Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Образовательная программа "Основы правовых знаний"

Автор: Сокольникова Анжела Анатольевна, Старший педагог дополнительного образования
Республика Саха (Якутия), г. Якутск

Обмен опытом по образовательной программе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Учебно-тематический план кружка «Школа правовых знаний»………10

Учебно-тематический план I модуля…………………………………….11

Содержание образовательной деятельности творческих групп школ...14

Учебно-тематический план I года обучения (II модуль)……………….18

Содержание образовательной деятельности I года обучения………….19

Учебно-тематический план II года обучения (II модуль)………………21

Содержание образовательной деятельности II года обучения………....22

Учебно-тематический план III года обучения (II модуль)……………..24

Содержание образовательной деятельности III года обучения……….25

Учебно-тематический план модуля инклюзив…………………………27

Содержание образовательной деятельности инклюзивного образования………………………………………………………………..30

IV модуль- элективный курс «Формирование основ правовой культуры для учащихся 9 - 11-ых классов ……………………………36

Содержание элективного курса……………………………………..…..37

Планируемые результаты и способы определения результативности..41

16.Методическое обеспечение программы……………………………..…52

17.Список литературы для педагога…………………………………….....56

18.Список литературы для учащихся………………………………….......57

19.Приложения

Пояснительная записка

Направленность программы: социально-педагогическая.

По целевой установке: авторская

По форме содержания и процесса педагогической деятельности:

модульная

Вид:правовое направление.

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка. За последние годы российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей получило дальнейшее распространение. Принято множество документов, направленных на защиту прав, интересов детей. Расширилась сфера деятельности структур, занимающихся проблемами семьи и детства, появились уполномоченные по правам детей. Вместе с тем, современное общество характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, криминализацией среды, дистанцированием семьи от школы, ростом правонарушений, преступлений среди молодёжи, правовым нигилизмом, что порождает опасные тенденции:

- распространяется социальное сиротство и беспризорность несовершеннолетних;

- нарушаются права детей;

- увеличивается количество детей, употребляющих алкоголь, вещества наркогенного действия;

- растёт преступность среди несовершеннолетних;

- всё больше становится детей, имеющих психические отклонения.

Эти тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования деятельности по повышению правовой культуры, прежде всего, правовому просвещению всех участников образовательного процесса.

Актуальность.В основных политико-правовых документах образовательной политики России, Национальной доктрине образования до 2025 года, Концепции развития системы дополнительного образования детей до 2020 года, Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», Концепции правового просвещения до 2020 года, в Федеральном законе «Об образовании в РФ», принят Госдумой 29 декабря 2012 года №273, в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентации, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.

Актуальность гражданско-правового образования для нашей республики обусловлена спецификой перехода к местному самоуправлению, необходимостью готовить законопослушных людей, с развитым чувством ответственности, умеющих проявлять инициативу, пользоваться личными свободами и правами. Одной из задач воспитания является формирование гражданской и правовой ответственности, нравственного самосознания.

Новизна. В условиях становления правового государства огромное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового правоведческого мышления, общеправовой культуры, высокого профессионального мышления, высокого профессионализма, чувство законности и справедливости.

Одним из основных признаков правового государства является примат (верховенство) закона и высокая правовая культура граждан. Однако в реальной жизни ребёнок постоянно сталкивается с нарушением правовых норм со стороны взрослых. И в школе, и в семье, и на улице ему не раз приходится наблюдать неуважительное отношение к правовым нормам и правовому поведению. Особенно часто нарушаются и права ребёнка.

Ежегодно тысячи подростков оказываются в следственных изоляторах, воспитательных колониях, приёмниках-распределителях, наркологических диспансерах. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Утрачены моральные ценности, отсюда рост преступности в стране. Не успев ещё почувствовать радости жизни, подросток уже оказывается в кабинете следователя. И нередко, человек, переступивший через закон, навсегда теряет возможность добиться успеха в жизни.

Сложная криминогенная обстановка, правовая неграмотность детей и их родителей предопределили мною выбор центральной задачи - формирование правосознания, создание условий для развития законопослушной личности. Одним из условий реализации данной задачи является разработка и реализация программы по правовому просвещению, в которой для формирования правосознания, правовой культуры и правомерного поведения учащихся используются урочная, внеурочная деятельность, интеграция, проектная деятельность.

