Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Экологические акции как универсальное средство формирования практически деятельного отношения к окружающей среде у дошкольников

Автор: Раскова Галина Владимировна, Иванова Жанна Николаевна, Власова Татьяна Алексеевна, воспитатели
Мурманская область, г. Апатиты

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Экологические акции как универсальное средство формирования практически деятельного отношения к окружающей среде у дошкольников

Одной из актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. А экологическая культура – это неотъемлемая часть культуры человека. Старшим дошкольникам свойственно единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формированию у них надежных основ ответственного отношения к природе. Но чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

Участие в экологических акциях помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности. А также является универсальным средством формирования практически деятельного отношения к окружающей среде у детей.

Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводим вместе с детьми при активном участии родителей. Подобные мероприятия развивают в детях такие нравственные качества, как самостоятельность, ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность, инициативность.

При организации экологических акций стараемся придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

«Живи ёлочка – живи», «Не рубите люди елки- не губите вы леса» - акции против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Эти акции традиционно проходят у нас с начала декабря и длится 1,5 месяца. Наряду с наблюдениями, беседами, изготовлением плакатов, мы инсценируем и показываем сказки. Так, судьба маленькой ёлочки из «Зимней сказки волшебного леса» затронула сердца не только детей, но и взрослых.

«Птичья столовая»

Для проведения этой акции был выбран февраль. Ведь именно в эту зимнюю пору, когда у птичек подъедены все запасы, а холода и снегопады не торопятся отступать, им приходится особенно трудно. Вот тут на помощь пернатым друзьям должны прийти люди. В рамках акции был объявлен конкурс на самую оригинальную кормушку для птиц, в которой активное участие приняли почти все родители, проявив мастерство и фантазию. Кто-то соорудил кормушку из бросового материала, такого, как пластиковые бутылки, канистры, упаковки из-под новогодних подарков, тортов. А некоторые родители, по-видимому, не один час провели в мастерской, сделав не только красивые, но и прочные деревянные кормушки.

Кстати, и до проведения акции, птички были дружны с нашими воспитанниками. Ведь подкармливать птиц, мы начинаем с октября.

С подведением итогов конкурса акция не закончилась. Она продолжается до сих пор.

Акция «Берегите воду» родилась как реакция на нерациональное использование воды детьми и взрослыми.

В её рамках был разработан ряд мероприятий.

Для детей организовали серию занятий: «Эта волшебница вода», «Где живёт вода?», «Кому нужна вода?». Дети познакомились со свойствами воды и её превращениями,

узнали, что на Земле воды много, но пригодной для питья очень мало. Они узнали, что вода – это жизнь.

Для закрепления знаний проводили дидактические игры («Вода – не вода», «Найди, кто живёт в воде» и др.)

Дети рисовали «портреты воды», плакаты в защиту воды.

Читали детям экологические сказки Н.Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели?»; Т.Николаевой «Приключение капельки» с последующими беседами, об экономном и бережном отношении к воде.

Как итог работы был проведён досуг «Бесценная и всем необходимая вода».

Акция «Кошкин дом». Начиная ее, мы хотели научить детей правильному общению с животным: мягкости, не назойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Нередко избыток чувств в сочетании с отсутствием знаний о потребностях и образе жизни животного приводит к тому, что ребёнок «мучает его».

Как и любая другая, эта акция началась теоретическим блоком: воспитатели осуществляли проект «Наши пушистые друзья»; беседовали с детьми об ответственности человека за тех, кто живёт рядом; для поддержания интереса, использовали дидактические упражнения и игры («Хорошо-плохо», «Придумаем имя коту», «Песни о кошках», «Кошкины родственники»).

Вместе с детьми оформили в группе выставку «Кошкина гостиная». Здесь разместились фотографии, мягкие игрушки, картины, книги, детские рисунки, посвящённые кошкам.

На совместную полезную деятельность родителей и детей объединил конкурс «Кошкин дом», цель которого – украсить быт домашних кошек. Мы ещё раз убедились в неисчерпаемости фантазии и творчества родителей. Завершением акции стало выступление воспитанников перед родителями с музыкально-ритмической композицией «Кошки».

Городская экологическая акция «Сбор батареек – время пришло!». Цель и задачи акции направлены на разъяснение экологической опасности для природы и человека, возникающей при выбросе отработанных батареек вместе с бытовым мусором; содействие в организации активного сбора и сдачи использованных батареек в пункты приема с последующей утилизацией; воспитание экологического самосознания детей и молодёжи, понимание важности проблемы утилизации опасных отходов, раздельного сбора мусора и защиты окружающей среды целом; привлечение внимания властей, общественности и промышленных структур к теме вторичного использования сырья.

Воспитанниками и их родителями, а так же педагогами за три гола прохождения акции было собрано использованных батареек больше 10 кг. Только в этом году мы сдали 4,4 кг отработанных батареек, за что получили диплом.

Акция «Детский сад – зеленый сад», цель которой активизировать деятельность взрослых и детей по благоустройству и озеленению территории, создать комфортные условия воспитания и развития детей дошкольного возраста. Процесс благоустройства и озеленения территории ДОУ очень важный и ответственный. Под благоустройством и озеленением территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений детей, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика двора дошкольного учреждения.

Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный двор воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Кроме того, во многом от того, что представляет собой территория дошкольного учреждения, зависит престиж и самого учреждения.

Воспитанники группы принимали участие в посадке саженцев ели и сосны на территории сада.

В рамках этой акции запланирован экологический эксперимент, который даст ответ на вопрос: приживутся ли каштаны в нашей климатической зоне? У сотрудников ботанического сада мы узнали, что каштаны севернее С-Петербурга не высаживались. Мы решили попробовать. Семена привезли из Подмосковья и посадили в апреле 2017г. ……..

Закончится проект высадкой деревьев на территории детского сада в будущем году. Т.е. каштанам в горшках зимовать еще одну зиму.

Таким образом, активная жизненная позиция взрослых членов нашего коллектива последовательно передаётся детям. Из разговоров с детьми, их родителями мы понимаем, что дети стали осторожнее вести себя на природе, бережнее относиться к растениям, животным, стараются не навредить им, бурно реагируют на негативные поступки.