Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в музыкально- игровой деятельности

Автор: Вилена Генриховна Ступина, музыкальный руководитель
город Котельниково Волгоградской области

Целью является теоретическое обоснование использование музыкальных игр в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

ГАОУ ДПО « Волгоградская Академия последипломного образования»

Кафедра теории, методики и организации социально- культурной деятельности

Реферат

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста в музыкально - игровой деятельности.

Научный руководитель

Колоскова И.В.

Выполнила: Ступина Вилена Генриховна Музыкальный руководитель

МБДОУ ДС №1 « Красная Шапочка»

г.Котельниково Волгоградской обл.,

слушатель курса № 169.

Волгоград 2015

Содержание

Введение………………………………………………стр.2-3.

Глава 1. Теоретические основы понятия « эмоциональная отзывчивость на музыку»………..стр.4-12.

Глава 2. Значение и педагогические возможности музыкально - игровой деятельности дошкольников…….стр.13-18.

Заключение………стр. 18-19.

Список литературы…..стр.19-20.

Введение

Проблеме эмоционального развития ребенка, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной педагогике. В контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ( утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155), предусматривающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия, развитие эмоциональной отзывчивости, в том числе на музыку, можно считать приоритетным направлением в работе педагогов.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, « обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Выбор данной темы работы объясняется тем, что эмоции являются « центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего- ребенка. В последние годы появляется все больше детей с нарушениями эмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающимися.

Неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта представляет музыкальное искусство. Оно глубоко захватывает ребенка и организует его эмоциональное существо, в общении с ней легко найти выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Музыка способна ранее всех других видов искусств воздействовать на чувства человека, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию, активно развивать фантазию и воображение.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский в своих трудах подчеркивал значимость музыкального искусства и считал его главнейшим средством воспитания культуры личности. Он писал: «если в раннем детстве донести красоту до сердца музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально- игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями .Понятие музыкально- эстетическая культура и музыкально- игровой опыт неразрывно связаны между собой единым логическим основанием- ценной в художественном отношении музыкой. В дошкольном возрасте развитие эмоциональной отзывчивости ведет к появлению ценностного отношения ребенка к музыке, основанного на эмоциональных оценках, художественно- образном мышлении и воображении, опыте творческой игровой деятельности.

Целью данной работы является теоретическое обоснование использования музыкальных игр в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку.

Объектом исследования является психолого-педагогическая литература, содержащая материалы по данной теме музыкальное воспитание детей в ДОО.

Предметом исследования является музыкальная игра как эффективное средство, обеспечивающее формирование ценностного отношения к музыкально- эстетической культуре.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие «эмоциональная отзывчивость на музыку» в психолого- педагогической литературе;

- выявить педагогические возможности музыкально- игровой деятельности

в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников.

Глава 1. Теоретические основы понятия «эмоциональная отзывчивость» на музыку.

Эмоции занимают важное место в жизни людей. Они способны оказывать воздействие на поведение и деятельность человека. В отечественной и зарубежной психологии эмоциональные проявления личности рассматриваются: как факт сознания ( Л.С Выготский, К.Е. Изард ); как специфический вид физиологических процессов(В.Джемс, К. Ланге); как регуляторы деятельности ( Л.И. Божович, А.В.Запорожец).

Многие отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн вывели ряд принципиально важных положений относительно зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности.

А.К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, ее мотивам. Высказываясь о функциях эмоций, автор отмечает, что они выполняют роль внутренних сигналов, выступая в форме переживания, как эмоциональный процесс (в виде желания, стремления, хотения), эмоции отражают смысл, значение объектов и ситуаций, воздействующих на человека. Вопрос о функции эмоций связывается с вопросом об условиях их возникновения. Эмоции, по мнению А.Н. Леонтьева, возникают вслед за актуализацией мотива (потребности) и прежде рациональной оценки субъектом своей деятельности [9, с. 198]. Автор отмечает, что, даже когда мотивы не осознаются, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме- в форме эмоциональной окраски действий [9, с. 201].

Терминологически эмоциональная отзывчивость используется как обобщающее определение для многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, выраженным в произведениях искусств, чувствам других людей, ко всему живому.

