Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Информационно-творческий проект, в средней группе Тема «Космос».

Автор: Савченко Елена Александровна, воспитатель
Приморский край, г.Уссурийск

Цель – подготовить и осуществить в совместной деятельности взрослых и детей проект « Космос». Задачи: 1) Изучить программную и методическую литературу по теме. 2) Составить совместный с детьми проект. 3) Организовать его и проанализировать результат

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 67»

г. Уссурийска Уссурийского городского округа.

Информационно-творческий проект, в средней группе

Тема: «Космос».

Савченко Елена Александровна.

Воспитатель МБДОУ «ЦРР- детского сада № 67» г.Уссурийска УГО

Актуальность

С самого раннего возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. В процессе взаимодействия с дошкольником необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ. Главное - научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающего мира должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Однако, в период перестройки нашего общества проблема космоса стала невостребованной. Дети стали получать все меньше информации о планете, на которой мы живем и о том, что ее окружает. Сегодняшняя ситуация такова, что мы отмечаем лишь поверхностные знания детей о космосе. Тем не менее, сегодня актуальность данной темы вновь возрастает. Одной из причин тому – перспектива предотвращения многих катаклизмов, происходящих на Земле, в процессе углубленного освоения космоса и анализа результатов. Поэтому было принято решение провести работу по ознакомлению дошкольников с космосом в процессе создания проекта по экологии. Такой метод поможет дать детям начальные представления о космическом пространстве и месте в нем нашей планеты комплексно.

В моей работе тема выбрана исходя из интересов детей моей группы и приближающегося праздника – Дня Космонавтики.

Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Занятия направлены на развитие умственных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Цель – подготовить и осуществить в совместной деятельности взрослых и детей проект « Космос».

Задачи:

1)Изучить программную и методическую литературу по теме.

2)Составить совместный с детьми проект.

3)Организовать его и проанализировать результаты проекта.

Тип проекта: информационно-творческий.

Тема: «Космос».

Срок реализации: с 08.04.13г по 22.04.13г.

Участники: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Цель: формирование представлений о космосе, о роли человека в изучении космического пространства.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представления детей о космосе:

Космическое пространство безгранично большое;

В космосе существуют разные объекты: планеты, звезды, спутники, ракеты, метеориты.

Солнце – огромная звезда.

Вокруг Солнце вращаются планеты. Земля – одна из них.

За счет вращения Земли вокруг Солнца происходит смена времен года и суток.

Космические объекты можно изучать с Земли с помощью телескопа. Или из космоса, используя спутники и ракеты.

В космосе нет воздуха. Ни на одной из планет. Поэтому жизнь возможна только на планете Земля.

Чтобы стать космонавтом, надо много тренироваться, быть здоровым, сильным и выносливым.

Расширить знания детей о государственных праздниках;

Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;

Познакомить с историей полетов в космос;

Дать представление о первом человеке в космосе – Юрии Гагарине, значении его деятельности для человечества.

Развивающие:

Развить познавательные и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциала.

Развивать мышление;

Стимулировать развитие воображения

Развивать речь детей:

Закрепить умение отгадывать загадки.

Развивать навыки связной речи.

Упражнять детей в умении составлять полный аргументированный ответ на вопрос.

Продолжать учить читать стихотворения с выражением.

Закреплять навыки вежливого обращения к сверстникам и взрослым.

Активизировать словарь: небо, звезды, планеты, спутники, космос, космонавт, метеорит, Солнце, Земля, Луна, телескоп, космодром, ракета, Сатурн.

Воспитательные:

•Воспитывать чувство гордости за достижения отечественных космонавтов;

•Воспитывать бережное отношения к тому, что есть на нашей планете;

•Воспитывать коммуникативные навыки, дружеских взаимоотношений.

С родителями:

-привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, наглядную информацию;

-стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах;

-способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

-привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Предметная среда (оборудование):

1) Помещение с оборудованием и предметами спортивного назначения в учреждении (физкультурный зал);

2) Групповое помещение (мебель, театральное оборудование, игрушки, атрибуты, предметы-заместители; пособия, плакаты и т.д.);

3) Книги, картины, фотографии, иллюстрации, макеты Земли (глобусы), аудиозаписи, видеоприложения, телевизор с ДВД-приводом, фонарик.

Этапы проекта

Задача

Мероприятия

Подготовительный

Планирование работы, прогнозирование результатов (продуктов проекта).