Новизна программы состоит в том, что учащиеся «Школы правовых знаний» не только расширяют свои знания по вопросам права, но и дополнительно могут на практике их реализовать через организацию пропагандистской работы, проведение радиопередач, внеклассных мероприятий, оформление, презентацию проектов по правоведческой тематике, работу лекторской группы совместно с КДН и ЗП, курс предпрофессиональной подготовки.

Педагогическая целесообразность. Право является важным компонентом социально-гуманитарного образования личности и относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания учащихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения учащимися основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Отличительная особенность. В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями (история, обществознание, социология, и др.) и интеграция с творческими объединениями и кружками МОБУ ДОД ДДТ, с учреждениями и организациями ОА г. Якутска (КДН и ЗП, УВД и др.), с управой Центрального округа, с Национальной Ассоциацией молодых юристов РС (Я), с Центром образования, с Музеем молодёжного движения МБУ ДО ДДТ, с музеем истории развития образования г. Якутска, с республиканской федерацией по игре «Сонор» и Международной федерацией «ЖИПТО. Евроталант». По программе предусмотрены индивидуальная траектория обучения (работа с одарёнными детьми), инклюзивное образование, элективный курс по предпрофессиональной подготовке, самостоятельная работа по проектной деятельности и игровая досуговая деятельность в соответствии с тематикой, участие конкурсах и НПК разного уровня.

Полноценная познавательная деятельность учащихся выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетенции. Особая роль в формировании этих компетенций принадлежитпроектной технологии, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность. В рамках профильного обучения проектную деятельность рассматриваю как основной вид познавательной деятельности учащихся.

Также создаётся среда для полноценного развития одарённого ребёнка. В работе с одарёнными детьми использую следующие принципы педагогической деятельности:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;

принцип свободы выбора учащимися помощи.

В работе с одарёнными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично – поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

Данная образовательная программа:

1) Исключает прямое дублирование учебного материала, но осуществляет возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью его углубленного изучения в новых связях на более высоком уровне;

Расширяет содержательный блок правовых знаний;

Создает базу для последующего профессионального образования;

Обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний.

Адресат программы.Программа рассчитана для учащихся 7-18 лет, интересующихся правовой культурой. На кружок принимаются все желающие.

Объем и срок освоения программы. Объем программы 432 часа –для модуля «Основное обучение», срок освоения -3 года,36 часов –для модулей «Начальное обучение» и «Инклюзив»,144 часа –для модуля «Элективный курс».

Формы обучения. В постоянно меняющихся условиях современного учебного и воспитательного процесса от педагога требуется постоянная выработка и воплощение оптимальных нестандартных педагогических решений. Тем самым каждый вырабатывает для себя и апробирует свою педагогическую среду, которая является условием организации жизнедеятельности детей, направленной на формирование отношений учащихся к миру, людям и друг другу. Эта среда включает в себя принципы, формы, методы и приёмы обучения, которые педагог умело сочетает и эффективно применяет в разных педагогических условиях обучения, развития и воспитания. Обучая учащихся основам правовых знаний, необходимо использовать все доступные формы и методы работы: лекции, семинары, дискуссии, игры, конкурсы, турниры, тематические, интегрированные занятия, эвристические беседы, обсуждения ситуаций, викторины, интервью, устные журналы, презентации, использование компьютерных программ, тематические мероприятия и т.д. В организации обучения необходимо использовать целый комплекс оптимальных приёмов, которые способствовали бы включению каждого ребёнка в активную учебную и воспитательную деятельность на уровне его потенциальных возможностей.

Это следующие приёмы:

Интерес – это мотив, который на всех этапах развития характеризуется обязательными моментами:

- положительными эмоциями по отношению к деятельности;

- наличием познавательной стороны этих эмоций;

- наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Творческая деятельность.

Создание ситуации успеха.

Создание ситуаций совместных переживаний.

Активизации механизмов мышления способствует применение приёма размышления вслух, приёма использования активизирующих вопросов. Это ведёт к повышению уровня осмысления учебного материала.

Использование педагогики сотрудничества.

Использование метода групповой работы на основе принципа целенаправленного обучения.

Режим занятий.

- занятия для творческих групп школ проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Всего часов в год - 36 часов;

- занятия для творческих групп проводятся 2 раза в неделю по 90 минут с 10-минутным перерывом. Всего в год 144 часа, на 3 года 432 часа;

- занятия для индивидуальной группы проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Всего в год 36 часов.

- занятия инклюзивного образования проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Всего в год 36 часов.