По мнению Б.Асафьева, В.К. Вилюнаса, А.В. Запорожца, различный уровень эмоциональной отзывчивости характеризует уровень отношений субъекта к объекту взаимодействия, являясь объективным показателем данного отношения. Тарасов Г.С. подчеркивал, что исходный уровень проявления эмоциональной отзывчивости связывается с чувствительностью или впечатлительностью. Р.С.Буре, Е.А. Шовкомуд рассматривали эмоциональную отзывчивость как личное качество на социально- нравственном уровне в связи с формированием межличностных отношений. В исследованиях данного направления отмечается, что эмоциональная отзывчивость выступает первопричиной активных действий человека и прежде всего ребенка , оказывает глубокое воздействие на становление таких качеств, как чуткость, гуманность, доброта.

В преддошкольном возрасте, как отмечает А.Н. Леонтьев, для ребенка еще не установились соответствующие соотношения между более и менее важным смыслом различных явлений и различных видов его собственной деятельности. Эти соотношения могут установиться, но лишь извне- в ходе фактического развертывания поведения, а также в результате непосредственного воспитательного воздействия взрослого [ 9, с.15]. Этот вывод ученого имеет важное значение, так как подтверждает необходимость формирования именно в дошкольном детстве эмоционально- оценочного отношения, являющегося базисом в развитии эстетического сознания.

Эмоциональная отзывчивость на музыку, по мнению большинства музыкальных теоретиков, сложное психолого- педагогическое понятие и рассматривается как особая музыкальная способность, природа которой соотносится с эмоциональной природой музыкального искусства.

Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, К.В. Тарасова связывают эмоциональную отзывчивость с эмоциональной природой музыкального искусства и указывают на то, что она развивается по тем же законам , что и познавательный акт. Эмоциональная отзывчивость понимается как переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто как «эмоция, случайно возникшая во время музыки».

Б.М. Теплов в своих теоретических исследованиях рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку в основном как познавательный процесс, справедливо отмечая, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Он пишет: «Понять художественное произведение- значит прежде всего прочувствовать , эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним: с чувства должно начинаться восприятия искусства; через него оно должно идти, без него оно невозможно…»[18, с. 10-11].

В предложенной Б.М. Тепловым структуре музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет центр музыкальности, главный ее признак. Музыкальность- это комплекс специальных способностей, находящих свое выражение в своеобразной ориентировке в музыке. Чем более музыкален человек, тем больше он слышит в музыке, подчеркивает Б.М. Теплов. Связывая музыкальность с переживанием содержательной стороны музыкального произведения, автор указывает на единство эмоциональной и слуховой стороны музыкальности. На основе теоретического анализа, Теплов выделяет три основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности: ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха), способность к слуховому представлению (репродуктивный компонент слуха), и музыкально- ритмическое чувство ( способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать и точно воспроизводить его). Данная структура музыкальности предполагает восприятие и переживание музыки как некоторого эмоционального содержания. Эмоциональная отзывчивость в трактовке Теплова основана на различении эмоциональной, ладовой окраски произведения, настроения и чувств, выраженных в нем, а также способности активно ( двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма. Таким образом, выделенные автором основные музыкальные способности- ладовое и музыкально- ритмическое чувство- лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку, их развитие способствует глубокому, эмоциональному проникновению в художественное содержание произведения. Вместе с тем он отмечал, что развитие эмоционального компонента музыкального слуха проявляется прежде всего в любви и интересе к слушанию музыки, признавая тем самым, что эмоциональное переживание музыки оказывает воздействие на формирование отношения к ней.

Предложенная Тепловым Б.М. концепция музыкальности, по мнению самого автора, не является исчерпывающей. Она не содержит анализа психологического механизма и особенностей развития эмоциональной отзывчивости на музыку как ядра музыкальности. Однако акценты, которые расставил автор в своих рассуждениях о личности музыканта, а также в характеристиках музыкальных проявлений детей дают основание предположить, что эмоциональная отзывчивость на музыку может выступать не только как процесс, сопровождающий ее восприятие, но и как качество личности , формирующееся в музыкальной деятельности.

