Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





"Цветики – цветочки" Проект для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Штайгер Ирина Владимировна, воспитатель
Кемеровская область, Новокузнецкий район, п. Чистогорский

Цель:Формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания, цветения и воз

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Управление образования администрации

Новокузнецкого муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чистогорский детский сад №2» комбинированного вида

Цветики – цветочки

Проект для детей старшего дошкольного возраста

Штайгер И. В., воспитатель

Новокузнецкий район

2018

Аннотация:

Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе - это привело к выбору темы проекта.

Работа рекомендована педагогам ДОУ для использования в работе.

Название проекта

Цветики-цветочки

Разработчики проекта

Воспитатель Штайгер И. В.

Консультант(ы) проекта

Сфера образовательной деятельности, в рамках которой проводится работа по проекту

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Характеристика участников, на которых рассчитан проект (дети-возраст, педагоги – специальность, и др.)

Дети подготовительной младшей группы

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель;

Родители

Тип проекта (Информационный, Исследовательский, творческий, Практико-ориентированный, ролевой)

Творческий

Проект по продолжительности

среднесрочный.

Заказчик проекта

Проблема, которую решает проект

Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения.

Цель проекта

Формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта

1. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания, цветения и возможности использования человеком.

2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.

3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в весеннее время года.

4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Аннотация (актуальность проекта)

Важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе - это привело к выбору темы проекта.

Название продукта проекта

Ожидаемые результаты

Выставка рисунков «Мое любимое дерево»;

Посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями.

Результат:

Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.

Этапы работы над проектом

I. Подготовительный этап:

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта (модель трех вопросов);

– подбор методической литературы для реализации проекта;

–подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, создание плана работы.

II. Основной этап:

1. Беседы с детьми:

- «Здравствуй, дерево!»;

- «Какие деревья растут на участке»;

- «Как деревья помогают человеку»;

- «Как появляются деревья»;

- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;

- «Как сберечь деревья?»

2.Ознакомление детей с художественной литературой:

Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка», Т. С. Скребицкий «Раненые деревья», А. Фет «Уж верба вся пушистая», С.Николаева «Экскурсия в лес», С.Прокофьева «Сказка про маленький дубок». Э. Машковская «Дедушка-дерево», В. Степанов «Зайкина лопата», С. Козлов «Такое дерево», О. Дриз «Мальчик и дерево»,

3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща»  и беседы по их содержанию;

4. Прослушивание: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

5. Экскурсия:

 Рассматривание деревьев на участке.

Рассматривание цветущих деревьев в поселке (черемухи, липы).

6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:

- рисование на тему «Цветущее дерево» (нетрадиционными способами);

- аппликация: коллективная работа: «Чудо-дерево».

- рисования «Березки в парке» (угольными карандашами).

- оригами «Дерево».

7. Непосредственно образовательная деятельность:

«Деревья – какие они?»

Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.

«Цветущая береза». Познавательно-исследовательская деятельность

Предложить детям рассмотреть при помощи лупы сережки на березе, рассказать о строении собранных в них цветков. Предложить составить рассказ-описание березы в период цветения.

8. Дидактические игры:

1. «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.

 2. «Чей цветок». Цель: совершенствовать умение узнавать цветы деревьев.

3. «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.

4. «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.

5. «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.

6. «Опиши, мы отгадаем». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.

9. Работа с родителями:

1. Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу», «Радость общения с природой».

2. Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».

3. Совместное с ребенком рисование дерева и составление рассказа о нем на выставку рисунков «Мое любимое дерево»;

III.  Заключительный этап

Художественно-творческая деятельность: выставка рисунков «Мое любимое дерево»;

Посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями.

Список использованной литературы

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.

2. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.

3. Дрязгунова В. А.Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.

5. Ёлкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.

6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.

7. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.

8. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Модель трех вопросов

Что мы знаем о деревьях?

Что хотим узнать?

Что для этого надо сделать?

План работы над проектом

Этапы, сроки

Содержание работы

Участники

I этап.

