Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Рыбы, живущие в реке Дон

Автор: Атаманова Ольга Николаевна, воспитатель
Ростовская область, г. Шахты

Цель: формирование представлений детей об обитателях реки Дон. Задачи: - Познакомить детей с речными обитателями реки Дон, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде; - Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы,

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Тема «Рыбы, живущие в реке Дон»

Цель: формирование представлений детей об обитателях реки Дон.

Задачи:

- Познакомить детей с речными обитателями реки Дон, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде;

- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать у детей любовь к родному краю и желание сохранить его красоту.

Материал и оборудование: фото реки Дон, фото: дети купаются в реке Дон, ткань голубого оттенка, рыбы, баночки с водой для эксперимента, лупа, пластилин, удочки с магнитами для детей, ведро, удочка, емкость с водой, камень, мяч, мольберт.

Словарная работа: река Дон, окунь, лещ, щука, карп, сом; выдвижной, плавательный пузырь,

Ход занятия:

(Дети в группе на стульчиках полукругом перед доской, на доске фото реки Дон)

- Ребята, у меня для вас есть фотозагадка. Посмотрите внимательно на фотографию и скажите, что на ней изображено? (ответы детей).

-Какая река изображена на фотографиях? Как вы думаете? (На фотографии изображена река Дон).

(Если дети не узнают, показать вспомогательное фото: в реке Дон купаются дети)

- Ребята, как вы думаете, почему я вам показала фотографии с изображением реки Дон? (Мы будем про неё рассказывать, разговаривать)

- Сегодня, мы с вами познакомимся с речными обитателями. А именно с кем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

- Ребята, так с кем мы сегодня с вами познакомимся? (Мы сегодня познакомимся с рыбами, живущими в реке Дон)

(дети садятся на стульчики, полукруг возле мольберта).

- Ребята, расскажите, что вы знаете о рыбах? (У рыб есть плавники, хвост, жабры, тело покрыто чешуёй)

-Для чего рыбам жабры? (С их помощью они могут дышать в воде)

- Зачем рыбам плавники и хвост? (При помощи хвоста и плавников рыбы могут плавать в воде)

- Вы назвали много признаков, по которым мы можем сказать, чем рыбы похожи. Ребята, кто знает, какие рыбы живут в Дону? (ответы детей).

- Хотите узнать больше об этих и других рыбах? (Ответы детей).

- В реке Дон живут пескарь, лещ, красноперка, плотва, чехонь, лещ, судак, карп, карась, щука, сом, окунь. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми из этих рыб:

(На доске прикреплены картинки с изображением рыб, с которыми будем знакомиться).

1. Окунь — полосатый красавец. Окраска тела зеленовато-желтая, на нём отчетливо видны черные полосы. Брюшко рыбы окрашено в белый цвет. У него красные плавники. Окунь – прожорливый хищник.

(Дети по описанию находят картинку с изображением окуня. Уточнить у нескольких детей, как называется рыба).

2. Лещ – плоский как крышка от кастрюли, у него самая горбатая спина. Осторожен и довольно сообразителен. Питается личинками комара, ракушками и улитками.

( Дети находят картинку с изображением леща. Закрепить название рыбы).

Нам на месте не сидится (выходим на коврик)Нам на месте не сидится,Разминаем поясницу.Корпус крутим влево-вправо —Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.)Хорошо мы отдохнулиИ к занятиям вернулись. (Дети присаживаются на стульчики)

Продолжаю рассказ о рыбах.

3. Карп - коричневого либо желто-зеленого цвета, цвет карпа может меняться в зависимости от места обитания. Голова карпа большая, на верхней губе находятся две пары усов.  Рот выдвижной.

Ребята, а как это – рот выдвижной? (дети показывают)

(Найти картинку с изображением карпа. Закрепить название рыбы).

4. Щука -  Туловище вытянутое. Окраска чешуи рыбы может быть серовато-зеленой, серой с желтизной или серо-коричневой. Голова щуки длинная, на нижней челюсти есть много острых зубов разной величины.  Щуку прозвали речным волком, из-за того, что она охотится из засады. Ее еще называют речным санитаром. Она нападает на больных рыб.

(Найти картинку с изображением щуки. Закрепить название рыбы).

5. Сом – самая большая хищная рыба, у нее самое длинное, сплющенное тело, которое лишено чешуи и покрыто слоем слизи. Рот рыбы вооружен мелкими зубами. На челюстях этой рыбы располагаются длинные усы, с их помощью рыба отыскивает пищу.

(Найти картинку с изображением сома. Закрепить название рыбы).

Ребята, а как же рыбы дышат под водой? (Ответы детей)

Водой или воздухом? (Ответы детей)

Давайте с вами проверим, есть ли воздух в воде. Подходят к столу, где стоят прозрачные емкости с водой.

Опыт №1

Подходят к столу, проводим эксперимент:

В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина.

- Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?

- Какие они?

- Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

- Оказывается рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде.

Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

Опыт №2

- Ребята, а как вы думаете, почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность? Ответы детей.

Приглашаю детей подойти к столу на котором стоит емкость с водой и провести эксперимент “Почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?”

Предлагаю бросить тяжелый предмет (камень в воду) и сказать, что с ним произошло.

- Он опустился на дно.

Затем бросить резиновый мяч и сказать, что произошло.

- Он остался на поверхности воды.

- Тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть “мячик” – плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность. Благодаря такому сочетанию, рыба плавает в толще воды.

- Так, чем же дышат рыбы?

- Почему рыбы плавают, а не тонут?

- Ребята, давайте с вами отправимся на рыбалку. Чем будем ловить рыбу? (Удочкой) (раздаю детям деревянные удочки). Воспитатель берет ведро для улова.

- Чтобы оказаться на берегу Дона, надо сказать волшебные слова: Ветерок подуй сильней, унеси к реке скорей. (Река сделана из материала голубого цвета; в реке рыбы).

Переходим на коврик.

Дети с помощью удочек ловят рыб. (На картинках рыб приклеены магниты)

Предлагаю детям назвать, какую рыбу они поймали.

Д: Я поймал щуку,

Д: Я поймала карпа и т.д.

- Ребята, объединитесь в пары, у кого одинаковые рыбы. (Объединяются в пары)

- Знаете, рыбаки очень любят похвастать друг перед другом своим уловом. Предлагаю вам похвастаться в игре «Один – много» (Дети работают в парах, говоря название рыбы, которую они поймали. Один говорит «одну» рыбу, другой - «много»)

-Я поймала одного карпа (сома, щуку, окуня, леща)

- А я поймал много карпов (сомов, щук, окуней, лещей)

После рыбалки, дети складывают свой улов в ведро.

Предлагаю детям вернуться в детский сад. Произносим слова: Ветерок подуй сильней, унеси в детский сад скорей.

- С какими рыбами, живущими в нашей реке, мы познакомились? (Мы познакомились с окунем, щукой, карпом, лещом, сомом, карпом)

- Что нового, интересного вы о них узнали, запомнили? (ответы детей)

- Почему рыбы не тонут в воде? (Потому что у них есть плавательный пузырь)

Рефлексия

- Ребята, предлагаю вам выбрать ту рыбку, о которой вы узнали что-то новое, которую вы запомнили и отпустить её в реку (ребята выбирают рыбок и отпускают в речку из материала).