Подтверждение данного предложения можно найти в трудах В.Н.Мясищева, посвященных проблеме способностей и склонностей человека. Психолог считает, что интерес, увлечение, любовь к той или иной деятельности являются условием ее успешности, лежат в основе личностного отношения. «Формально- функциональное, безличное понимание способностей,- пишет Мясищев,- должно быть заменено содержательно- личностным пониманием, учитывающим не только функциональную характеристику человека, но и его избирательное отношение к деятельности [13, с.282]. Активное, положительное, избирательное отношение к деятельности, Мясищев В.Н. называет склонностью. Склонность как отношение, как потребность в деятельности, является той побудительной силой, которая влияет на развитие способностей. Он отмечал, что « склонность идет как бы впереди способности и таланта. Она пробуждает дремлющие силы, побуждает к поискам основания деятельности, к подтверждению осознания высокого значения этой деятельности [ 13, с. 313]. Далее автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте диапазон склонностей и интересов более широк, чем диапазон проявляющихся способностей, необходимо раннее развитие склонностей для формирования личности. Эмоциональная отзывчивость, как проявление эмоционального отношения к музыкальным произведениям, должна рассматриваться не только как музыкальная способность, но и как личное качество ребенка.

В статье «Психология музыкальных способностей» Г.С.Тарасов предлагает рассматривать личностную природу музыкальных способностей, опираясь на понимание музыки как формы художественного общения( Л.А. Мазель, В. Медушевский).Изменение традиционного понимания музыкальных способностей автор видит в возможности рассматривать их с коммуникативных позиций. Он предлагает определять и оценивать музыкальные способности, связывая их с изменением отношения личности к музыке в процессе ее восприятия. Только появление принципиального нового качества в отношении личности к музыке может свидетельствовать о появлении нового свойства в развитии музыкальных способностей, как считает автор [17, с.57].

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях приходит к выводу о том, что для целостной музыкальной характеристики необходимо учитывать особенности личности с ее интересами и запросами. Эмоциональный отклик на музыку она определяет как ведущий компонент музыкальности и своих трудах рассматривает эмоциональную отзывчивость не только как важнейший компонент структуры музыкальности, но и как одну из задач эстетического воспитания.

Известно, что дошкольное детство- период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка – искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь прогрессивных изменений личности и музыкально- эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального воспитания Н.А.Ветлугина, Л. С. Выготский, А.В.Запорожец, Е.В. Назайкинский, Б.М.Теплов, В.И.Петрушин др.).

О необходимости приобщения ребенка к миру музыкальной культуры, развития эмоциональной отзывчивости на музыку писали в своих работах Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова, Г.С.Тарасов и др. Их взгляды сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Б.М.Теплова, А.В.Запорожца В.М. Бехтерева показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, который отличается высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.

В своем очерке «О генезисе восприятия музыки» Е. Назайкинский писал, что на раннем этапе музыкального развития музыка не является для ребенка информативной сама по себе. Он реагирует на заключенный в ней общий эмоциональный импульс, на ее звучание как на новый появившийся объект. Ребенок обращает внимание на чисто внешние моменты ситуации: на аппаратуру, воспроизводящую музыку, если она звучит в записи, на человека, играющего на музыкальном инструменте и т.д. И лишь по мере накопления запаса музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности в ее самых разных формах у ребенка формируется система сначала элементарных , а затем все более сложных музыкальных способностей, которая позволяет ему понимать содержание музыки, эмоционально на нее откликаться. У малыша появляется любимые музыкальные произведения, формируется потребность в общении с музыкой. Возникновение потребности в музыке- важнейший момент музыкального развития ребенка. Путь этот ребенок проходит со взрослыми: педагогами, родителями, которые являются проводниками в мир музыкальных образов.

Исследователи подчеркивают, что эмоциональный отклик является показателем личностного отношения и значимости музыкального произведения для ребенка, что свидетельствует об эмоционально- оценочным отношении личности к музыкальному воздействию. Эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения- это одно из первых личностных качеств, которое развивается у дошкольников в процессе занятий музыкальными видами деятельности.

Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие «музыкальность». Музыкальность как система музыкальных способностей не только развивается, но и формируется в музыкальной деятельности, в каждом ее виде. К.В. Тарасова подчеркивает, что многоуровневая система специальных музыкальных способностей, необходима для восприятия и создания музыкальных художественных образов, развивается в онтогенезе во взаимодействии этих способностей.

Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Именно музыкальная отзывчивость – одна из важнейших музыкальных способностей. «Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу»,- отмечал Л.С. Выготский.. Эмоциональная отзывчивость может быть развита во всех видах музыкальной деятельности- восприятии, исполнительстве, творчестве, так как необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения ( в исполнительской и творческой деятельности).