- занятия предпрофессионального образования (элективный курс) проводятся 2 раз в неделю по 90 минут с 10-минутным интервалом. Всего в год – 144 часа.

Целью настоящей программы правового образования является содействие в социализации личности, т.е. становлению, усвоению индивидом правовых ценностей, норм, установок, достойных образцов поведения, формированию жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта и на этой основе разностороннее развитие личности.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующего спектра задач.

Задачи

1)Метапредметные (Развивающие):

способствуют созданию благоприятных условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции;

содействуют формированию ценностных ориентиров в области правовых и социальных норм, регулирующих жизнедеятельность гражданина;

способствуют развитию творческих способностей, необходимых для выполнения основных социальных ролей (мужа, жены, продавца, потребителя, исполнителя, изготовителя и т.д.).

2) Предметные (Образовательные) - призваны дать учащимся знания по следующим вопросам:

основы морали, нормы морали;

право в системе нормативного регулирования общественных отношений;

формы (источники права);

правотворчество: принципы, виды;

нормы права: их систематизация, система права;

правовые отношения;

правосознание и правовая культура;

толкование норм морали и норм права;

правонарушения, юридическая ответственность;

механизм правового воздействия;

государственное (конституционное право России);

гражданское право;

семейное право;

уголовное право;

административное право;

трудовое право.

3)Личностные (Воспитательные) - направлены на:

содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

формирование человека, гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, его ориентация на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

воспитание гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободам человека;

формирование основ правовой культуры;

содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов.

Учебный план кружка «Школа правовых знаний»

п/п

Модули

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1

Начальное обучение (ознакомительное обучение для творч. групп школ – для детей 7 – 10 лет). Этот модуль подходит как внеурочное обучение по ФГОС, рассчитан на 1 год

36 ч

2

Основное обучение (для творческих групп). В течение 3 лет учащиеся проходят курс основной программы.

144 ч

144 ч

144 ч

3

Инклюзив (для уч-ся коррекционных школ). Рассчитан на 1 год

36 ч

4

Элективный курс «Формирование основ правовой культуры для учащихся 9-11кл.». Модуль включен в программу для тех, кто выбрал направление будущей профессии

144 ч

Учебно-тематический план I модуля (начальное обучение)

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации контроля

Теория

Практика

Общее

1

Вводное занятие

1

1

Беседа

Опрос

2

Моя семья – моя малая Родина

2

2

4

Диспут

Опрос

3

Гражданин и обыватель

2

2

4

Соревнование

Результат участия

4

Ответственность

2

3

5

Игра

Зачёт

5

ЗОЖ. Здоровый образ жизни

2

2

4

Беседа

Опрос

6

Нормы морали

2

2

4

Диспут

Опрос

7

Человек. Личность. Гражданин

1

3

4

Мозговой шторм

Итоги соревнования

8

Права ребёнка

5

3

8

Игра

Итоги соревнование

9

Итоговое задание

2

2

Игра

Зачёт

Итого:

18

18

36

Модуль – начальное обучение

Приобщение к правам человека должно начинаться ещё в начальной школе. Именно в начальной школе нужно формировать правосознание, и, что важно, правовую культуру личности. Внутренний мир человека в детстве развивается наиболее интенсивно. Происходит осознание себя как личности, осмысливается своё назначение и место на земле. В системе воспитания начальная школа является ведущим звеном и именно на неё возложена особая ответственность за молодое поколение.

Именно поэтому я поставила перед собой такие цели; задачи и предполагаемый результат.

Цели работы:

1.Апробация модуля правового просвещения для учащихся начальной школы.

2.Создание собственной специальной правовой обучающей методики для младших школьников.

3.Знакомство учащихся в доступной форме, игровых ситуациях с основами социальных норм и правами ребёнка.

4.Приобретение младшими школьниками первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими.

Задачи:

1.Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки; способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции.

2.Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных школьному возрасту.

3.Способствовать развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.

Предполагаемый результат:

1.Формирование правовой культуры личности ребёнка.

2.Формирование навыков поведения в адекватной ситуации (на улице, в школе, в гостях, транспорте).

3.Появление у каждого ребёнка уверенности и причастности к правовому полю социума.

4.Выработка чувства ответственности за собственное поведение и приобретение уверенности в среде сверстников и взрослых.

5.Получение первоначального опыта разработки собственных правил.

6.Создание индивидуальных и коллективных проектов.