1 день

1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

 2. Подбор методической литературы для реализации проекта.

 3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, песен и музыкальных произведений; дидактических игр, разработка бесед.

Воспитатель, дети.

2 день

1. Разработка рекомендаций для родителей.

2. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику.

3. Организация создания плана деятельности.

Воспитатель, родители, дети.

II этап.

3 день

1. Беседа с детьми «Здравствуй, дерево!».

2. Чтение и обсуждение литературных произведений:

О. Высоцкая «Наш сад»,

С.Николаева «Экскурсия в лес».

3. Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща».

4. Рекомендации для родителей: «Прогулки с детьми на природу»

5. Познавательно-исследовательская деятельность «Цветущая береза».

Дети, родители, воспитатель

4 день

1. Беседа с детьми «Как появляются деревья».

2. Чтение и обсуждение литературных произведений: Т. С. Скребицкий «Раненые деревья», А. Прокофьев «Наш лесок».

3. Экскурсия «Рассматривание деревьев на участке».

4. Рассматривание репродукций картин И. Э. Грабарь «Рябинка».

5. Знакомство с книгой Ларисы Бурмистровой, Виктора Мороза «Расскажите детям о деревьях»

Дети, родители, воспитатель

5 день

1. Рисование «Цветущее дерево» (нетрадиционным способом).

2. Д/и «Что сначала, что потом».

3. Беседа с детьми «Как деревья помогают человеку».

5.Чтение и обсуждение литературных произведений: П. Воронько «Липка», С.Прокофьева «Сказка про маленький дубок».

Дети, воспитатель

6 день

1. Беседа с детьми «Какие деревья растут на участке».

2. Аппликация: коллективная работа «Чудо – дерево».

3. Д/и «Опиши, мы отгадаем».

4. Чтение и обсуждение литературных произведений: И. Семенова «Березка», А. Фет «Уж верба вся пушистая».

Дети, воспитатель.

7 день

1.Беседа с детьми «Почему нужно беречь и охранять деревья».

2. Рисования «Березки в парке».

(угольными карандашами).

3.Д/и  «С какого дерева листок».

4. Заучивание П. Воронько «Берёзка».

5. Прослушивание записи «Голоса леса».

Дети, воспитатель, музыкальный руководитель

8 день

1. Д/и «Подбирай, запоминай, называй».

2. Чтение и обсуждение литературных произведений: И. Токмакова «Ива», Э.Машковская «Дедушка-дерево».

3. Прослушивание в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», И. Токмакова «Дуб» и «Береза».

4. Рекомендация для родителей: «Радость общения с природой».

5.Оригами «Дерево».

Дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель

9 день

1. Беседа с детьми «Как сберечь деревья?».

2. Д/и «Что лишнее».

3. Чтение и обсуждение литературных произведений: О. Дриз «Мальчик и дерево», С. Козлов «Такое дерево».

4. Творческая игра «Ты дерево».

 Дети, воспитатель.

III этап.

10 день

 Художественно-творческая деятельность: выставка рисунков «Мое любимое дерево».

Приложение

Константин Ушинский.

Спор деревьев. Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.М. Скребцова.

