Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Автор: Сабитова Евгения Мунировна, Воспитатель
Республика Татарстан, город Казань

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей,

уделять внимание её чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский.

Речевые игры и упражнения – одно из важнейших средств развития ребёнка. Их содержание, эмоциональная форма проведения способствуют проявлению детской непосредственности, начальной активности и самостоятельности. В играх создаётся наиболее благоприятная ситуация для индивидуального подхода к детям. В организации речевых игр и упражнений велика роль взрослых. Они определяют задачи, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей детей, создают оптимальные условия для того, чтобы игры были развивающими.

Становление речи происходит в периоде 2-го года жизни. В этом возрасте главное внимание уделяется: развитию потребности в общении; совершенствованию понимания речи и становлению самостоятельной речи ребёнка. Одним из условий развития речи, является общение. Оно становится богаче, разнообразнее, так как ребёнок больше подражает, активнее действует, начинает говорить сам, хотя его речь пока понятна только близким людям. Значительно совершенствуется предметная деятельность, ребёнок проявляет большую самостоятельность в действиях с предметами (переворачивает, катает, ощупывает и т. д.). Это помогает ему лучше узнавать предметы, различать их и со временем точно и правильно называть. Всё это необходимо учитывать при проведении игр и упражнений. Детей надо учить играть с игрушками и предметами: как прокатить мяч, как погладить зайца, как накормить и уложить спать куклу; при этом обязательно называть игрушки и действия с ними, всячески поддерживать подражательные действия детей, способствовать проявлению элементарной инициативы. Для игр необходимо иметь достаточное количество игрушек одного и того же вида, но разных по цвету, величине, материалу, с тем чтобы организовывать обследовательские действия детей, развивать элементарные мыслительные операции.

Тематика игр, отдельные приёмы могут повторяться, но несколько усложняются задачи, содержание игры, способы взаимодействия взрослого с ребёнком. Они направлены на развитие элементарной самостоятельности и речевой активности детей. Важно использовать разнообразные приёмы развития речи: Показ с называнием, образец слова и построения фразы. Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Что тебе дать? Скажи», «Где ты взял машинку? Покажи».) Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (Мяч – большой и маленький.) Проговаривание слов вместе с ребёнком, подсказывание нужного слова. Использование потешек, коротких стихов. Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Я веду систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые мы используем в своей работе по развитию речи.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

«Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять»

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

«Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок»

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

«Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья»

5. Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

«Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Произношение гласных звуков

- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

- О-о-о (разболелся зуб,удивление).

- У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

Скороговорки

Так же используются по развитию речи скороговорки. Скороговорок существует великое множество. Я использую в работе те, которые соответствуют знаниям и возрасту ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять. Проговариваем скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрываем её интонацией. Главное - не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему были интересно и хотелось произнести те же самые слова. Для этого начинаем фразу скороговорки, а ребенок заканчивает её. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличиваем скорость произношения.

Ежик, ежик чудачок сшил колючий пиджачок.

На окошке крошку – мошку

Ловит ловит лапой кошка.

Рома Маше нарвал ромашек.

У ежа и ёлки иголки тонки.

6. Пальчиковые игры.

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

«На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли»

«Зайка»

-Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)

- Вот, вот, вот! (руки за спиной)

-Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)

-Вот, вот,вот! (показать нос)

-Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)

-Вот, вот,вот! (показать руки)

-Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)

-Вот, вот,вот! (показать ушки)

«Паровоз»

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок», большие пальцы вращаются)

Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок», большие пальцы вращаются)

Прицепил вагон, повез…(сцепить указательные пальцы)

7. Игры с различными предметами и материалами

«Угадай животное» или «Чудесный мешочек». Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Это игра для дружной компании. Каждый участник по очереди достаёт игрушку и озвучивает животное, которое он достал.

«Найди вторую половинку»

Способствует знакомству детей с окружающими предметами. Дети учатся складывать целое изображение из двух частей.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

«Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим»

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Крутись карандаш» (карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад, чтобы карандаш не укатился. Сначала одной рукой, потом другой.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать у него мелкую моторику рук. Совершенствование мелкой моторики приводит к совершенствованию речи. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, решаются сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. В группе есть как готовые игры, так и игры, сделанные нами и родителями: «Мозаика», «Разноцветные бусы», «Волшебные палочки», «Разложи в бутылочки по цвету», «Сенсорные коврики», «Шнуровки» и др.

Большое значение в речевом развитии детей раннего возраста имеет взаимосвязь ДОУ и родителя. Мы в своей группе делимся с родителями педагогическими знаниями, в частности конкретными навыками. Проводим с родителями тематические лекции, беседы, консультации, в которых родители знакомятся с процессом формирования речи детей, а так же с проблемами речевого развития. Предлагаем родителям ряд игр и наглядный материал, для развития речи детей. В уголке для родителей размещаем советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, потешки, стишки, скороговорки), которые родители могут употреблять при разговоре с ребенком. Так же сообщаем родителям индивидуально о состоянии речи ребенка, отмечаем положительные сдвиги, даём рекомендации,

Ограничиваясь перечислением этих игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для речевого развития детей. Нашим малышам очень нравятся эти игры, и они с большим удовольствием играют в них и развиваются соответственно своему возрасту.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.