Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Мастер -класс для педагогов ДОУ по экологии "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников".

Автор: Лопатина Ирина Александровна, воспитатель
Челябинская область Варненский район село Варна

Цель: помочь педагогам ДОУ овладеть технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки; способствовать

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер классе! И хочу продолжить тему экологического

воспитания.

Уважаемые коллеги перед вами появились картинки.

Скажите мне, что общего между этими картинками? (ответы) (сказка, экология)

Если объединить эти два слова, то получится(ответы). (экологическая сказка). А вы любите сказки?

Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что?

 Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчивого воспитывает ребенка. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов.

(картинка методов):

- экологические занятия

коллекционирование;

эксперименты;

опыты;

экологические проекты;

наблюдения

экологические дидактические игры

инсценировки, театрализации и т. д

- экологические сказки. И еще много различных методов.

В своей работе я использую метод воспитания экологической сказкой.

Ведь экологические сказки несут «экологическую информацию» т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей, они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у ребенка бережного отношения к природе.

Я учу своих воспитанников слушать, думать, сочинять экологические сказки, а также дополнять и обыгрывать уже существующие.Мы окружены природой: золотыми полями, цветущими лугами, дубравами, березовыми рощами. И как же нам донести детям всю эту красоту и ответственность за сохранение этой красоты. Конечно же через сказку.

И в своем мастер классе постараюсь вас познакомить с

технологией ознакомления детей с элементарными экологическими

представлениями через экологические сказки.

(актуальность)

.

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста

является актуальным. Чтобы сохранить все богатства, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание должно начинаться с раннего детства. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

И поэтому дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

И наш детский сад является таковым.

Главная задача экологического воспитания в детском саду

научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно

распоряжаться

богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё

преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая

роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится

экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения

на прогулке,

обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых

понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое

воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Цель моего мастер класса становление начал экологической культуры детей через экологические сказки. Воспитывать социально грамотного, социально активного дошкольника ответственного за состоянием окружающей среды. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы

знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она

воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С

помощью сказки можно дать определенные знания детям.

Например, в

младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое

понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла?

Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте,

рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с

состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка

растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается

понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой

приходит весна, за весной лето и т.д.

Часто мы используем народные сказки, так как они во многом

«экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру,

взаимоотношение людей со средой обитания.

Сегодня я предлагаю вам уже существующую сказку обыграть (Репка).  Но так чтобы сказка приобрела экологическую направленность, а для этого мне нужны помощники.

Попрошу выйти ко мне 7 человек. Вы распределите между собой роли и представите нашему вниманию новую экологическую сказку. Вам предоставлены необходимые для этого атрибуты.

Пока коллеги готовятся я хочу с вами поиграть.

Я предлагаю вам блиц- разминку. Буду задавать экологические вопросы, а вы попробуете на них правильно ответить. За правильный ответ участник получает смайлик, и кто наберёт больше смайликов тот получит медаль «Знаток экологии».

Ну что, готовы… тогда начнём.

 Этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на мысль о названии этого жучка. (Божья коровка).

. Эта птица массой от 300 до 350 гр., размером с грача. Черного цвета с красной шапочкой на голове. Клюв прямой, крепкий, приспособленный к дроблению древесины. (Дятел).

 В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голыми, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка).

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка).

Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб).

Какие животные меняют окраску с зимней на весеннюю. (Заяц, белка).

Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка).

Какое животное называют “кораблём пустыни” верблюд.

Сказка репка на новый лад

Ц е л ь : формирование у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование познавательно–исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы Развитие творческих и коммуникативных способностей через театрализованную игру

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые зрители!

Сказку посмотреть не хотите ли?

Сказок много в мире,

Сразу не прочтешь,

Но такой как наша

В мире не найдешь!

Сказка это не простая

О природе-вот какая!

Занавес открывается,

Сказка начинается!

Ведущий: На пенечке дед сидит

И с тоскою в огород глядит.

Дед: Чтоб зимой не голодать,

Надо что-то предпринять…

Посажу – ка огород

Вырастет капуста,

И морковь, чеснок и лук,

Будет в грядке густо.

А потом я соберу урожай богатый,

Угощу своих друзей

Будут они рады!

Ведущий: Долго Дед ждал урожая,

Ждал и не дождался.

Дед: Не растет мой урожай,

Он в земле остался.

Что же делать? Как же быть?

Надо Бабку мне спросить.

Бабка: Как что делать? Огород свой,

Поливать ты должен,

Ты, сходи дед за водой,

Вырастит быть может.

Ведущий: И пошел Дед за водой

К речке, что поближе.

Зачерпнул он два ведра

И воскликнул:

Дед: Ну, дела!

Ведущий: К огороду Дед пришел

С грязною водою,

Бабке показал ведро:

Бабка: Ужас! Что ж такое?

Ведущий: Вода радужной была,

С запахом бензина.

Дна не видно у ведра…

Дед и Бабка: А полить нам огород, так необходимо!

Что же делать? Как нам быть?

Надо Внучку нам спросить.

Ведущий: Внучка прибежала.

Вот, что им сказала:

Внучка: Где ты воду набирал-

У реки завод стоял.

Сбрасывал он в воду

Грязные отходы.

Деда, лучше в лес поди,

За холмом родник найди.

В нем течет вода всегда

Хрустально-чистая она.

Ведущий: Дед пришел с водой опять.

Стал он землю поливать.

Урожай все не растет…

Ничего он не поймет.

Дед, Бабка, Внучка: Что же делать? Как же быть?

Надо Жучку нам спросить.

Ведущий: Жучка прибежала.

Вот что им сказала:

Жучка: Чтобы огород растить

Нужно землю прорыхлить.

Ведущий: Жучка грабельки взяла,

Начала рыхлить она.

И полола, и рыхлила,

Мусор лишь один нарыла.

Жучка: Ох, не справлюсь я сама

Позову- ка Кошку я.

Ведущий: Прибежала Кошка с Мышкой.

Стали землю очищать.

Доставали банки, склянки.

И бумажки собирать.

Кошка с Мышкой: Сколько мусору скопилось!

Помогите, детвора!

Ведущий: Прибежали к ним ребята,

Они были так им рады!

Вместе мусор все собрали,

Урожай все поджидали.

Ведущий: Сколько времени прошло,

Как- то солнышко взошло.

После дружных всех работ.

Вырос дедов огород.

И капуста уродилась,

Лук, морковка и чеснок.

Урожай собрали дружно

Дед: Угостить друзей нам нужно!

Ведущий: Бабка сделала салат,

Угостила всех ребят.

А ребята поспешили,

Знаки к речке притащили.

«Не сорить!»,

«Люби природу! Охраняй ее с заботой!»

Все: Чтоб была у нас всегда, везде чистая вода!

Спасибо! Вы все проявили профессиональное мастерство, творчество,

фантазию. Мы услышали и увидели интересную, очень поучительную экологическую

сказку.

Уважаемые коллеги!

Сегодня

вы

увидели

мастер-класс

по

проблеме

использования

экологических

сказок

в

воспитании

экологической

культуры

детей

дошкольного возраста.

Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое или

получил знакомую информацию, увидел перспективы решения проблемы в

личной

и

профессиональной

деятельности,

и

возможно

ощутил

преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Благодарю за внимание!