Классик отечественной психологии Б.М. Теплов утверждал, что «проявление эмоциональной отзывчивости на музыку проявляется в большей степени в двух способностях: ладовом чувстве ( эмоциональный компонент слуха) и чувства ритма ( эмоциональная способность). Эмоциональная отзывчивость проявляется в актах вслушивания в звучащую ткань произведения. Для этого ребенку нужно приложить усилие, направить внимание, волю. Их устойчивость связана с познавательными потребностями или обусловлена чисто бытовыми интересами. Активность ребенка не выходит за пределы наличествующей ситуации, поэтому не требуются сложные мыслительные процессы сознания. Вычленяется поверхностный « эмоциональный» слой ( В.И. Ильин) музыкальной ткани.

В своей монографии «Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности» Затямина Т.А. отмечает, « что «эмоциональную отзывчивость ребенок переносит на музыкальный материал, « вкладывает» в него свое состояние, приписывает ему свои черты, которые в действительности принадлежат ему, а не музыкальному произведению. Музыка в данном действии выступает как комплекс воздействующих факторов, а возникающие ощущения являются фактическим результатом музыкальной деятельности. Образной формулой действий «вживания» является выражение « музыка во мне» и « я в музыке».

«Слушать себя» или «узнать себя в музыке»- один из приемов, позволяющих выявить « эмоционально- непосредственные смыслы» ( Б. С. Братусь) ребенка, что является точкой соприкосновения с другими позициями музыкальной деятельности. Прислушиваться к своим чувствам, ощущениям- первый шаг к осознанному слышанию. Узнавание себя в музыке пробуждает потребности к общению в музыке.

«Слушание самого себя в момент взаимодействия со звуковой тканью музыкального произведения помогает ребенку найти слова для объяснения языка музыки. Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки( предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности, а также музыкально- ритмическим движениям) Б.М. Теплов отмечал, что развитие эмоционального компонента музыкального слуха проявляется прежде всего в любви и интересе к слушанию музыки, признавая, что эмоциональное переживание музыки оказывает воздействие на формирование отношения к ней» [11,с. 96].

Таким образом, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. В музыке представлен широчайший спектр интонаций, выражающий разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Именно в ней, в общении с музыкой ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Опыт, накопленный в процессе восприятия шедевров музыкального искусства, лежит в основе культуры человека и влияет на формирование его личностных ценностей ( Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Д.Б. Кабалевский).

Глава 2. Роль и возможности музыкально-игровой деятельности дошкольников.

2.1.Игра как психолого- педагогическое понятие.

Игра- ведущая деятельность ребенка. Как писал К.Д.Ушинский «дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь». Ее огромное значение в жизни детей побуждали многих ученых искать объяснения природы и происхождения этой удивительной детской деятельности.

Зарубежные исследователи И. К.Ф.Шиллер и Г. Спенсер объясняли игры простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком, которая не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях. К. Бюллер утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое игра доставляет детям. К. Гросс полагал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к взрослой жизни, источником игры являются инстинкты, т.е. биологические механизмы. З.Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности, дети замещают реальность игрой и в ней « изживают» присущие им влечения и желания.

Появление в ХХ веке научной теории игры позволило выйти на новый уровень ее педагогического осмысления. Были обозначены наиболее эффективные сферы применения игры, осуществлена классификация игр, механизм их внедрения в процесс обучения.

Смысл игры по Л.С. Выготскому заключается в развитии и упражнении всех способностей и задатков ребенка. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает, игра создает зону ближайшего развития, она может служить важным диагностическим средством для определения уровня развития ребенка. Л.С. Выготский считает, что « важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Еще более важное значение, чем диагностическое, игра имеет для полноценного воспитания и развития ребенка. На это еще в 19 веке указывал русский педагог А.И.Сикорский: «Главнейшим пособием или орудием умственного развития в раннем детстве служит неутомимая умственная деятельность, которую обыкновенно называют играми и забавами».

Игровой сюжет, предъявление учебных или любых других задач в игровой форме, прежде всего служат для привлечения ребенка к деятельности, создания у него положительной мотивации, снятия страхов, в том числе страхов перед учебными занятиями, новой обстановкой и людьми, облегчают принятие ребенком учебной деятельности и обеспечивают оптимальные условия ее реализации, « ребенок, желая, выполняет, думая, действует».