«Липкины дары».Много людей приходило к липке за дарами ее. Никому она не отказывала, но дружила липка только с одним человеком — лесником старым. Он часто приходил к ней поговорить. Липка общительной была и всегда ждала лесника с нетерпением.Каждый год в конце июня, когда ее цветочки распускались, лесник приходил и осторожно собирал их в корзину. После этого он низко кланялся дереву и ласково говорил:— Чудесница ты, липка. Не знаю, как тебя благодарить. В этом году я всю зиму со своей женой отваром из твоих цветов от простуды спасался. Выпьем по чашечке, от болезни и следа нет.Иногда лесник приходил к липке ранней весной или поздней осенью и собирал липовые почки, листья, орешки и кору. Каждый раз он говорил ей спасибо и объяснял, для чего ему нужны ее дары.— Спасибо тебе, липка, за листочки, — говорил лесник, — я тут в одной старой книге вычитал, что порошок из твоих листочков кровь из носа останавливает. У внучки моей, бывает, кровь из носа идет, по весне особенно, полечим ее твоим лекарством.В другой раз, набрав почек и коры, он объяснял:— Спасибо тебе, липка, за помощь. Жена моя руку обварила, а говорят, почки твои размельченные и разваренная кора при ожогах и ранах помогают.Однажды лесник пришел к липке за цветами не один, а с внучкой. Девочка долго разглядывала золотистые липкины цветы и аккуратно складывала их в корзину. Ее вопросам не было конца:— Дедушка, а почему липа так душисто пахнет?— Насекомых к себе зовет, внученька, чтобы цветочки ее опылили.— А почему у нее к веточке с цветочками такой странный, продолговатый, бледный листик прирос?— Это не листик, это крыло. На месте цветков вырастут у липы черные орешки. Когда придет им пора с материнским деревом прощаться, этот листик им крылом послужит, унесет их подальше.— А что за орешки такие, для чего они липе нужны?— Орешки — это семена липовые, из них новые липки вырастут. Внутри у них ядрышки с вкусным и питательным маслом. Очень любят их звери да птицы разные. Если орешек прорастает, и в лесу новая липка появляется, все деревья вокруг радуются такому соседству.— А за что деревья так липку любят?— Хорошо им возле нее живется, так как земля от липкиных листьев жирной становится. Богаты они витаминами, перегнивают быстро и кормят почву сытно. Я тоже как-то набирал земли возле липки для нашего огорода.Постой, внученька. Давай-ка мы лучше у липки кое-что спросим, и старик повернулся к дереву:— Помоги, липка, внучке моей. Задал ей на лето учитель задание. Принес он детям в класс несколько предметов: лапти, мочало, резного коня-игрушку, хохломскую чашку с ложкой расписные, веревку да баночку с медом прозрачно-белым. Попросил учитель детей все предметы внимательно рассмотреть и написать о них истории интересные, да такие, чтобы понятно было, чем эти предметы между собою связаны.Услышав вопрос лесника, липка зашумела ветвями и проговорила радостно:— Все эти предметы я хорошо знаю, потому что все они из моей коры, древесины и нектара делаются. В древние времена люди говорили, что без липки — крестьянину не жизнь. И правда, чего только не делали из меня: и лапти, и коробы, и веревки, и мочало, и посуду, и даже игрушки и много еще нужного и полезного в хозяйстве. У меня древесина удивительная: мягкая, хорошо режется, гладко строгается, при высыхании не растрескивается.— Спасибо тебе, красавица, — поблагодарил липку лесник и добавил, — но нам пора домой, внученька.Он поклонился липке и сказал ей на прощание:— Жаль, липка, что ты так быстро отцветаешь: две-три недели — и нет твоих чудесных цветочков. Зато сколько дел ты успеваешь за это время переделать: и пчел накормить, и с людьми своими цветочками целебными поделиться, и лес медовым ароматом наполнить.— Какая липка чудесная, жалко мне с ней расставаться, — вздохнула девочка по дороге домой.— У вас в городе тоже много лип-красавиц, — успокоил ее дедушка. — Они, как и лесные липки, труженицы неутомимые: не только город украшают, но и спасают его от задымления и копоти. Из-за этого городские липы живут совсем недолго — всего каких-то шестьдесят лет. Лесным липкам полегче приходится, вот и живут они дольше. Доживают до четырехсот лет, а то и больше. Вернешься в город, передавай городским липкам привет от их лесной сестрицы.А. Лопатина «Жизнь дерева».Однажды учительница повела детей на прогулку в лес, чтобы рассказать им о жизни дерева.— Дерево живое, как и мы, люди, — объясняла учительница, остановившись перед большой елью. — Оно дышит, спит, ест, работает. Дерево может чувствовать и даже по-своему говорить.Все внимательно слушали рассказ учительницы, кроме трех мальчишек, которым все это было совсем не интересно. Они потихоньку убежали в глубь леса.— Глупости, не верю я, что деревья живые и могут чувствовать, — сказал один.Он подпрыгнул, уцепился за ветку березы и долго качался на ней, пока ветка с хрустом не отломилась.— Конечно, глупости, — засмеялся другой, — деревья говорить не могут! Береза ведь тебе ничего не сказала, когда ты ей ветку отломил. Сейчас вырежу ей что-нибудь ножиком на коре, может она мне ответ напишет?— А я не верю, что деревья дышать могут. У них же нет легких, — поддержал друзей третий.— Ребята, идите сюда, здесь на поляне дуб огромный растет, — закричал он через некоторое время.