Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Конспект НОД по познавательному развитию "Маленьким детям большие права"

Автор: Щелкунова Маргарита Юрьевна, воспитатель
г.Рязань

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146»

КОНСПЕКТ НОД

по познавательному развитию

«Маленьким детям большие права»

в старшей группе №6

для детей с ТНР

Разработан воспитателем

Щелкуновой М.Ю.

Рязань,2020

Цель:  формирование представления у детей старшего дошкольного возраста о правах ребенка

Задачи:

Познакомить детей с понятием «право»

Систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях

Развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, расширять кругозор детей

Обогащать словарный запас детей новыми словами

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям

Воспитывать навыки нравственно-этических норм поведения

Материал: аудиозаписи: песни «Я имею право…» из мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка», коляски с куклами «младенцами» с манжетками на руках, мяч, свидетельство о рождении, паспорт, «Конвенция о правах ребенка»

Предварительная работа: беседа «Зачем человеку имя?», дидактическая игра «Что сначала, что потом», просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка»

Ход НОД:

Звучит запись плача новорожденного ребенка.

 Воспитатель: Как вы думаете, кто это плачет? (Маленький ребенок) Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребенок. (Показывает в коляске кукол – младенцев – «новорожденные») А что это у них на руке? (Обращает внимание на руки кукол, где прикреплены манжетки с указанием даты рождения) Как вы думаете, зачем нужна такая манжетка? Все новорожденные одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имен у них ещё нет, есть только манжетки с цифрами.

- Как вы думаете, зачем человеку имя? (Ответы детей)

Воспитатель: У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других людей. Обращаясь к человеку, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек поймет, что обращаются именно к нему. Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя.

При рождении ребёнка родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, которое им нравится.

Воспитатель:  Каждого из нас можно назвать ласково и нежно. Назовите ласково друг друга на ушко.

Дидактическая игра «Прошепчи на ушко»

Есть по этому поводу русская пословица: «Ласковое слово и кошке приятно».

А можно назвать имя грубо и этим обидеть человека.

Воспитатель: Мы растём, и растет и наше имя. Я вам буду бросать мяч, называя ваше имя, а вы возвращайте его мне, и называйте свое полное имя.

Как только человек родился, ему дали имя, родители ребёнка получают его первый документ «Свидетельство о рождении» (На слайде «Свидетельство о рождении» и «Паспорт»)

Воспитатель:  Дети должны и имеют право жить в семье. Что же такое семья? Из каких членов семьи состоит ваша семья? Какая она? (Большая, маленькая, дружная, трудолюбивая и т.д.). Кто что делает в вашей семье?

Дидактическое упражнение «Исправь предложение»

Сначала родились мы, а потом наши родители.

Бабушка младше мамы.

Я бабушкина дочка.

Дети, скажите, Вам хорошо жить в семье?

В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». 

Все дети имеют право на жизнь в семье.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель:  Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.

Но помимо прав у каждого человека и у ребенка тоже должны быть и обязанности в семье.

Физминутка:  Подвижная игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» (Воспитатель предлагает показать, какие у детей обязанности в семье).

Воспитатель: Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны их слушаться.

Воспитатель:  Все дети имеют право на медицинскую помощь.

Ребята, если человек заболел, то, что нужно сделать? (Обратиться к врачу). Каждый человек он имеет право на медицинскую помощь. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, одеваться по сезону.

 Воспитатель: Также все дети имеют право на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Расскажите, как вы отдыхаете? (Ответы детей). 

Воспитатель: Дети имеют право на бесплатное образование. 

Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания. 

Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).

Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.

В школе дети получают необходимые знания. Затем учебу можно продолжить в институте, университете. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет в дальнейшем стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.

Воспитатель: Все права детей написаны в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка». (Показ слайда «Конвенция о правах ребёнка).

В ней говорится о том что, все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права. 

А что такое право? (Высказывания детей).

Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством. 

Лишь появится ребёнок,

И дышать начнёт едва,

Он имеет право жить,

Развиваться и дружить; 

Иметь уютный, теплый дом, 

Видеть тихий мирный сон. 

Врачей помощь получать, 

Обучаться, отдыхать, 

Быть весёлым и здоровым, 

Восхищаться чем-то новым, 

И любить, и быть любим. 

Он на свете не один!

О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей). 

Итог НОД

Воспитатель: Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).

Дети, надо знать свои права и обязанности. Такие же права есть у всех детей, нельзя нарушать права других людей.

Звучит аудиозапись песни «Я имею право…» из мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка»

Я имею право быть чёрным и белым.Я имею право быть ловким и смелым.Ты имеешь право иметь своё имя.Ты имеешь право быть просто любимым.Мы имеем право на всём белом свете.Мы имеем право — мы дети!