2.2.Педагогические возможности музыкальной игры в музыкальном развитии ребенка.

Детская игра близка к природе и специфике искусства. Не случайно дошкольный возраст сензитивен для проявления склонностей и способностей к художественной деятельности. Близость детской игры и художественной деятельности заключается в общности психологического выражения. Эмоциональная непосредственность мотивов, интерес не к цели, а к самому процессу действия, формирование образного начала- «вхождение в образ», условность языка, действий, ситуации, способность вызывать яркие переживания. По мнению Д.Б .Эльконина, игра- это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне утилитарной деятельности. Это и роднит игру с искусством, которое имеет своим содержанием нормы человеческой жизни и деятельности, их смыслы и мотивы.

Игру и музыкальное искусство объединяет способность проникать во все сферы жизни ребенка. И музыка, и игра – образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко превращается в игровой. Музыка становится средством обогащения сюжетов детских игр.

Музыку как искусство процессуальное, развертывающееся во времени , тесно связанное с моторно- мышечными и интонационно- речевыми ощущениями сближает с игрой особое родство. Само обозначение музыкальной деятельности указывает на эту связь- «музыкальная игра»: исполнить пьесу- значит сыграть ее. Музыкальная деятельность может выступить в качестве фактора вовлечения ребенка в игровое взаимодействие с другими детьми и взрослыми, ведущее к развитию его социальных качеств и индивидуальных проявлений.

Теоретические основы музыкальной игры дошкольников были разработаны А.В.Кенеман. Определяя сущность музыкальной игры, она указывала на необходимость установления связи содержания игровой деятельности ребенка с самой музыкой, которая выступает источником творческой активности детей, музыкальная игра воспитывает эстетическое восприятие и художественные вкусы, она призвана раскрыть ребенку прекрасное в искусстве и средствами искусства формировать музыкальность и творческие способности. В силу этого, А.В. Кенеман неоднократно говорит о том, что образы, создаваемые ребенком в процессе игры, возникают на основе эмоционально- осознанного восприятия музыкального произведения и тесно переплетены с художественным содержанием музыки.

На основе этой идеи А.В.Кенеман определяет музыкальную игру как творческий процесс, основанный на осмысленном восприятии ребенком содержания музыки, результатом чего выступает эмоционально выразительный игровой образ, создаваемый детьми в соответствии с характером музыкального произведения. Развивающие возможности игры, как одной из форм ведущей деятельности ребенка, заключаются в творческой интерпретации детьми определенного сюжета или выполнении различных игровых заданий в соответствии с музыкой. Сюжеты музыкальных игр отражаются детьми в элементарной- условной форме и конкретизируются понятными для детей картинами природы, образами животного мира, сказочными образами, но при этом они не теряют яркой художественной содержательности. Разрабатывая теорию музыкальной игры, А.В.Кенеман выдвигала ряд важных требований к ней: музыкальная игра должна рассматриваться в педагогическом процессе как художественное музыкальное произведение для детей в единстве ее содержания и формы; основной формой в музыкальной игре должен служить художественный музыкальный образ ( эмоционально- конкретный, яркий и доступный ребенку); музыкальная игра должна создавать условия для творческой интерпретации художественных образов музыкального произведения ( творческая интерпретация предполагает два взаимосвязанных элемента: ребенок овладевая навыком согласованности движений с эмоционально-образным характером музыки, создает свой индивидуально- своеобразный игровой образ, который не разрушает художественный образ музыкального произведения). В системе музыкальных игр, предложенной А.В.Кенеман, представлены разные виды игр: традиционно используемые в музыкальном воспитании игры-несюжетные, дидактические по своему характеру, и сюжетные музыкальные игры ( образные, ролевые), которые при определенном педагогическом руководстве могут перерастать в форму игры- спектакля. В данном случае А.В.Кенеман считает, что игра- спектакль не только форма, но и метод развития творческой активности ребенка при воплощении образов музыкального произведения Н.А.Ветлугина творческую музыкальную игру чаще всего связывала с программной музыкой, которая подсказывала детям ход действия сюжета игры, музыкальную характеристику персонажей. Однако многие игры, представленные в традиционной системе музыкального воспитания, строились на зафиксированной последовательности движений, продиктованных логикой развития музыкального образа и характером музыкальных выразительных средств. Это значительно обедняло возможности музыкальной игры как художественно-творческой деятельности ребенка.