Беседы с детьми с целью выявить уровень знаний детей по данной теме (предварительный опрос) «В гости к нам пришел Незнайка».

Анкетирование родителей: «Что рассказать ребенку про космос»

Информация в родительский уголок в виде папок-передвижек: «День космонавтики – что рассказать ребенку?» и «Как вырастить космонавта».

Подбор научно-познавательной литературы совместно с родителями.

Составление плана предстоящей работы совместно с детьми группы.

Составление сценариев и конспектов мероприятий проекта.

Подготовка материалов и предметной среды.

Основной

Реализация совместного проекта детей, воспитателей и родителей.

Наблюдение за солнцем на прогулке: в пасмурную и ясную погоду. Выявление отличий.

Эксперимент: «Что дальше – Солнце или облака?».

Просмотр научно-популярного фильм BBC «Солнечная система».

Презентация «Освоение космоса».

Жданова И.К. «Мир и человек» (географический атлас).

Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне».

Чтение сказки И.Богданова, М. Большаковой «Мои друзья Смешарики. Биби».

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий

Просмотр отрывка из мультфильма «Белка и Стрелка» (2012г.).

Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка на Луне» (2001г.).

Просмотр отрывка из мультфильма «Тайна третьей планеты».

Цикл бесед о космосе: Что мы видим на небе? Планета, на которой мы живем. Полеты в космос. Земля и солнце. Для чего нужны спутники. Кто полетел в космос первым. Можно ли жить на Луне.

Сказка-постановка «Солнышко и шарик»

Рисование фантазийное «Созвездия».

Рисование свободное по мотивам просмотренного мультфильма («Тайна третьей планеты») «Необычная планета».

Аппликация «Ракеты в космосе».

Раскрашивание «глаз» для перчаточных кукол к спектаклю.

Игра со строительным материалом: «Построим ракеты».

Театрализованная постановка: театр перчаточных кукол «Необычная планета».

Дидактическая игра «Космическое лото».

Подготовка и проведение совместного с родителями спортивного мероприятия «День космонавтики»

Выставка детских работ для родителей и педагогов.

Заключительный

Итоговый опрос детей и родителей в рамках темы.

Запланированные мероприятия

Игра-опрос с детьми на предмет полученных знаний.

Информация для родителей о знаниях, полученных детьми в ходе реализации проекта, предстоящей работе.

Устный опрос родителей о совместной работе в рамках проекта.

Планируемые результаты (продукты) проекта:

Приобретенные расширенные знания детей.

Выставка детских рисунков и поделок на тему «Необычная планета» и «Новые созвездия», детских аппликаций «Ракеты».

Выставка познавательной литературы на тему «Космос» для детей и родителей.

Реализация проекта

Этап 1. Подготовительный.

С целью определения уровня знаний детей в области космоса, я провела игру-опрос. К детям «в гости» приходил Незнайка. Он рассказал, что другие коротышки собираются строить ракету, чтобы полететь на Луну. Но его не хотят брать, потому, что он ничего не знает про космос. Дети решили помочь Незнайке, ответив на простые вопросы. Оказалось, что знаний детей тоже недостаточно, чтобы Незнайка мог отправиться с товарищами в космическое путешествие.

Результаты опроса показали, что некоторые дети уже имеют отдаленное представление о космических объектах, хотя большинство затруднялись с ответом. Все дети были заинтересованы в новых знаниях, задавали много вопросов.

Далее я предложила родителям ответить на анкеты. Родители активно отвечали, отмечая необычность темы. Они были очень заинтересованы предстоящей работой с детьми. К сожалению, анкетирование показало, что далеко не все родители читают своим детям книжки, особенно научно-популярные. Я не могла обойти стороной данную проблему и решила организовать с родителями выставку книг, для чтения детям по теме «Космос». В течение двух дней мы с родителями подбирали материалы для выставки. Книжки были доступны на выставке одну неделю. Все книжки дети могли посмотреть, полистать. Некоторые из них мы успели прочитать за время реализации проекта. Дети с интересом рассматривали иллюстрации в книгах.

Кроме того, в родительский уголок были составлены 2 папки-передвижки с информацией о том, что в данном возрасте доступно детям для понимания из всего многообразия информации о космосе.

Этап 2 . Проведение мероприятий

Мероприятия проводились в соответствии с утвержденным расписанием непосредственной образовательной деятельности в средней группе и режимом дня:

Образовательная область «Познание»:

Просмотр мультимедийных приложений:

Научно-популярный фильм BBC «Солнечная система».