Правовое воспитание в начальной школе нужно начинать с первого класса, т.к. в последнее время учащиеся становятся криминально-активной категорией населения. Эта категория людей, которые ещё не осознают, что за каждое нарушение последует наказание. Вся проблема у учащихся начинается с того, что возникают проблемы в адаптации в школе, трудности семейных взаимоотношений, негативное воздействие средств массовой информации. Традиционные ценности нравственного порядка постепенно вытесняются культом денег, физической силы и снижением общественной полезной активности.

Содержание образовательной деятельности

Тема 1. Вводное занятие

Инструктаж по ТБ и ПБ. Правила поведения в ДДТ. Проведение тестирования на выявление первоначального творческого потенциала учащихся. Знакомство с предметом. Ознакомление с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях.

Тема 2. Моя семья – моя малая Родина.

Человек в семье. Семья – это кристалл общества. Любовь к Родине начинается с семьи. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Тема 3. Гражданин и обыватель.

Человек в обществе. О гражданине и обывателе. Гражданский поступок.

Тема 4. Ответственность.

Что такое ответственность. Юридическая ответственность. Виды ответственности. Обязанности детей.

Тема 5. ЗОЖ.

Здоровый образ жизни. Здоровье человека. В здоровом теле – здоровый дух.

Тема 6. Нормы морали.

Аморализм. Нормы морали, основы морали. Бездуховность. Безнаказанность.

Тема 7. Человек. Личность. Гражданин.

Я Человек. Круг моих связей и отношений с окружающими. Личность. Гражданин – человек, владеющий правами.

Тема 8. Права ребёнка.

Зачем ребёнку права. Права ребёнка. Основные права: на жизнь, имя и гражданство. Право на благополучную жизнь. Право на свободу слова, религии. Право на отдых и досуг. Право на жилище. Право на образование. Право на здоровый образ жизни.

Тема 9. Итоговое занятие. Подведение итогов года.

Календарный учебный график I модуля (начальное обучение)

№ п/п

Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

Место проведения

Кол-во часов

Дата проведе-ния

Фактичес-кая дата проведе-ния

Примечание

1

Введение. Инструктаж по ТБ и ППБ

беседа

опрос

кабинет

1

14 -18 сент.

2

Моя семья – моя малая Родина

- Человек в семье.

- Семья – это кристалл общества.

- Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Диспут, соревнование, игра

Опрос, итоги соревнования

Кабинет, актовый зал

4

21-25 сент.

28 -2 окт.

3

Гражданин и обыватель

- Человек в обществе.

- О гражданине и обывателе.

- Гражданский поступок.

Соревнование

Результат участия

Кабинет

4

5 -9 окт.

12 -16 окт.

19 -23 окт.

4

Ответственность.

- Что такое ответственность. Юридическая ответственность.

- Виды ответственности.

- Обязанности детей.

Игра

Зачёт

Кабинет

5

26 -30 октябр.

9 -13 нояб.

16 -20 нояб.

23 -27 нояб.

5

ЗОЖ

- Здоровый образ жизни.

- Здоровье человека.

- В здоровом теле здоровый дух.

Беседа

Опрос

Кабинет, актовый зал

4

30 -4 декаб.

7 -11 декаб.

11 -15 января

6

Нормы морали

- Аморализм.

- Нормы морали, основы морали.

БездуховностьБезнаказанность.

Диспут

Опрос

Кабинет

4

18 -22 января

25 -29 января

1 – 5 февр.

8 -12 февр.

7

Человек. Личность. Гражданин.

- Я человек.

- Круг моих связей и отношений с окружающими.

- Личность.

- Гражданин – человек, владеющий правами.

Мозговой шторм

Итоги соревнования

Кабинет, площадь Ленина

4

15 -19 февр.

22 – 26 февр.

29 -4 марта

7 -11 марта

8

Права человека.

- Зачем ребенку права. Права ребенка.

Основные права: на жизнь, имя и гражданство.

- Право на благополучную жизнь.

- Право на свободу слова, религии.

- Право на отдых и досуг.

- Право на жилище.

- Право на образование.

- Право на здоровый образ жизни.

Игра

Итоги соревнование

Кабинет

8

14 -18 марта

21 -25 марта

4 -8 апреля

11 – 15 апреля

18 -22 апреля

25 -29 апреля

2 – 6 мая

9 -13 мая

9

Итоговое занятие. Подведение итогов года.

