Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Опытно-экспериментальная деятельность "Да здравствует мыло душистое"

Автор: Таратухина Екатерина Викторовна, воспитатель
Орловская область

Цель: формировать представление о мыле и его разновидностях; развивать мыслительные процессы детей. Программные задачи: 1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Экспериментирование в старшей группе:

 "Да здравствует мыло душистое"

Цель: формировать представление о мыле и его разновидностях; развивать мыслительные процессы детей.

Программные задачи:

1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.

2. Развивать память, внимание, мышление детей, любознательность, наблюдательность, смекалку.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.

4. Закреплять правила безопасности при работе с мылом.

Интеграция ОО:  познавательное развитие, речевое развитие, социально -коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование и материалы: цветные коробки, мыло туалетное, разного цвета, формы, запаха, жидкое мыло,  хозяйственное мыло, , ёмкости с водой, цветные камешки, трубочки.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Барто «Девочка чумазая», разучивание малых литературных форм, народных песенок, потешек.

2. Беседа на тему «Зачем надо умываться?»

3. Рассматривание иллюстраций«Дети моют ручки», картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная»

4. Проведение Дидактической игры «Предметы для умывания» Дидактического упражнения «Научи Мишку правильно умываться»

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте мы поздороваемся с ними,  дружно скажем, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

А теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,Скажем «Здравствуйте!» друг другу.Нам здороваться ни лень:Всем «Привет!» и «Добрый день!»;Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся.— ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята, сегодня утром когда я пришла в детский сад, обнаружил вот такую посылку. Интересно от кого она?

«Детям детского сада №12 группа «Звездочки» из страны Чистоты от Мойдодыра.

- Интересно что же в ней?

-Вы сможете узнать это если отгадаете загадку:

«Это наш хороший друг,

Терпеть не может грязных рук.

На грязь он сердится,

в руках оно вертится.

От страха грязь бледнеть начнет,

и побежит и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Чистыми,душистым.

Узнали без труда?

Воспитатель:Правильно, это мыло.

Воспитатель: Ребята. зачем нужно мыло?

Дети. Для того чтобы умываться.

Воспитатель. А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чище.

Воспитатель. Правильно, мылом будет чище потому, что оно хорошо отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи.

Есть такая поговорка «От простой воды и мыла, у микробов тают силы».

Давайте повторим все вместе поговорку.

Воспитатель:Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр. Берите по кусочку- кому какое нравиться. Здесь его много. Всем хватит. Вот какой сюрприз от Мойдодыра!

Какого цвета, какой формы?

Гладкое или шероховатое?

Понюхайте? Что вы чувствуете? (Ответы детей.)

Вывод: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы и иметь разный запах

Воспитатель. . Ребята, посмотрите в этой коробочке лежит еще что то. Давайте посмотрим, что же тут?

Дети: Это тоже мыло.

Воспитатель: Оно не похоже на те кусочки мыла, которые мы рассматривали. Какой запах у этого мыла, а какого оно цвета? Кто-нибудь видел такое мыло? Где оно применяется?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, такое коричневое мыло, с необычным запахом называется хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно стирать. 

Воспитатель:  Дети, а вы любите экспериментировать?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в секретную лабораторию Мойдодыра. а вы знаете, кто такой Мойдодыр?

Ответы детей.

Воспитатель: но для начала нам надо превратится в ученых

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в ученых превратились

Воспитатель: А теперь давайте пройдём в нашу лабораторию и посмотрим, что интересного нас там ждёт.

— Мы пришли в лабораторию, где все готово для работы. Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности работы в лаборатории.

1. Всё за собой ты убери,

Будь аккуратным и не сори.

2. Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

3. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

- А мы с вами будем проводить опыты с мылом, какие у нас есть правила безопасности ?

не брать мыло или намыленные пальцы в рот

- не допускать попадания мыла в глаза.

- А если попадет, что нужно сделать?

Воспитатель:дети, мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы.

Воспитатель:  Дети, хотите поиграть с мылом?

Дети: Да

Воспитатель совместно с детьми проводит опыты.