Презентация «Освоение космоса».

Жданова И.К. «Мир и человек» (географический атлас).

Наблюдение за солнцем на прогулке:

Наблюдение за солнцем в пасмурную и ясную погоду. Выявление отличий.

Эксперимент: «Что дальше – Солнце или облака?».

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.

Наглядная информация в родительский уголок на темы:

«День космонавтики – что рассказать ребенку?»

«Как вырастить космонавта».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Н. Носов «Незнайка на Луне».

И.Богданов, М. Большакова. «Мои друзья Смешарики. Биби».

Представление интерактивной информации:

Отрывок из мультфильма «Белка и Стрелка» (2012г.).

Отрывок из мультфильма «Незнайка на Луне» (2001г.).

Отрывок их мультфильма «Тайна третьей планеты».

Образовательная область «Коммуникация» :

Цикл бесед о космосе:

Что мы видим на небе?

Планета, на которой мы живем.

Полеты в космос.

Земля и Солнце.

Для чего нужны спутники.

Кто полетел в космос первым.

Можно ли жить на Луне?

Сказка-постановка «Солнышко и шарик»

Разучивание стихотворений.

Образовательная область «Художественное творчество»:

Рисование фантазийное «Созвездия».

Рисование свободное по мотивам просмотренного мультфильма («Тайна третьей планеты») «Необычная планета».

Аппликация «Ракеты».

В ходе реализации проекта были созданы следующие продукты:

Организована выставка детских рисунков и поделок на темы: «Необычная планета» и «Новые созвездия».

Организована выставка познавательной литературы на тему «Космос» для детей и родителей.

Этап 3 Заключительный

После проведения всех запланированных мероприятий, я вновь провела игру-опрос среди детей нашей группы. Ребята были рады помочь Незнайке, охотно делились новыми знаниями. Детям очень понравилось участвовать в проекте. Все без исключения выразили желание продолжать изучать данную тему.

Список источников:

Арнаутова Е.П., Белая К.Ю. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Выпуск 1 М.: Школьная Пресса, 2011

Буренина А.И, Родина М.И.. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. Сп-б.: Музыкальная палитра, 2008

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2010

Виноградова Н.А., Панкова Е.П.. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008

Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Космос». Художник А.Кукушкин

Детский сад: теория и практика. Журнал №9/2012 «Проектная деятельность дошкольника и ее организация в детском саду», электронная версия:

Жданова И.К. Географический атлас для детей «Мир и человек», М.:ГУ геодезии и картографии, 1989

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.М.: ТЦ «Сфера», 2007

Кагермазова Л.Ц. Возрастная Психология. (Психология развития) – электронный учебник.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.: М.: Академия, 2010.

Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2012

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность детском саду. Средняя группа. М.: «Карапуз», 2009

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-Пресс, 2002

Теннова Н.А. Астрономия для детей:

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ (2012). - М.: ТЦ Сфера, 2012

Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Мы с детьми решили начать новый проект и узнать как можно больше о космосе. Просим Вас принять участие в опросе по данной теме.

Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

Что, по Вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

Вы часто гуляете с ребенком? Где?

Обращаете ли Вы внимание ребенка на вечернее небо?

Какие созвездия, видимые невооруженным глазом с земли, Вы знаете?

Что вы рассказывали ребенку о Земле, Солнце, Луне?

Что Вы хотели, чтобы Ваш ребенок узнал о космосе?

Спасибо за участие!

Приложение 2

Аппликация из цветной бумаги «Ракеты в космосе»

Задачи: учить детей создавать и вырезать ракеты – делить квадрат на 2 треугольника (крылья-стабилизаторы). Закреплять навык вырезания круга из квадрата (планеты). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику – изображать огонь из сопла ракеты. Закреплять представления о геометрических фигурах. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа. Рассматривание изображений ночного неба. Беседы о космосе. Знакомство детей с явлением контраста. Конструирование ракет из конструкторов. Рассматривание изображения и фотографий разных ракет.

Материалы и оборудование. Листы картона темного цвета. Бумажные заготовки для вырезывания, цветная бумага, ножницы, клей, клееночки, кисточки, технологическая карта изготовления аппликации.

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагэдынь «Космонавт»:

Мне бы надо, очень надо

Космонавтом смелым стать.