Игра

Зачёт

Актовый зал

2

16 -20 мая

23 -27 мая

10

Итого

36

36ч

Учебно-тематический план II модуля (основное обучение,1год)

п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации контроля

Теория

Практика

Общее

1

Вводное занятие

1

1

2

Групповая

Беседа

2

Гражданин и обыватель

2

2

4

Групповая

Опрос

3

Международные документы о защите детства. Конвенция о правах ребенка.

6

6

12

Фронтальнаяработа

Групповая

Лекция

Зачёт

4

Ответственность

6

6

12

Групповая

Зачёт

5

ЗОЖ. Дети и наркотики. СПИД – чума XXI века

2

3

5

Групповая

Защита рефератов

6

О правонарушениях и наказаниях

4

4

8

Фронтальная работа

Опрос

7

О причинах правонарушений

4

4

8

Групповая

Взаимозачёт

8

О преступлениях против собственности

3

5

8

Групповая

Диспут

Самоанализ

9

О преступлениях против собственности

3

5

8

Групповая

Опрос

10

О преступной группе

3

3

8

Групповая

Игра -испытание

11

О правопорядке

5

5

10

Групповая

Соревнование

12

Обязанности гражданина

5

5

10

Фронтальная работа

Мозговой штурм

13

Гражданин и государство

6

6

12

Групповая

дискуссия

Диспут

14

Современная семья

4

5

9

Сюжетно-ролевые игры

Игра

15

Жизнь дается один раз. Подведение итогов года.

4

5

9

Семинар

Зачёт

16

Проектная деятельность

8

8

16

Творческая

мастерская

Защита проектов

17

Игровая досуговая деятельность

4

4

Игры

Игра

Итого

66

78

144

Содержание образовательной деятельности I года обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ и ПБ. Правила поведения в ДДТ. Проведение тестирования на выявление первоначального творческого потенциала учащихся. Знакомство с историей права. Ознакомление с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях.

Тема 2. Гражданин и обыватель.

Человек в обществе. Человек, личность, гражданин. О гражданине и обывателе.

Тема 3. Международные документы о защите детства. Конвенция о правах ребенка. Зачем человеку права. Права ребенка. Основные права. Право на благополучную жизнь. Право на свободное слово и на объединение. Право верить свободно. Дети в тюрьме и на войне.

Тема 4. Ответственность.

Что такое ответственность. Юридическая ответственность. Виды ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Назначение наказаний несовершеннолетними.

Тема 5. ЗОЖ. Дети и наркотики. Спид-чума XXI века.

Что такое СПИД. Причины приобретения человеком ВИЧ-инфекции. О курении и пьянстве. О наркомании.

Тема 6. О правонарушениях и наказаниях. Правонарушения: административный проступок и преступление. Гражданско-правовой деликт. О наказаниях. Наказания, предусмотренные КАПом, УКРФ, ГКРФ. Что такое вина. Когда возникает вина.

Тема 7. О причинах правонарушений.

Что изучает наука криминология. Аморализм. Нормы морали, основы морали. Бездуховность. Безнаказанность.

Тема 8. О преступлениях против собственности.

Корыстные преступления. Вымогательство. Некорыстные преступления.

Тема 9. О преступлениях против личности.

Преступления против чести и достоинства. Преступления против здоровья и жизни.

Тема 10. О преступной группе.

Как попадают в преступную группу. Ответственность за групповые преступления. Соучастники преступления: исполнители, организаторы, подстрекатели, пособники.

Тема 11. О правопорядке.

Что такое правопорядок. Милиция. Судебные разбирательства.

Тема 12. Обязанности гражданина. Обязанности и ответственность. Уплаты налогов. Служба в армии. Защиты природы.

Тема 13. Гражданин и государство.

Гражданин, власть, демократия. О правовом государстве. Что такое судебная власть. Прокуратура.

Тема 14. Современная семья. О любви. Создание семьи. Женщина в семье. Мужчина в семье.

Тема 15. Жизни дается один раз.

Об опасностях пренебрежения законом. Подведение итогов года. Составление плана работ на летние каникулы.

Тема 16. Проектная деятельность.

-Введение в проектную деятельность – 4ч

-Работа над проектами - 4ч

-Оформление проектов - 4ч

-Защита проектов - 4ч

Учебно-тематический план II модуля (основное обучение,2 год)

п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации контроля

Теория

Практика

Общее

1

Вводное занятие

1

1

2

Беседа

Опрос

2

О счастье и смысле жизни

2

3

5

Групповая

Эссе

3

Человек в обществе

5

6

11

Групповая

Отзыв

4

О правах и свободах человека и гражданина

6

6

12

Фронтал.

