Рыбы, живущие в реке Дон
Цель: формирование представлений детей об обитателях реки Дон. Задачи: - Познакомить детей с речными обитателями реки Дон, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде; - Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы,
Посмотреть публикациюСкачать свидетельство о публикации
Тема «Рыбы, живущие в реке Дон»
Цель: формирование представлений детей об обитателях реки Дон.
Задачи:
- Познакомить детей с речными обитателями реки Дон, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде;
- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- воспитывать у детей любовь к родному краю и желание сохранить его красоту.
Материал и оборудование: фото реки Дон, фото: дети купаются в реке Дон, ткань голубого оттенка, рыбы, баночки с водой для эксперимента, лупа, пластилин, удочки с магнитами для детей, ведро, удочка, емкость с водой, камень, мяч, мольберт.
Словарная работа: река Дон, окунь, лещ, щука, карп, сом; выдвижной, плавательный пузырь,
Ход занятия:
(Дети в группе на стульчиках полукругом перед доской, на доске фото реки Дон)
- Ребята, у меня для вас есть фотозагадка. Посмотрите внимательно на фотографию и скажите, что на ней изображено? (ответы детей).
-Какая река изображена на фотографиях? Как вы думаете? (На фотографии изображена река Дон).
(Если дети не узнают, показать вспомогательное фото: в реке Дон купаются дети)
- Ребята, как вы думаете, почему я вам показала фотографии с изображением реки Дон? (Мы будем про неё рассказывать, разговаривать)
- Сегодня, мы с вами познакомимся с речными обитателями. А именно с кем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет. (Рыба)
- Ребята, так с кем мы сегодня с вами познакомимся? (Мы сегодня познакомимся с рыбами, живущими в реке Дон)
(дети садятся на стульчики, полукруг возле мольберта).
- Ребята, расскажите, что вы знаете о рыбах? (У рыб есть плавники, хвост, жабры, тело покрыто чешуёй)
-Для чего рыбам жабры? (С их помощью они могут дышать в воде)
- Зачем рыбам плавники и хвост? (При помощи хвоста и плавников рыбы могут плавать в воде)
- Вы назвали много признаков, по которым мы можем сказать, чем рыбы похожи. Ребята, кто знает, какие рыбы живут в Дону? (ответы детей).
- Хотите узнать больше об этих и других рыбах? (Ответы детей).
- В реке Дон живут пескарь, лещ, красноперка, плотва, чехонь, лещ, судак, карп, карась, щука, сом, окунь. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми из этих рыб:
(На доске прикреплены картинки с изображением рыб, с которыми будем знакомиться).
1. Окунь — полосатый красавец. Окраска тела зеленовато-желтая, на нём отчетливо видны черные полосы. Брюшко рыбы окрашено в белый цвет. У него красные плавники. Окунь – прожорливый хищник.
(Дети по описанию находят картинку с изображением окуня. Уточнить у нескольких детей, как называется рыба).
2. Лещ – плоский как крышка от кастрюли, у него самая горбатая спина. Осторожен и довольно сообразителен. Питается личинками комара, ракушками и улитками.
( Дети находят картинку с изображением леща. Закрепить название рыбы).
Нам на месте не сидится (выходим на коврик)Нам на месте не сидится,Разминаем поясницу.Корпус крутим влево-вправо —Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.)Хорошо мы отдохнулиИ к занятиям вернулись. (Дети присаживаются на стульчики)
Продолжаю рассказ о рыбах.
3. Карп - коричневого либо желто-зеленого цвета, цвет карпа может меняться в зависимости от места обитания. Голова карпа большая, на верхней губе находятся две пары усов. Рот выдвижной.
Ребята, а как это – рот выдвижной? (дети показывают)
(Найти картинку с изображением карпа. Закрепить название рыбы).
4. Щука - Туловище вытянутое. Окраска чешуи рыбы может быть серовато-зеленой, серой с желтизной или серо-коричневой. Голова щуки длинная, на нижней челюсти есть много острых зубов разной величины. Щуку прозвали речным волком, из-за того, что она охотится из засады. Ее еще называют речным санитаром. Она нападает на больных рыб.
(Найти картинку с изображением щуки. Закрепить название рыбы).
5. Сом – самая большая хищная рыба, у нее самое длинное, сплющенное тело, которое лишено чешуи и покрыто слоем слизи. Рот рыбы вооружен мелкими зубами. На челюстях этой рыбы располагаются длинные усы, с их помощью рыба отыскивает пищу.
(Найти картинку с изображением сома. Закрепить название рыбы).
Ребята, а как же рыбы дышат под водой? (Ответы детей)
Водой или воздухом? (Ответы детей)
Давайте с вами проверим, есть ли воздух в воде. Подходят к столу, где стоят прозрачные емкости с водой.
Опыт №1
Подходят к столу, проводим эксперимент:
В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина.
- Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?
- Какие они?
- Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.
- Оказывается рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде.
Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.
Опыт №2
- Ребята, а как вы думаете, почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность? Ответы детей.
Приглашаю детей подойти к столу на котором стоит емкость с водой и провести эксперимент “Почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?”
Предлагаю бросить тяжелый предмет (камень в воду) и сказать, что с ним произошло.
- Он опустился на дно.
Затем бросить резиновый мяч и сказать, что произошло.
- Он остался на поверхности воды.
- Тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть “мячик” – плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность. Благодаря такому сочетанию, рыба плавает в толще воды.
- Так, чем же дышат рыбы?
- Почему рыбы плавают, а не тонут?
- Ребята, давайте с вами отправимся на рыбалку. Чем будем ловить рыбу? (Удочкой) (раздаю детям деревянные удочки). Воспитатель берет ведро для улова.
- Чтобы оказаться на берегу Дона, надо сказать волшебные слова: Ветерок подуй сильней, унеси к реке скорей. (Река сделана из материала голубого цвета; в реке рыбы).
Переходим на коврик.
Дети с помощью удочек ловят рыб. (На картинках рыб приклеены магниты)
Предлагаю детям назвать, какую рыбу они поймали.
Д: Я поймал щуку,
Д: Я поймала карпа и т.д.
- Ребята, объединитесь в пары, у кого одинаковые рыбы. (Объединяются в пары)
- Знаете, рыбаки очень любят похвастать друг перед другом своим уловом. Предлагаю вам похвастаться в игре «Один – много» (Дети работают в парах, говоря название рыбы, которую они поймали. Один говорит «одну» рыбу, другой - «много»)
-Я поймала одного карпа (сома, щуку, окуня, леща)
- А я поймал много карпов (сомов, щук, окуней, лещей)
После рыбалки, дети складывают свой улов в ведро.
Предлагаю детям вернуться в детский сад. Произносим слова: Ветерок подуй сильней, унеси в детский сад скорей.
- С какими рыбами, живущими в нашей реке, мы познакомились? (Мы познакомились с окунем, щукой, карпом, лещом, сомом, карпом)
- Что нового, интересного вы о них узнали, запомнили? (ответы детей)
- Почему рыбы не тонут в воде? (Потому что у них есть плавательный пузырь)
Рефлексия
- Ребята, предлагаю вам выбрать ту рыбку, о которой вы узнали что-то новое, которую вы запомнили и отпустить её в реку (ребята выбирают рыбок и отпускают в речку из материала).