Мне бы надо, очень надо

К двум Медведицам слетать!

Если силы наберу,

Заверну и на Луну,

И к веселым марсианам

Непременно загляну!

Мама шлем уже купила,

Скоро к звездам полечу.

Ем и кашу, и морковку,

Если даже не хочу.

Воспитатель показывает детям картины с изображением ракеты в космосе. Спрашивает – как можно сделать ракеты? Показывает последовательность изображения ракеты:

Берем прямоугольник. Что из него сделаем? Правильно, это будет корпус нашей ракеты. Похож наш прямоугольник на ракету? Почему? Давайте сделаем с одной стороны нос ракете. Для этого срезаем сначала один уголок от серединки короткой стороны. Затем от этой же серединки – другой. Как будем наклеивать на фон корпус? Если наклеим ровно, вертикально – будет похоже, что ракета летит? А если наклонно? Наклеиваем корпус ракеты наклонно на темное небо (картон).

Берем квадрат. Разрезаем его на 2 треугольника. (От одного уголка к противоположному). Получились 2 маленьких треугольника – это сопла ракеты. Приклеиваем сопла короткой стороной к ракете. Так, чтобы ракета «летела» вверх, а снизу получился прямой край. Это сопло ракеты.

Берем треугольники, которые остались от вырезания корпуса ракеты. Обрываем небольшие полоски – это пламя, вырывающееся из сопла. Приклеиваем пламя к нижнему краю нашей ракеты.

Куда может лететь наша ракета? Давайте сделаем свои планеты, к которым полетят наши ракеты. Для этого берем квадрат. От серединки одной стороны делаем срез к середине соседней стороны по дуге. Так все 4 угла. Получился круг –это планета (или Луна). Приклеиваем планету со стороны носа ракеты.

Чего не хватает нашей ракете? Правильно, окошка. Окно ракеты называется иллюминатор. Мы можем нарисовать его.

Дети вырезают ракеты, приклеивают их, рисуют иллюминатор ракеты фломастером или карандашом.

Воспитатель выдает дополнительный материал – подготовленные звезды, тем, кто раньше других справился с работой.

После занятия. Оформление выставки аппликаций «Ракеты в космосе».

Приложение 3

Рисование звезд и созвездий.

«Звездное небо».

Цель: Ознакомление детей с понятием «Созвездие».

Задачи:

Познакомить детей с понятиями «космос», «звезда», «созвездие». Закрепить навыки рисования карандашом, соединения двух точек одной неразрывной линией. Формировать познавательный интереса у детей. Развивать воображение, вызвать эмоциональный отклик.

Оборудование и материалы:

Альбомы и картины на тему «Космос», атлас звездного неба; картон или тонированная бумага голубого цвета, восковые карандаши, фломастеры.

Конспект занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о Космосе и звездах. Знаете ли Вы, что такое Космос? (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Это пространство вокруг нашей планеты.

Отгадайте загадку и вспомните, что можно ночью увидеть на небе?

Белые цветочки

Вечером на небе расцветают,

А утром увядают (звезды)).

Что мы видим на небе только ночью? (ответы детей)

Правильно. Это звезды.

Звездочки на небе, которые мы видим, очень большие, но кажутся нам такими маленькими потому, что находятся очень далеко от Земли.

Воспитатель: А теперь я Вас приглашаю отправиться в путешествие по звездному небу. Когда погода ясная и безоблачная, то мы видим с вами на небе много-много звезд. Еще с древних времен люди наблюдали за звездами и разделяли их на группы. Самые заметные звездочки люди соединяли воображаемыми линиями и как бы рисовали по небу, а потом смотрели, на что похожи рисунки. А рисунки получались разные: одни были похожи на людей, другие на животных или птиц. Люди называли такие группы звезд созвездиями. Все они напоминали людям какие-то фигуры.

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду рисовать созвездия, а вы постараетесь догадаться, на что они похожи.

Воспитатель рисует созвездие лебедя и медведицы сначала точками, превращая их затем в соответствующие изображения.

Далее проводится игра «Придумай свое созвездие». Дети придумывают созвездие, например, «Жираф», «Слон» или «Ракета», которое воспитатель воспроизводит.

После чего каждому ребенку предлагается сделать самостоятельно рисунок на тему: «Звездное небо». Дети приступают к работе.

По окончании работы, детям предлагается рассмотреть рисунки друг друга, рассказать о своем созвездии.

