Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Рабочая программа по литературе 7 класс

Автор: Духарина Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы
Ульяновская область Мелекесский район, село Лебяжье

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих

нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Основная школа с. Лебяжье».

4. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Основная школа с. Лебяжье».

Цели и задачи реализации данной программы.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

        формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

        развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;

        постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

        поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

        овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

        овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

        использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;

формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы

использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные :

 представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны;

знание основных исторических событий развития государственности и общества;

 осознание  целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

уважение к истории, культурным и историческим памятникам.

Метапредметные :

Регулятивные УУД

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

умение устанавливать целевые приоритеты;

умение  самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

умение  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Познавательные УУД:  

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

владение основами проектно-исследовательской деятельности;

умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Коммуникативные УУД: 

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

умение   формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Предметные :

Обучающийся научится:

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Обучающийся получит возможность научиться:

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка

Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

Понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета.

ВВЕДЕНИЕ.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО .

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА .

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Учебно – тематический план.

№ п/п

Раздел

Общее

кол-во часов

1.

Введение

1ч.

2.

Устное народное творчеств

5ч.

3.

Древнерусская литература

2ч.

4.

Русская литература 18 века

2ч.

5.

Русская литература 19 века

33ч.

6.

Литература 20 века

20ч.

7.

Литература народов России

1ч.

8.

Зарубежная литература

6ч.

Итого

70ч.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

план

Факт.

ВВЕДЕНИЕ

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2

Предания как поэтическая автобиография народа

1

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

1

4

Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.

1

5

Р/Р. Классное сочинение. Написание своей былины.

1

6

Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев.

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7

«Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

1

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

9

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.

1

10

Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин

11

А.С.Пушкин. краткий рассказ о поэте.

1

12

Мастерство А.С. Пушкина в изображении Полтавской битвы.

1

13

«Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра 1.

1

14

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

1

15

А.С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена.

1

16

Проза А.С.Пушкина « Станционный смотритель» - повесть о «маленько человеке».

1

17

Р/Р. Классное сочинение. «Образ Самсона Вырина в повести».

1

Михаил Юрьевич Лермонтов

18

М.Ю.Лермонтов. душа и лиар поэта.

1

19

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» -поэма об историческом прошлом России.

1

20

Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы.

1

21

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям.

1

22

Р/Р. Классное сочинение по « Песне про царя Ивана Васильевича…»

1

23

Вн. Чт. А.Толстой «Князь Серебряный». Историческое прошлое в поэме Лермонтова и в романе.

1

Николай Васильевич Гоголь

24

Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

1

25

Тарас Бульба и его сыновья.

1

26

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

1

27

Р/Р. Анализ эпизода «Осада польского города Дубно».

1

28

Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы 7-8)

1

29

Р/Р. Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию.

1

30

Вн.чт. Н.В.Гоголь. «страшная месть». Патриотический пафос и фантастические образы повести.

1

Иван Сергеевич Тургенев

31

И.С. Тургенева. Цикл рассказов « Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

32

Р/Р. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе . история создания цикла.

1

Николай Алексеевич Некрасов

33

34

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русской женщины.

2

35

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1

Алексей Константинович Толстой

36

Вн. Чт. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» .

1

Смех сквозь слезы, или уроки Щедрина

37

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры.

1

38

Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

1

Лев Николаевич Толстой

39

Л.Н. Толстой. «Детство». (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

Смешное и грустное рядом, или Уроки Чехова

40

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов . Смысл названия произведения.

1

41

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

1

42

Вн.чт. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня»

1

43

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

( А.К.Толстой, И.А.Бунин и др )

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин

44

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

45

Вн.чт. И.А. Бунина «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

1

Максим Горький

46

М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести .

1

4748

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

2

49

Р/Р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М.Горького «Детство».

1

50

Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» . подвиг во имя людей.

1

Владимир Владимирович Маяковский

51

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества.

1

52

Вн.чт. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

Леонид Николаевич Андреев

53

Л.Н. Андреев. « Кусака». Нравственные проблемы рассказа.

1

Андрей Платонович Платонов

54

А.П. Платонова «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1

55

Вн.чт. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

1

Борис Леонидович Пастернак

56

Б.Пастернак. своеобразие картин природы в лирике.

1

На дорогах войны (обзор)

57

Урок мужества. Ритмы и образы военной лирики.

1

Федор Александрович Абрамов

58

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

Евгений Иванович Носов

59

Е.И. Носова «Кукла» ( «Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

1

Юрий Павлович Казаков

60

Ю.П. Казакова «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1

«Тихая моя Родина…» (обзор)

61

«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе.

1

Александр Трифонович Твардовский

62

А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.

1

Д.С. Лихачев

63

Вн.чт. Д.С. Лихачев. «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи.

1

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

64

М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

1

Из литературы народов России

65

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

66

Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1

67

Дж.Байрон. – «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

1

68

О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

69

Р. Бредбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

1

70

Итоговый тест

1