Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе "Золотая осень"

Автор: Волкова Татьяна Владимировна, воспитатель
город Рязань

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о характерных признаках осени и выполнения работы в нетрадиционной технике рисования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Предварительная работа к занятию «Золотая осень».

«Жанр живописи».

Задачи.

Закрепить знания об изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.

Материал.

Репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж, сказочно-былинный жанр).

Игровые действия.

Дети выбирают пейзаж и составляют описательный рассказ.

Ход игрового упражнения.

- Что такое пейзаж? – это картина, на которой изображена природа.

- Сейчас мы пройдём с вами к выставке. Нужно не только выбрать пейзаж, но и рассказать, что изображено на картине. За более интересный рассказ ребенок поощряется фишкой.

«Из чего состоит пейзаж».

Дидактическая задача.

Закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Отбирать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.

Игровые правила.

Найдя нужную карточку, надо обосновать свой выбор.

Игровые действия.

Дети поднимают карточку и называют, что на ней изображено по-порядку; кто ошибётся, тот платит фант, который потом отыгрывается.

Ход игры.

- Перед вами предметные картинки с изображением элементов, присущие разным жанрам живописи. Выбирайте и показывайте только те, которые подходят к пейзажу. Выбирать будем по порядку. Кто не ошибётся, тот получит фишку, а кто ошибётся, отдаст нам фант и в конце игры его отыграет.

Дети выполняют задание. Слежу, чтобы дети обосновывали свой выбор. В конце подсчитываем фишки, находим победителя, разыгрываем фанты.

Занятие по рисованию в подготовительной группе.

Тема:«Золотая осень»

Цель:

Создание условий для формирования представлений детей о характерных признаках осени и выполнения работы в нетрадиционной технике рисования.

Программные задачи:

Обучающая:

Продолжать формировать представление детей о пейзаже.

Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую, разнообразную по цвету окраску листвы.

Продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше.

Продолжать учить детей выполнять работу на одну и ту же тему в различных вариантах.

Закреплять приемы работы острым краем мелка (штриховка) и плашмя (тушевка).

2. Развивающая:

Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах выбранной темы).

Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

3. Воспитательная:

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, поэзию.

Техника: Штриховка и тушевка масляными восковыми карандашами.

Оборудование:

Лист А-4;

масляные восковые карандаши;

простой карандаш для пальчиковой гимнастики;

работы детей с предыдущих занятий, выполненные в различных техниках изображения;

репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Предварительная работа с детьми по теме:

Наблюдения за природой на прогулке. Обратить внимание на красоту и необычность разных пород деревьев: стройная берёза, могучий дуб, пушистая ель; деревья великаны и карлики, старые и молодые. Рассмотреть строение деревьев.

Рассматривание репродукций с изображением деревьев и детских рисунков. Для более глубокого восприятия чтение стихов. Дидактические игры и упражнения по теме «пейзаж»: «Жанр живописи», «Из чего состоит пейзаж?»

Ход занятия:

Организационный момент.

- Какое сейчас время года? (осень)

- На прогулках вы много наблюдаете за осенней природой, погодой, знаете приметы осени. А кто может сказать, как называются картины, на которых нарисована природа? (пейзаж) А художники? (пейзажисты)

Предлагаю детям сесть на свои места и продолжить беседу.

Основная часть.

Объяснение воспитателем у доски.

- Художники-пейзажисты любят природу и любуются ею в разное время года и разную погоду. Они не просто срисовывают то, что им понравилось в лесу, парке, а делают сначала небольшие зарисовки, наброски. И пока художник ясно не представит себе, какой будет его картина, он не приступит к работе.

- Какую картину мы рассматривали на прошлом занятии? («Золотая осень»). А кто ее написал? (И.И.Левитан)

-Напомните, почему она называется «Золотая осень»? (ответы детей)

- В середине осени мы видели в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют этот период осени золотым.

- Назовите краски, которые использовал художник? (ответы детей)

- Краски подобраны яркие, поэтому картина получилась радостной.

- Исаак Левитан на небольшой картине смог изобразить очень многое. Почему? (ответы детей)

- Потому, что большую часть листа занимает земля.

- Если дерево нарисовано в нижней части листа, значит оно растет где? (ближе к нам). А если нарисовано выше? (оно вдалеке).

- Мы с вами, как настоящие художники рисовали осеннюю дерезу, клен и ель, рисовали ветер, дождь, сравнивали деревья и кусты.Сегодня все, что вы узнали и чему научились, нам пригодится, потому что мы нарисуем сказочный лес, похожий на расписной терем. Нарисуем золотую осень.

- Чтобы успеть нарисовать три-четыре дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки у всех деревьев, заштрихуйте острым концом воскового карандаша, которые лежат в коробке. А потом уже на всех деревьях изобразите листву приемом растушевки боковой стороной мелка (на подносе).Какого цвета листва на дереве, такого же цвета опавшая листва под ним.Таким же приемом изобразим небо и землю. (Показ приема растушевки: в одном направлении, без просветов)

Пальчиковая гимнастика.

- А теперь возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).

- Что вы слышите?

- Какой звук издаёт карандаш? (Он шуршит)

- Правильно он шуршит. Потрите ещё карандаш между ладонями и послушайте. А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? Ладони стали тёплыми?

- Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию.

Выполнение работ детьми.

- Прежде чем вы приступите к рисованию, скажите, что вы нарисуете сначала, что потом? Вспомните, как вы рисовали на предыдущих занятиях кроны деревьев. (Закрепить строение дерева)

В процессе рисования провожу индивидуальную работу по уточнению замысла, направляю внимание ребенка на более полное осуществление замысла, напоминаю по мере необходимости технику рисования. При желании, чтобы рисунок был интересным, можно нарисовать дорожки, скамейки и т.д.

Анализ работ.

Работы вывешиваются на доску.

Показываю детям картонные фигурки мальчиков и девочек и предлагаю поиграть.

- Эти маленькие девочки и мальчики решили пойти в парк. Им захотелось побывать в самых красивых местах парка. Кто хочет помочь найти такие места?

(Даю одному ребенку фигурку и предлагаю поставить около самого красивого места в осеннем парке и рассказать своему мальчику или девочке, чем оно привлекательно: какие растут деревья, какая на них листва, что еще интересного есть в этом месте.)

И.Бунин. «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Остальные фигурки раздаю детям и предлагаю доиграть в группе.