Приложение 4

Физкультминутки

Космодром

Все готово для полета,

(Дети поднимают руки сначала вперёд, затем вверх.)

Ждут ракеты всех ребят.

(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету.)

Мало времени для взлета,

(Маршируют на месте.)

Космонавты встали в ряд.

(Встали прыжком – ноги врозь, руки на поясе.)

Поклонились вправо, влево,

(Делают наклоны в стороны.)

Отдадим земной поклон.

(Делают наклоны вперёд.)

Вот ракета полетела. 

(Делают прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром.

(Приседают на корточки, затем поднимаются)

2.Полет

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

(Потянуться – руки вверх).

А внизу леса, поля –

(Наклониться).

Расстилается земля.

(Руки развести в стороны).

Пальчиковая гимнастика

Мы ладони вместе сложим, чтоб ракета получилась.

На ракету дуй сильнее, чтобы в путь она пустилась.

Вот летит ракета влево – ярко звезды там сияют,

Глазки тоже не ленятся – в путь ракету провожают.

Впереди по курсу месяц, отправляемся туда.

За ракетой следом глазки, нам не трудно, ерунда.

Справа видим мы ракету, в ней друзья наши летят.

Мы летим за ними следом. И обратно, в детский сад

Космонавты, выходите, руки, ноги разомните.

Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.

Над макушкой три хлопка, а потом и два прыжка.

Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,

Сели тихо и легко. (Движения по тексту)

Приложение 5

Цикл бесед о космосе в средней группе

Цель: раскрыть понятие «Космос», познакомить с космическими телами, аппаратами. Дать представление о профессии космонавта, значении этой профессии для общества.

Подготовительная работа. Однажды я проводила в группе вечер любимых книг. Дети принесли свои самые любимые книжки. Мы читали короткие рассказы и отрывки произведений, рассматривали картинки, обсуждали. Я рассказала детям о произведении Н. Носова «Незнайка на Луне». Дети были очень заинтересованы , услышанным. Один мальчик принес книжку, в которой была изображена Солнечная Система. Все дети так заинтересовались темой Земли, как планеты и Луны, что стали задавать вопросы, ответы на которые порождали десятки новых вопросов.

Так мы с детьми решили изучать Космос.

Что мы видим на небе.

Оборудование: большая картонная звезда (оклеенная фольгой), солнце (плюшевая игрушка), средний и малый спортивные мячи синего цвета.

Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и видела на небе и солнце, и месяц! Такое бывает очень редко! Ранним весенним утром Луна такая яркая, что можно видеть и первые лучики Солнца, и бледный силуэт Луны. А что мы можем видеть сейчас на небе? А ночью? (ответы детей) А почему у нас постоянно меняются день и ночь? (ответы детей) Я могу подсказать Вам ответ. Послушайте маленькую сказку. Про солнышко и Шарик.

Приложение 6

Сказка с показом «Солнышко и шарик»

Когда-то, очень-очень давно, жила звезда. Она была красивая и яркая. Свет её с каждым разом становился всё ярче и сильнее. И вот пришло время, когда устала звезда светить так ярко. Она вспыхнула сильнее обычного и рассыпалась на мелкие кусочки. Их было так много, и они совсем были разные, эти кусочки, и не похожие друг на друга. А один оказался ровненький, гладенький и очень круглый, как шарик. Летал этот шарик долго-долго один в пространстве, и скучно ему стало. Приостановился он немного и, загрустив, промолвил.

«Вот я, совсем один, в тёмном пространстве, и нет никого со мной рядом. Плохо мне без друга!»- промолвил он и заплакал.

И, вдруг, яркий свет и тепло окутали его. И так ему стало хорошо и весело!

 «А можно мне стать твоим другом?» - услышал Шарик, - «Я буду тебя согревать и оберегать, мы будем с тобой играть!»

«А как мы будем с тобой играть? – поинтересовался Шарик, - да и кто ты?»

«Я – Солнце, я тоже звезда, дарю всем свет и тепло!»

«Да, да, да!» – воскликнул Шарик, – «а давай играть в догонялки!»

«Давай!» - ответило Солнышко, - «я покажу тебе дорогу, чтобы ты больше не заблудился в пространстве». 

И так стали дружить Солнышко и Шарик. Когда они, играя в догонялки, приближались друг к другу, Шарик всегда кричал: «Ой, ой, ой, ой! Мне очень жарко! Очень! Хочу попрохладнее!» - и, убегая от Солнышка, поворачивал к нему другой свой бок.