Новое видение игры как педагогического феномена прослеживается в современных исследованиях.

В ряде исследований последних лет ( О.П. Радынова, И.В.Груздова), музыкальная игра рассматривается как полифункциональная деятельность, ориентированная на приобщение детей к ценностям музыкально- эстетической культуры общества. В этом случае музыкально- игровая деятельность преемственно сохраняет признаки творческой игры и логику развития в дошкольном периоде. Так же как и творческая, музыкальная игра предполагает наличие самостоятельного замысла, развернутого сюжета, содержания, раскрывающегося с помощью разнообразных ролей и скрытых правил, игрового материала. Все ее компоненты ( замысел, сюжет, роли, правила, игровой материал) опосредованы содержанием музыкального произведения, положенного в основу музыкально- игровой деятельности детей.

Музыкальные игры основаны на механизме уподобления и предполагают моделирование эмоционального содержания музыки с помощью постепенно усложняющихся действий. В играх-уподоблениях ребенок ищет способы выражения музыкальной мысли, отражает характер музыкального образа в форме эмоционально- двигательной активности. Они включают следующие игровые приемы: мягкие, плавные движения рук, передающие нежное, спокойное, напевное настроение музыки; отрывистые удары кулачками, встряхивание пальцев- бодрые, четкие, шутливые интонации.

Следующий вид игр основан на механизме интерпретации, предполагающем активное освоение способов творческой деятельности. Интерпретация- это личностное осмысление и истолкование содержания музыки ребенком, оформленное в виде эмоционально наполненного сюжетно- игрового образа. В игре ребенок побуждается к созданию своего варианта художественного образа музыкального произведения. Образная интерпретация осуществляется посредством отождествления себя с вымышленным персонажем, героем сказки, эмоциональным состоянием. К этому виду игр относятся музыкальные игры-инсценировки, игры-настроения, игры- образы.

В играх–инсценировках интерпретация образа осуществляется средствами ритмопластических, пантомимических, танцевальных движений. Они могут включать : музыкально- образные этюды, изображающие животных (К.Сен-Санс,«Куры и петухи»); героев сказок(«Баба Яга» Чайковского);детских игр ( Р.Шуман « Смелый наездник»).

Игры-настроения- это выражение характера музыкального произведения посредством создания абстрактного образа, соответствующего настроению музыки ( организовываются при прослушивании программного произведения).

Игры-образы близки по характеру играм- инсценировкам, играм- настроениям, однако персонажем игры становится образ программного произведения ( оживить героев музыки Д. Кабалевского «Плакса», « Резвушка», « Упрямый братишка»).

Еще один вид игр основан на механизме музыкальной импровизации- применении освоенных эталонных способов творческой деятельности, который требует умения фантазировать, преобразовывать ранее известное детям. Существуют разновидности игр- импровизаций: игра- сказка, игра- опера, игра- фантазия. В ходе игр дети придумывают сюжет и одновременно выступают в качестве «режиссеров» и «актеров». Они драматизируют музыкальные произведения в определенном жанре: мини- опера, мини- балет, мини- оркестр.

Таким образом развивающая основа музыкальной игры реализуется тремя основными взаимопроникающими стратегиями: от уподобления музыкальному звучанию к интерпретации музыкального образа игровыми средствами и к творческой сюжетно- образной импровизации, отражающей эмоционально- смысловую драматургию музыкального произведения.

Музыкально- игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием, исполнительством, творчеством. В процессе музыкально- игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребенка. Это является доказательством огромных педагогических возможностей музыкальной игры. Фактически, она дает ребенку ключ к восприятию, постижению образного мира, что является важной предпосылкой к формированию действительно развитого во всех отношениях человека. Надо бы еще добавить: а как эмоциональная отзывчивость развивается в музыкально-игровой деятельности?

Все неплохо! К защите надо подготовить:

Что такое эмоциональная отзывчивость на музыку

Какова ее структура

Какие функции она выполняет

Как музыкально-игровая деятельность влияет на развитие эмоциональной отзывчивости

Какой материал для этого используется.

У вас это все есть в работе, только надо отобрать для выступления. 5 стр!

