заниматься на уроке?»
(Вместе с учениками определяет тему урока.)
Составьте схему записи обыкновенной дроби. ( работа в парах) слайд 3
Числитель = Сколько?
Знаменатель Каких?
Учитель: Кусок материала разрезали на 12 равных частей. Какую долю всего куска составляет каждая часть? 5 таких долей?
Какой доле килограмма равен 1 грамм?
Учитель просит одного из учащихся вслух зачитать информацию о чтении дробей стр. 141.
Прочитайте дроби представленные на 4 слайде; ( ;;;)
Назовите числитель первой дроби;
Знаменатель четвёртой.
Как иначе можно прочитать вторую дробь?
Физминутка:
Раз – поднялись потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – три кивка,
Пять руками помахать,
Шесть – тихонько сесть
Задание 1. Нарисуйте в тетради отрезок длиной 12 см. Отметьте середину отрезка точкой. Как можно назвать части, на которые мы разделили отрезок поставленной точкой?
(Полверевки, половинки)
Учитель. А еще эту половину можно назвать «вторая доля». Половина — это самая известная из долей. Слова с приставкой пол можно услышать часто. Назовите, пожалуйста, такие слова.
(Полчаса, полкилометра, полбатона, полдня и т.д.)
Задание 2. Далее каждую долю разделите пополам. На сколько частей разделили отрезок? Заштриховать одну часть. Как мы ее назовем?
(Четвертая доля, четвертая часть)
Учитель. А как нам эту долю записать? Как обозначить на письме, что это — одна вторая доля, а это — одна четвертая доля?
В математике половину записывают так:
число 1 — числитель дроби;
число 2 — знаменатель дроби.
Задание 3. Нарисуйте квадрат. Разделите его на 4 равные части. Закрасьте три его части. Напишите дробью заштрихованную часть квадрата. Сделайте вывод о том, как записывают дробь. Что обозначают числитель и знаменатель дроби (слайд 6).
Задание 4. Запишите какую долю составляет закрашенная часть фигуры, изображённой на рисунке?
Задание 5. Запишите дробь, у которой числитель равен значению выражения 5883 : 37 – 2852 : 46, а знаменатель — значению выражения 43 (95 – 32) : 21.
Форма работы.
Ученики выполняют задания на применение полученных знаний, используя их в новых ситуациях.
Задание 6: диктант.
Запишите в виде обыкновенной дроби.
1. Три шестых.
2. Одна треть.
3. Половина.
4. Семь десятых.
5. Одиннадцать сотых.
6. Три четверти.
7. Одиннадцать сорок восьмых.
Форма работы.
Ученики работают в тетрадях.
После диктанта учащиеся меняются тетрадями и в соответствии с указанными на слайде критериями выставляют оценку своему товарищу по парте (слайд 6).
Физминутка для глаз http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,8136/Itemid,118/
Домашнее задание (слайд7 )
1. Выучите новые математические термины: «доля», «числитель», «знаменатель», «обыкновенная дробь».
2. Нарисуйте квадрат, сторона которого 4 см. Требуется заштриховать треть квадрата разными способами.
Домашнее задание (повышенного уровня) (слайд 7).
1. Голова человека составляет часть размера тела. Каков будет рост человека, если голова имеет длину 18 см?
2. Ученик 5 класса способен задержать дыхание на 45с, что составляет от способности тренированного ловца жемчуга. Сколько времени может продержаться под водой тренированный человек?
Учитель:
Где встречаются рассмотренные нами задачи в жизни?
Кому и в чем помог разобраться сегодняшний урок?
Выставление оценок.
Технология изучения темы
Этап урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Формируемые УУД |
Организационный | Эмоциональная, психологическая подготовка | 1 слайд | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия Личностные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
Актуализация опорных знаний | актуализация субъектного опыта | настроить учащихся на работу в классе через задачи занимательного характера. | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы | Фронтальная | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные Выделение и осознание того, что уже пройдено. | |
Мотивация учебной деятельности | Обеспечить мотивацию | 2слайд | Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы. | Группы составляют экспериментальным путём решение поставленной проблемы | Групповая | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные выдвижение гипотез Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу Личностные умение выделять нравственный аспект поведения |
Первичное усвоение новых знаний | Объяснение материала | Работа с учебником 3 слайд | Откройте учебник стр.138 внимательно посмотрите, и скажите: кто сможет сформулировать тему нашего урока? Внимательно изучите страницы 138-139 учебника и ответьте на вопрос: « Чем мы будем заниматься на уроке?» (Вместе с учениками определяет тему урока.) Составьте схему записи обыкновенной дроби. | Отвечают « Доли. Обыкновенны дроби» и записывают Что означает слово Дробь?, Числитель? Знаменатель? Составляют схему : Числитель Знаменатель Сколько? Каких? | Индивидуальная фронтальная | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов Регулятивные: умение обрабатывать информацию ; представлять информацию в виде схемы Коммуникативные умение достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог Личностные: развивать мышление, воображение. внимание, наблюдательность |
Первичная проверка понимания | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | 4 слайд | Учитель просит одного из учащихся вслух зачитать информацию о чтении дробей стр. 141. Прочитайте дроби представленные на слайде; Назовите числитель первой дроби; Знаменатель четвёртой. Как иначе можно прочитать вторую дробь? | Слушают информацию Хором читают дроби 3 5 Половина целого | Фронтальная | Познавательные Анализ информации Регулятивные: умение обрабатывать информацию ; Коммуникативные коллективное воспроизведение информации Личностные: развивать речевой аппарат |
Физминутка (Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.) Раз – поднялись потянулись, Два – согнулись, разогнулись, Три в ладоши три хлопка, На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть | ||||||
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Слайд5-6 | Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия | Выполняют задания представленные на слайде. Арифметический диктант, Осуществляют взаимопроверку. | Индивидуальная Работа в парах | Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли Личностные: нравственно-этическая ориентация | |
Физминутка для глаз ( Сменить деятельность, снять напряжение с глаз учащихся.) | ||||||
Инструктаж по домашнему заданию | Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания | Слайд 7 | Домашнее задание (слайд ) 1. Выучите новые математические термины: «доля», «числитель», «знаменатель», «обыкновенная дробь». 2. Нарисуйте квадрат, сторона которого 4 см. Требуется заштриховать треть квадрата разными способами. Домашнее задание (повышенного уровня) (слайд 26). 1. Голова человека составляет часть размера тела. Каков будет рост человека, если голова имеет длину 18 см? 2. Ученик 5 класса способен задержать дыхание на 45с, что составляет от способности тренированного ловца жемчуга. Сколько времени может продержаться под водой тренированный человек? | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | Познавательные: отработка алгоритма чертежа квадрата | |
Рефлексия | Зафиксировать новые понятия; организовать самооценку учеников собственной учебной деятельности. | Где встречаются рассмотренные нами задачи в жизни? Кому и в чем помог разобраться сегодняшний урок? Спасибо за работу на уроке! Выставление оценок. | Соотносят цель урока и результаты ими полученные, фиксируют степень их соответствия Отвечают Намечают дальнейшие цели деятельности | Фронтальная | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли Личностные: нравственно-этическая ориен |