Так появились времена года. А когда друзья играли в жмурки, то ночь сменяла день.

От солнечного тепла и света Шарик стал расти. Он становился всё больше и больше, и на его поверхности стали появляться реки, моря и суша, животные, рыбы и птицы, а после появились и люди. И Шарик наш вырос. Он превратился  в огромную красивую планету, которую назвали Земля.

Так и на нашей планете, на Земле, происходит смена времен года – года Земля поближе подлетает к Солнцу – наступает лето, а как подальше – зима. Пока Солнце освещает одну сторону планеты – там день, а на другой стороне (которая в тени) – ночь.

Ну, а что дружба? До сих пор дружит наша планета с солнцем.  И ещё очень-очень долго будет продолжаться эта дружба, потому что без друзей жить нельзя.

Приложение 7

Полеты в Космос.

Оборудование: мультфильм «Незнайка на Луне» на ДВД-носителе, телевизор с ДВД-приводом, картинки с изображением Земли и Луны, фотографии космонавтов в скафандрах, ракет, карточки с изображением одежды (сезонной и профессиональной), фотопортрет Ю.А. Гагарина, собак-космонавтов.

Воспитатель:

Ребята, смотрите, как тепло стало на улице – какое время года наступает? (ответы детей).как вы думаете, какую одежду мне лучше взять (предложить на выбор картинки с изображением одежды)? Почему? (ответы детей). А куда же тогда можно пойти вот в этой одежде?(Показывает нарисованный скафандр) (ответы детей)

Да, ребята, это специальная одежда для полетов в Космос, называется скафандр. Повторите, пожалуйста. (Несколько человек повторяют новое слово)

Скафандр нужен человеку, чтобы защитить его от тепла, холода, а самое главное – чтобы человек мог дышать. Я скажу Вам по секрету, что наша планета, Земля – единственное место в Космосе, где есть воздух, которым мы дышим. В Космосе нет воздуха. А в скафандрах есть. Поэтому человек, одевший скафандр, может долго находиться в Космосе. Как вы думаете, а как человек, даже в скафандре, может подняться в Космос? (ответы детей)

Ребята, люди так давно интересовались тем, что находится над Землей, что придумали специальные аппараты. Отгадайте загадку и узнаете, как они называются.

Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться. лишь распустит птица хвост и поднимется до звезд (ракета) .

Правильно. Ракета. Это огромный, похожий на трубу с крыльями, аппарат, в котором могут находиться даже несколько людей. Ракеты заправляют специальным топливом. Когда топливо сгорает, из ракеты вырывается пламя, и она уносится вверх, в небо. В Космос.

Самым первым человеком, который отважился полететь в Космос на ракете, был наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. До него никто и никогда не летал в космос. Гагарин облетел вокруг нашей планеты всего за 2 часа и вернулся на Землю целым и невредимым. После этого великого события люди поняли, что человек может находиться в космосе.

Ребята, а как вы думаете, можно ли было запустить человека в космос, не проверив, возможность его возвращения на землю? (ответ детей) Конечно, нет. Сперва в космос отправляли животных. Знаете ли вы, какие животные осваивали космос? (ответы детей)

Воспитатель: Это были собаки Белка и Стрелка, которые облетели Землю и вернулись обратно к людям. Для полета Белке и Стрелке даже сшили специальные костюмы красного и зеленого цвета. Вскоре людям стало любопытно, куда же можно полететь на ракете? Что же можно увидеть в огромном Космическом пространстве? И первым объектом исследований ученых стала Луна. Луна – это спутник нашей планеты. Она, как младшая сестра, всегда рядом с Землей. Оказалось, что ракета может долететь и приземлиться прямо на Луну. Люди научились управлять ракетами так, чтобы можно было опускаться на Луну.

Ребята, а я сегодня принесла Вам посмотреть удивительный мультфильм. Скажите, пожалуйста, как звали маленького мальчишку, который не желал ничему учиться и носил огромную синюю шляпу? (ответы детей). Правильно. Помните, мы обсуждали с Вами сказку «Незнайка на Луне». А сейчас я предлагаю Вам посмотреть отрывок из мультфильма про Незнайку.

Дети смотрят отрывок мультфильма о том, как коротышки построили ракету и Незнайка полетел на Луну.

Обсуждение мультфильма.

Приложение 8