Ребята принялись скакать вокруг дуба, пинать его ногами и весело распевать:— Эй, ты, дуб-дубина, ты скажи свое имя.Вдруг они все трое почувствовали, как что-то вцепилось им в курточки и приподняло их над землей.— Ой, что это? — закричали ребята хором.Ветви старого дуба зашелестели грозно:— Я хранитель леса, — голос дуба был такой гулкий, что все деревья содрогнулись вокруг. — Ведь вы спрашивали мое имя, негодные мальчишки?Перепуганные ребята молчали.Голос дуба, словно грозный вихрь наполнил лес:— Слушайте меня, деревья моего леса: березы и осины, ели и сосны, липы и клены. Нам с вами решать, что делать с этими мальчишками. Кто-нибудь из вас хочет взять их на поруки?Деревья в ответ испуганно зашумели.— Что ты, дуб, я боюсь хулиганов, мои листики до сих пор дрожат от испуга, — сказала осинка.— И мне такие мальчишки ни к чему, я дерево спокойное и величавое, — ответила ель.— У меня забот и без мальчишек много, — объяснила рябинка, — мне надо ягоды свои вырастить, чтобы было чем лесных жителей зимой подкармливать.— Придется вас в камни обратить, раз деревья не хотят вас брать, — грозно прошумел дуб и слегка встряхнул мальчиков.— Ладно, дуб, давай их мне, хоть они меня и поломали и порезали, да не годится людям камнями быть, — зашелестела ветвями обиженная мальчиками березка. — К тому же Творец велел нам служить людям.— Чистое у тебя сердце, березка, как и кора твоя белоснежная, — уже мягче прошелестели ветви дуба.— Так и быть, возьми их и научи уму разуму.Ребята хотели возразить, но вдруг почувствовали, что они летят по воздуху прямо к березке.Очнулись все трое в разных местах. Один превратился в корни березки, как бы слился с ними; другой попал в ствол и ветки березы; а третий — в ее листья. Не успели ребята прийти в себя, как березка приказала им:— За работу, быстрее за работу, мальчики. Нельзя терять ни минуточки, дереву очень много нужно успеть сделать за лето.У вас, корни, две задачи: во-первых, кормить меня пищей, которую вы должны сосать из земли; во-вторых, прикреплять меня к матери-земле и служить мне опорой против бурь и непогод.— Но я не могу работать день и ночь. У меня не хватит сил, чтобы удержать такую огромную березу, — возразил первый мальчик.— Ты должен сделать это, — отвечала ему береза. Ведь я умру, не получая пищи, и первый порыв ветра опрокинет меня на землю, если ты меня не удержишь. А вместе со мной погибнешь и ты.Потом береза обратилась к стволу и веткам:— У тебя, ствол, тоже две службы: ты несешь на себе сучья с ветвями, листьями и семенами, и в то же время ты должен проводить к ним ту пищу, которую берут из земли корни. Кора, что покрывает тебя, это твоя одежда — защита от холода, непогоды и болезней. Ты должен поскорее залечить все раны, которые нанесли ей глупые мальчишки, чтобы в тебя не попали грибки. Иначе ты начнешь гнить и умрешь.— У меня болит плечо, от которого оторвали ветку и ноет изрезанное место, — захныкал второй мальчик.— Деревья никогда не хнычут и как можно быстрее залечивают раны, нанесенные им, — ответила береза и обратилась к листьям:— Вы, листья, — лучшее мое украшение. Все на вас любуются, особенно весной, когда после зимнего сна вы такие милые, свежие и нежно-зеленые. Вы, подобно корням, должны питать меня, добывая пищу из воздуха. Из этой пищи, добытой из воздуха, и при помощи соков, поднявшихся из корней, вы должны вырабатывать разные вещества, из которых я построю новые слои древесины и новые почки для будущего года. Но вы должны спешить и работать день и ночь, ведь скоро придет осень, и вы засохните.— Я не хочу умирать осенью, это несправедливо,— я еще совсем маленький, — возразил третий мальчик.— Кроме того, я не могу работать день и ночь.— Нечего бояться: все лиственные деревья и даже сам хранитель леса — великан дуб — теряют листья осенью. Только на хвойных деревьях иголки остаются зимовать, — объяснила березка и добавила, — а если, вы, листья, не будете работать, вы засохните сразу же.— Мальчики, вот вы где. Вы что, уснули? — услышали ребята голос учительницы и почувствовали, что они проснулись на лесной полянке возле дуба.— Извини нас, березка, — прошептал первый мальчик, когда ребята уходили из леса.— Трудная у тебя жизнь, — добавил второй.А третий ничего не сказал, только ласково погладил березку по белой коре.ВишняВ ясный полдень, на исходе лета,Шел старик дорогой полевой;Вырыл вишню молодую где-тоИ, довольный, нес ее домой.Он глядел веселыми глазамиНа поля, на дальнюю межуИ подумал: «Дай-ка я на памятьУ дороги вишню посажу.Пусть растет большая-пребольшая,Пусть идет и вширь и в высотуИ, дорогу нашу украшая,Каждый год купается в цвету.Путники в тени ее прилягут,Отдохнут в прохладе, в тишине,И, отведав сочных, спелых ягод,Может статься, вспомнят обо мне.А не вспомнят — экая досада, —Я об этом вовсе не тужу:Не хотят — не вспоминай, не надо, —Все равно я вишню посажу!»(М. Исаковский)Обращение дерева к Человеку– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО!Высокое, могучее!Пока еще в лесу стоюИ шелестю пока.Лесная вся промышленностьЖдет не дождется случаяСвалить, срубить, спилить меня –Ищите дурака!Пусть только хоть попробует!Хочу ее заранееПредупредить по-дружески,Министра – в том числе:Что б из меня ни сделали –Напрасны все старания!Я это с виду смирное,