Опыт№1

Воспитатель: Итак, приступим к работе (к опытам)

Возьмите кусочек мыла попробуйте надавить немножко на него пальцем.

Какое оно? (твердое)

Теперь мы знаем, что мыло на ощупь какое? (твердое)

Перед вами стоят ванночки с водой.  Посмотрите какая вода? Можете потрогать воду.

Дети: Она теплая, прозрачная.

Воспитатель: А как можно проверить, что вода прозрачная?

Дети: Что-нибудь в неё положить.

Воспитатель:  Посмотрите перед вами лежат цветные камешки, давайте возьмём по одному и опустим в воду. 

Воспитатель: Наши камешки хорошо видно в воде, значит вода прозрачная, а теперь побулькайте в воде  руками, что вы видите?

Дети: Делают быстрые движения руками в воде.В воде появляются пузырьки воздуха.

Воспитатель: Дети, а теперь возьмите мыло и опустите его в воду,  попробуйте взять его в руки. Каким оно стало?

Дети: Мокрым, скользким.

А теперь возьмите в руки губку и опустите её в воду, натрите её мылом и погрузите в воду  сожмите и отожмите(мыло положите в мыльницу). Что происходит с водой?

Дети: Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.( Наши камешки плохо видны в воде)

Воспитатель: Ребята, поиграйте с водичкой: сделайте ладони трубочкой, наберите мыльной воды и подуйте, чтобы появились пузыри. Что происходит?

Дети:  Появляются маленькие пузыри.

Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?

Вывод: мыло при контакте с водой становиться скользким и хорошо пенится

Воспитатель: Вы много трудились, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, ведь учёным тоже нужно отдыхать, как и всем людям. Но перед этим мы помоем руки в чистой воде.(берем полотенце и вытираем руки)

ФизкультминуткаБыстро встаньте, улыбнитесь,Выше, выше подтянитесь.Ну-ка, плечи распрямите,Поднимите, опустите,Влево, вправо повернулись,Рук коленями коснулись.Сели, встали, сели, всталиИ на месте побежали.

Воспитатель: Посмотрите, ребята здесь еще что то есть. Давайте посмотрим, что там лежит?

Дети: Жидкое мыло.

Воспитатель: «Интересно, а почему мыло в бутылочке? Почему называется жидким?»

Дети: Потому что течёт.

Воспитатель. Зачем делают разное мыло?

Дети. Людям нравиться разные цвета, запахи.

Воспитатель: А если мы нальём в воду мыло, что с ним произойдёт?

Дети: будет пена. Если дети не отвечают на этот вопрос, то воспитатель предлагает им взять ложечки, наливает в них  мыло,  и дети размешивают  его в воде.(можно налить в эту воду или в стакан с чистой водой)

Воспитатель:  А теперь мы проведем следующий эксперимент. Сейчас мы возьмем в руки ложки, я вам по не многу налью в нее жидкого мыла. Теперь опустите ложки в воду и слегка размешайте. Аккуратно положите ложки на салфетку.

Воспитатель: Возьмите трубочки и подуйте в неё, опустив в воду с мылом.

Дети выполняют.

Воспитатель: Что случилось с мылом в воде? Откуда взялись пузыри?

Дети: Мыло в воде растворилось. Пузыри мы выдули из мыльной пены.

Вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков

Воспитатель: Ну, что же ребята, вы  сегодня побыли настоящими учёными и провели много экспериментов, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в кружок и произнесём волшебное заклинание:

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в ребяток превратились!

Воспитатель предлагает детям подойти к нему, задаёт следующие вопросы: Где мы сегодня были?

В лаборатории.

Кем мы были? Учеными

. Что мы делали? Проводили эксперименты.

Давайте вспомним, какое бывает мыло?

Туалетное, хозяйственное, жидкое.

Какие выводы мы сделали? Вывод: мыло при контакте с водой становиться скользким,растворяется в воде и хорошо пенится.

Молодцы, ребята, а у меня есть подарок, который передал вам хозяин лаборатории Мойдодыр, посмотрите, это памятка, которая поможет вам правильно мыть руки!(или мыльные пузыри)

А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями и пройдём в группу. До свидания!