Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Развитие световосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр

Автор: Димитрова Татьяна Анатольевна, воспитатель
Г. Оренбург

Учить выделять и называть основные цвета. Развивать чувство цвета. Формировать умение классифицировать их по различным признакам

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

«Развитие световосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»

Сенсорное воспитание ребёнка – это основа познания мира. Это база для успешного развития маленького человечка как личности. Но «составляющие» этой «базы» будут положены стихийно, беспорядочно и в конце концов сделают неустойчивым всю «конструкцию», если познание ребёнка не будет иметь четкой поставленной цели, не будет иметь соответствующего педагогического руководства.

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

В ООП ДО комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Ранний возраст – это очень значимый период в развитии ребёнка. Отечественный учёный Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно в этот период дети становятся самостоятельнее. Активизируется умственная, физическая и психическая активность ребёнка. Сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности – в дидактических играх, в игровых ситуациях, в действиях с предметами, в рисовании и лепке, наблюдении, в занятиях и играх со строительным материалом. Благодаря этому, у ребёнка закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними. И, хотя для маленького ребёнка важное значение имеет чувственное восприятие, но в тоже время повышается роль слова при знакомстве со свойствами предметов.

Развитие чувства цвета, умения выделять, называть основные цвета, умения классифицировать их по различным признакам играет существенную роль в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.

В вопросах сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста важную роль сыграли работы (Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, и др.).

Маленьким ребенком знакомство с миром начинается с восприятия цветных предметов и явлений.

В психологической литературе говорится о том, что органы чувств ребенка начинают выполнять свои функции с самого момента его рождения.

Из всех органов чувств, зрение является основным, поэтому оно самым первым начинает активно формироваться.

Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.

Несмотря на свою яркость, восприятие цвета является наиболее сложным процессом с точки зрения осуществления практических действий, которыми ребенок, прежде всего, овладевает. Цвет ребенком воспринимается сложнее, так как в отличие от формы и величины предмета не оказывает большого влияния на выполнение действий с ним.

Цвета окружают человека на протяжении всей его жизни и оказывают на него сильное влияние с самых первых дней его существования. Именно цвет наполняет этот мир красотой, богатством и разнообразием.

Цвет как свойство предмета и явления познается детьми раннего возраста посредством восприятия. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи (Д.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина и др.), педагоги (В.А, Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, М. Монтессори, Ф. Фребель, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.).

Восприятие – это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические и ахроматические цвета.

Доктор педагогических наук Е.А. Аркин предложил использовать три метода работы с цветом:

1. метод подбора;

2.метод называния;

3.метод выбора по называнию.

С первых дней жизни к ребенку поступает огромная цветовая информация, но мир цвета открывается ребенку не полностью, а в определенной последовательности:

1. Первостепенно при определении цвета большую роль играет подбор, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их схожесть или различие. При этом он может ещё не полностью владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета желтые или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета разные или одинаковые.

2. Когда ребенок сможет определять сходство и различие цветов при их прямом контакте, то есть путем приложения или наложения, он переходит к выбору по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта.

3. Далее идет работа по закреплению названия цвета. На этом этапе ребенок различает цвета по слову-названию без обязательного прикладывания или сопоставления с образцом цвета, а также самостоятельно различает и называет основные цвета. При помощи слова полученный ребенком опыт восприятия цвета становится представлениями о цвете, которые ребенок использует в повседневной деятельности.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, синего, желтого и зеленого.

В процессе знакомства детей с цветом выделяют следующие этапы:

1. различение цветов по принципу «такой – не такой». На данном этапе дети сравнивают предложенные им предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу, сравнивая их друг с другом;

2. зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, без прикладывания; выбор цвета по образцу;

3. закрепление представлений о цвете в слове. На данном этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их по образцу.

Развитие цветовосприятия детей раннего возраста направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы по цветам, научить детей ориентироваться в основных цветах спектра, научить их называть основные цвета, сопоставлять цвета предметов с образцом и т.д.;

Одним из самых эффективных путей активизации познавательной деятельности детей является дидактическая игра. В игре заложены многочисленные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. Ребенок, заинтересованный игрой, не замечает того, что учится, хотя постоянно сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Игры, нацеленные на восприятие цвета, помогут научить детей узнавать, различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Осознание цвета не является врожденным качеством, поэтому только с помощью взрослых дети смогут увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

Для формирования определенной системы знаний через дидактические игры используются следующие принципы:

1. Принцип доступности и индивидуальности.

Каждый ребенок индивидуален, обладающий определёнными качествами. У каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Необходимо учитывать и знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

2. Принцип последовательности и систематичности.

Важным фактором при знакомстве с цветом является последовательность, предусматривающая постепенное усложнение материала, (от простого к сложному). Ознакомление с цветом проходит в определенной последовательности: красный цвет, затем синий, желтый, зеленый. При этом знакомство с новым цветом проводится в параллели с закреплением ранее изученного цвета.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

3. Принцип связи с жизненным опытом.

От правильной реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка понятию цвета. Значимым фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д.

4. Принцип наглядности.

Учитывая психологию и возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет огромную роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Грамотно подобранные по цвету дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

5. Принцип эмоциональности.

Дети этого возраста не способны увлечься тем, что не вызывает интереса, поэтому их успехи зависят не только от доступности материала, но и от заинтересованности. Все общение взрослого должно быть выразительным, эмоциональным и «заразительным». Интерес к любой деятельности легко передается маленькому ребенку тогда, когда взрослый сам увлечен ею.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, разнообразное, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.

В условиях доступности выбора и при умении выбирать ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне интересен ему именно сейчас. А воспитатель, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития.

Все дидактические игры  классифицируются по характеру используемого дидактического материала. Это игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Выбор классификации не случаен. Проанализировав имеющиеся дидактические игры, можно сделать вывод, что:

Игры с предметами соответствуют первому этапу обучения детей цвету и решают такие задачи:

1. учить детей сопоставлению цвета по принципу «такой – не такой»;

2. учить сравнивать цвета в практической деятельности;

3. учить подбирать пары предметов по цвету.

Настольно-печатные игры соответствуют второму этапу обучения цвету и направлены на решение соответствующих задач:

1. закреплять умение различать цвета;

2. учить подбирать, чередовать и сравнивать цвета в соответствии с образцом;

3. закреплять знания названия цветов.

Словесные игры связаны с третьим этапом обучения и решают следующие задачи:

1. учить узнавать цвета с помощью зрения и по слову-названию;

2. учить классифицировать изображения по цвету;

3. учить применять знания цветов и их названий в практической деятельности.

Дидактические игры и упражнения дают положительный результат лишь тогда, когда педагог четко представляет себе, какие задачи могут быть реализованы в процессе их применения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Дидактические игры и упражнения очень важны, во время их проведения у ребенка вырабатываются необходимые качества, которые важны для успешного умственного развития; у него развивается способность сконцентрироваться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

В своей работе при ознакомлении детей раннего возраста с цветом, я использую следующие дидактические игры и упражнения:

«Подбери по цвету», «Найди такого же цвета». Разнообразные игры с прищепками (Ягодка, цветочек, иголки для кактуса, листочки для дерева, тучка и т. д.). «Собери бусы», «Собери (красную, синюю, желтую, зеленную) гусеничку». «Найди и назови», «Спрячь мышку в домик», «Найди такой же», «Подбери чашечку к блюдцу», «Найди ежику колючки», «Спрячь снеговика», «Подбери пару к туфельке»и т. д.

К дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить инициативу ребенка, отметить доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Соответственно в учебно-воспитательном процессе особое внимание необходимо уделять использованию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие цветовосприятия детей раннего возраста.