Пока стою в земле.Но только преврати меняВ различные изделия –Я шкафом с диким ужасомВдруг заскриплю в ночи!Занозой табуреточнойВ твоем зароюсь теле я!Паркетом под тобой сгнию –Хоть падай, хоть кричи!Случайно в унитаз спущусьЗарплатой за три месяца!Столом я рухну на гостей,Министра – в том числе...Не проще ль, чем рубить меня,Взять сразу и повеситься?Веревку можешь не искать –Она лежит в дупле!(И. Шевчук)ДеревцеБыла горячая пора:Всё лето жарила жара,И я про клён не забывал,Пять раз в неделю поливал.И выжил в это лето клён!Меня повыше ныне он,И зеленеет по весне.Иду – он веткой машет мне.Привет, привет, дружок! Расти!Рад, что помог тебя спасти.Не зря прожита жизнь моя:Хоть что-то с пользой сделал я!(А. Дмитренко)

Наша планетаЕсть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветут,Ландыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо.Береги свою планету –Ведь другой, похожей, нету!(Я. Аким)

Березонька-беляночка,

Красавица лесов,

Проснулась спозараночку

От птичьих голосов.

К воде пошла, умылася,

Обсохла под лучом,

Над речкой наклонилася

Березовым плечом.

С березой рядом рощица,

Семья ее подруг,

И так узнать ей хочется,

Что нового вокруг?

(Виктор Боков)

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:Весной веселит,Летом холодит,Осенью питает,Зимой согревает. (Дерево)

Д- Древесный ствол имею я,

Е – Есть корни, ветви у меня.

Р – Расту высоким, тень пускаю,

Е – Если раскидисто бываю.

