Конспект НОД по познавательному развитию "Маленьким детям большие права"
Скачать свидетельство о публикации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146»
КОНСПЕКТ НОД
по познавательному развитию
«Маленьким детям большие права»
в старшей группе №6
для детей с ТНР
Разработан воспитателем
Щелкуновой М.Ю.
Рязань,2020
Цель: формирование представления у детей старшего дошкольного возраста о правах ребенка
Задачи:
Познакомить детей с понятием «право»
Систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях
Развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, расширять кругозор детей
Обогащать словарный запас детей новыми словами
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям
Воспитывать навыки нравственно-этических норм поведения
Материал: аудиозаписи: песни «Я имею право…» из мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка», коляски с куклами «младенцами» с манжетками на руках, мяч, свидетельство о рождении, паспорт, «Конвенция о правах ребенка»
Предварительная работа: беседа «Зачем человеку имя?», дидактическая игра «Что сначала, что потом», просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка»
Ход НОД:
Звучит запись плача новорожденного ребенка.
Воспитатель: Как вы думаете, кто это плачет? (Маленький ребенок) Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребенок. (Показывает в коляске кукол – младенцев – «новорожденные») А что это у них на руке? (Обращает внимание на руки кукол, где прикреплены манжетки с указанием даты рождения) Как вы думаете, зачем нужна такая манжетка? Все новорожденные одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имен у них ещё нет, есть только манжетки с цифрами.
- Как вы думаете, зачем человеку имя? (Ответы детей)
Воспитатель: У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других людей. Обращаясь к человеку, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек поймет, что обращаются именно к нему. Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя.
При рождении ребёнка родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, которое им нравится.
Воспитатель: Каждого из нас можно назвать ласково и нежно. Назовите ласково друг друга на ушко.
Дидактическая игра «Прошепчи на ушко»
Есть по этому поводу русская пословица: «Ласковое слово и кошке приятно».
А можно назвать имя грубо и этим обидеть человека.
Воспитатель: Мы растём, и растет и наше имя. Я вам буду бросать мяч, называя ваше имя, а вы возвращайте его мне, и называйте свое полное имя.
Как только человек родился, ему дали имя, родители ребёнка получают его первый документ «Свидетельство о рождении» (На слайде «Свидетельство о рождении» и «Паспорт»)
Воспитатель: Дети должны и имеют право жить в семье. Что же такое семья? Из каких членов семьи состоит ваша семья? Какая она? (Большая, маленькая, дружная, трудолюбивая и т.д.). Кто что делает в вашей семье?
Дидактическое упражнение «Исправь предложение»
Сначала родились мы, а потом наши родители.
Бабушка младше мамы.
Я бабушкина дочка.
Дети, скажите, Вам хорошо жить в семье?
В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Все дети имеют право на жизнь в семье.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
Воспитатель: Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.
Но помимо прав у каждого человека и у ребенка тоже должны быть и обязанности в семье.
Физминутка: Подвижная игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» (Воспитатель предлагает показать, какие у детей обязанности в семье).
Воспитатель: Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны их слушаться.
Воспитатель: Все дети имеют право на медицинскую помощь.
Ребята, если человек заболел, то, что нужно сделать? (Обратиться к врачу). Каждый человек он имеет право на медицинскую помощь. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, одеваться по сезону.
Воспитатель: Также все дети имеют право на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Расскажите, как вы отдыхаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети имеют право на бесплатное образование.
Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.
Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).
Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.
В школе дети получают необходимые знания. Затем учебу можно продолжить в институте, университете. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет в дальнейшем стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.
Воспитатель: Все права детей написаны в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка». (Показ слайда «Конвенция о правах ребёнка).
В ней говорится о том что, все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права.
А что такое право? (Высказывания детей).
Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.
Лишь появится ребёнок,
И дышать начнёт едва,
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любим.
Он на свете не один!
О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей).
Итог НОД
Воспитатель: Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Дети, надо знать свои права и обязанности. Такие же права есть у всех детей, нельзя нарушать права других людей.
Звучит аудиозапись песни «Я имею право…» из мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка»
Я имею право быть чёрным и белым.Я имею право быть ловким и смелым.Ты имеешь право иметь своё имя.Ты имеешь право быть просто любимым.Мы имеем право на всём белом свете.Мы имеем право — мы дети!