Заключение

Изучив особенности понятия эмоциональной отзывчивости в научной литературе, можно сделать вывод о том, что проблема развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку принадлежит к числу важнейших в дошкольном воспитании, и как правило, рассматривается в связи с социальной, интеллектуальной активностью ребенка. В теории эстетического воспитания развитие эмоциональной отзывчивости у детей связано с формированием эстетических проявлений, эмоций, чувств, интересов, потребностей, эстетического вкуса, эстетических суждений. Эмоциональная отзывчивость на музыку- это одно из первых личностных качеств, которое развивается у дошкольников в процессе занятий музыкально- эстетическими видами деятельности. Только развивая потребности, интересы, чувства детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Одним из эффективных средств развития является музыкальная игра, в которой гармонично могут развиваться все музыкальные способности детей, в том числе и эмоциональная отзывчивость на музыку. В музыкальной игре музыкально- эстетические интересы формируются в неразрывной связи с познавательными и нравственными интересами, образуя единую группу интересов, объединенную общей направленностью на освоение культурных ценностей. Исследователи отмечают, что при создании игровой ситуации дошкольники способны откликаться на произведения музыкального искусства и адекватно воспринимать их художественное содержание. Способность к осмыслению и преобразованию музыкальных образов появляется у ребенка в воображаемом плане, когда он на основе собственных представлений начинает действовать, используя элементы реальности как предметы- заместители ( мимика, движение, интонация). В игре воображение обретает действенную форму. Она позволяет не только окунуться в мир музыкальных образов, переживаний, но и непосредственно воссоздать этот мир в игровых действиях, сюжетах, звуках, обогатить его в личностно- смысловом отношении. Таким образом, музыкальная игра представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом методов музыкального развития и воспитания. Ее применение обеспечивает интеграционный подход к формированию музыкально- эстетических интересов, содержательной основой игр становится отражение содержания музыкальных произведений.

Список литературы:

Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М.:Тип. Тов-ва И.Н.Кушнерев и К., 1916.- С.13.

Вербовская, В.С., Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия // Педагогика искусства// http: www. art-edukation.ru/AE- magazine/

Ветлугина, Н.А., Кенеман,А.В. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение, 1981- С.

Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр.соч. в 6 т.- М.:Педагогика 1984.- С.416- 436.

Выготский ,Л.С. Эстетическое воспитание // Педагогическая психология/ Под. ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика- Пресс,1996.- С.224-253.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в развитии ребенка//Педагогическая психология \\ - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо- 2004 г.

Гогоберидзе, А .Г., В.А.Деркунская, В.А. Детство с музыкой //Детство- пресс: Санкт- Петербург-2013 г.

Груздова, И.В., Музыкальная игра в художественно- эстетическом воспитании детей-Учебно- методическое пособие.- Тольятти: Редакционно- издательский центр ТГУ- 2008, 42 С.

Груздова, И.В. Эмоциональная отзывчивость у детей дошкольного возраста // Педагогика Искусства.:- 2011.-№2- http: www. art-edukation.ru/AE- magazine/

А.В.Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995.- С. 13-25.

Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принципы развития в психологии ( Сб. статей ) \Отв. Ред. Л.И. Анциферова. М.: Наука, АН СССР, Институт психологии, 1978 г.- С. 243-265.

Затямина,Т.А .Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности: монография.- Волгоград: Издательство ВГАПК РО, 2008- С.93-97.

Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции//Психология эмоций. Тексты/ Под ред Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. М.: Изд- во МГУ, 1993 г. –С. 171- 180

Льговская, Н.И. Организация и содержание музыкально- игровых досугов детей старшего дошкольного возраста.- М.: Айрис- пресс, 2007.- С.4-7.

Мясищев, В.Н.,Готсдинер, А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение //Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества .Л.: Музыка -1970г.- С. 14-29.

Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972- С.340-343.

Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Изд-во « Радянская школа» 287 С.

Тарасов Г.С. Психология музыкальных способностей / Спутник учителя музыки М.: Педагогика, 1993.- С.55-58.

Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей М.: Педагогика, 1998.- 176 С.

Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей //Избр. Труды: в 2-х тт. М.: Педагогика,1985.- Т.1.- 42- 222.

Хилиль,А.Ю. Дидактическая игра как средство формирования музыкально- эстетических интересов 2-3 лет,- автореферат http://www.dissercat.com/search.