В – В лесу меня узнаешь враз:

О – Осинка, дуб, берёза, вяз. (Дерево)С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают: Шкуру тонкую сдирают. (Липа) 

В парках дерево растёт,

Аромат, когда цветёт.

От простуды и при хрипах

Что поможет? Цветы –…(липы)

Во дворе оно растёт...

Добывают пчёлы мёд

из цветочков золотых,

что в ветвях цветут густых.

От простуды и от гриппа

Лечит лучший доктор ...(Липа).

У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна)Вроде сосен, вроде елок,А зимою без иголок. (Лиственница)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)Весной зеленела, летом загорела,Осенью надела красные кораллы. (Рябина)Русская красавица стоит на поляне,В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем. (Тополь)

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка? (Тополь)Летом - снег! Просто смех!Снег по городу летает,Почему же он не тает? (Пух с тополя)Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. (Береза)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет

Под Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот:

Готовят ей наряды. (Елка)

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,

Хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек. (Лес)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут –

Береток не найдут. ( Желудь)

Куста чудесней нет,

Он славит день весенний,

Пахуч и нежен цвет

Красавицы … (Сирень)

Гроздья маленьких цветов

Ветки наклоняют.

Аромат весны вокруг

Воздух наполняет. (Сирень)

Что за время! Есть ли лучше! -

По окраинам лесным

Привлекающе-пахучий

Заклубился белый дым. ( Черемуха)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)

Так вкусны ее плоды!

Сочны и румяны!

Круглый год покушать их

Все мы очень рады! (Яблоня)

Она весною набухает,

Размера разного бывает,

Лопнет – появится побег,

Не любит град, мороз и снег,

- начало всех высших растений

И всех цветов, без исключений.

Закладывается она летом,

Когда тепло и много света

У основанья черешочка.

Её назвали люди ... (почка)

На веточках они растут

На зиму все они заснут.

Весной набухнут и листочки

Появятся на свет из…(почки)

Весною появляется

Из почек распускается,

А в жаркий летний день

Даёт прохладу, тень.

Едва наступит осень,

Её на землю сбросят. (Листва)

Выполз он на свет из почки

Липкий, гибкий, чистый.

Так на дереве в садочке

Распустился…(Листик)

Сидел на дереве.

Слетел пропеллером. (Лист)

Из земли растёт росток-

Распустил один листок.

К солнцу тянется вершок-

В землю лезет…(корешок)

От клёна отломили ветку

За ствол держалась ветка крепко.

Остался острый, как крючок

Торчащий из ствола… (Сучок)

Срубили клён. Ствол стал бревном,

А из ветвей сплели плетень,

А там, где дерево росло,

В траве стоит и чахнет… (Пень)

Подвижные игры на участке. «Найди свое дерево». 

Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.«Найди такой же лист». 

Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.«Лесные пятнашки». 

Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.«От дерева до дерева». 

Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?

Физкультминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)

Вправо-влево, взад-вперёд —

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем).

Ветер дует нам в лицо,Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо.Ветер тише, тише, тише, (Присесть)Деревцо все выше, выше. (Встать и вытянуть руки вверх)

Руки подняли и покачали –Это деревья в лесу. (Плавное покачивание поднятыми вверх руками)Руки нагнули, кисти встряхнули –Ветер сбивает росу. (Встряхивание рук перед собой)В стороны руки, плавно помашем –Это к нам птицы летят. (Горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево)Как они сядут, тоже покажем –Крылья сложили назад (2 раза)

Ветер тихо клен качает, (Ноги на ширине плеч, руки за головой)Вправо, влево наклоняет: (Наклоны туловища влево и вправо)Раз – наклон и два наклон,Зашумел листвою клен. (Машем руками)

Во дворе стоит сосна,К небу тянется она.Тополь вырос рядом с ней,Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)Ветер сильный налетал,Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)Ветки гнутся взад-вперёд,Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)Будем вместе приседать —Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)Мы размялись от душиИ на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)

Походили, порезвились,

И на травку опустились!