работа

Зачёт

5

Гражданин и государство

7

7

14

Круглый стол

Дебаты

6

Об обязанностях гражданина

5

7

12

Дискуссия

Опрос

7

Современная семья (о семейном праве)

6

6

12

Ролевые игры

Игра

8

Преступление и наказание (об уголовном праве)

8

8

16

Групповая

Зачёт

9

Гражданин и собственность (о гражданском праве)

8

8

16

Лекция

Круглый стол

Тестир.

10

Административные правонарушения (об административном праве)

6

8

14

Дискуссии

Деловая игра

Тестир.

11

Жизнь дается один раз

4

6

10

Конкурс

Эссе

Отзыв

12

Проектная деятельность

8

8

16

Творч.

мастерс.

Защита проектов

13

Игровая досуговая деятельность

4

4

Игры

Игра

Итого

65

79

144

Содержание образовательной деятельности II года обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

Проведение тестирования (проверка остаточных знаний за I год обучения). знакомство с историей права. Ознакомление с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях.

Тема 2. О счастье и смысле жизни.

О чем смысл жизни? Что такое счастье. Что необходимо нормальному человеку для счастья.

Тема 3. Человек в обществе.

О Гражданине. Образование. Общение. Человек в неформальной группе.

Тема 4. О правах и свободах человека и гражданина.

Зачем человеку права. Право на жизнь. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность личной жизни. Свобода передвижения и эмиграции.

Тема 5. Гражданин и государство.

Гражданин, власть, демократия. О правовом государстве. Демократические выборы. Президент – Глава государства. Что такое парламент. Власть Правительства и бюджет. Что такое судебная власть. Прокуратура.

Тема 6. Об обязанностях гражданина.

Обязанности и ответственность.

Тема 7. Современная семья (о семейном праве).

Женщина в обществе и семье. Мужчина в обществе и в семье. Имущественные права. Права и обязанности родителей и детей.

Тема 8. Преступление и наказание (об уголовном праве).

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Преступления против личности. Преступления в сфере экономики. Правонарушения. О наказаниях.

Тема 9. Гражданин и собственность (о гражданском праве)

Право собственности. Купля-продажа. Права потребителя. Защита прав потребителя. Банковский вклад.

Тема 10. Административные правонарушения (об административном праве).

Административные правонарушения. Административные взыскания. Административная ответственность.

Тема 11. Жизнь дается один раз.

О курении и пьянстве. О наркомании. Подведение итогов года.

Тема 12. Проектная деятельность.

- Введение в проектную деятельность-4ч

-Работа над проектами -4ч

-Оформление проектов -4ч

-Защита проектов -4ч

Учебно-тематический план II модуля (основное обучение,3 год)

п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации контроля

Теория

Практика

Общее

1

Вводное занятие

1

1

2

Беседа

Опрос

2

Из истории государства и права

5

5

10

Лекции

Зачёт

3

Вопросы теории государства и права

5

5

10

Лекции

Групповая

Зачёт

4

Конституционное право

5

7

12

Деловая игра, лекц.

Опрос

5

Права человека

6

6

12

Круглый стол

Зачёт

6

Избирательное право

2

4

6

Диспут

Ринг

Эссе

7

Гражданское право

6

6

12

Беседа

Деловая игра

Взаимо-

зачёт

8

Налоговое право

4

4

8

Лекции

Контр.

9

Семейное право

5

5

10

Групповая

Эссе

10

Трудовое право

5

5

10

Дебаты

Самост.р

11

Административное право

4

6

10

Круглый стол

Зачёт

12

Уголовное право

6

6

12

Лекции

Зачёт

13

Правовая культура

4

6

10

Групповая

Отэыв

14

Проектная деятельность

8

8

16

Творческ.

мастерск.

Защита проектов

15

Игровая досуговая деятельность

4

4

Игры

Игра

Итого

66

70

144

Содержание образовательной деятельности III года обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

Проведение тестирования (проверка остаточных знаний за II год обучения). Знакомство с вопросами теории государства и права. Ознакомление с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях.

Тема 2. Из истории государства и права.

Происхождение государства и права. Право Древнего мира. Становление права нового времени. Современное российское право.

Тема 3. Вопросы теории государства и права.

Государство, его признаки и формы. Понятие права. Правовая норма. Источники права. Понятие и признаки правового государства. Разделение властей.

Тема 4. Конституционное право.

Понятие Конституции и ее виды. Конституции в России. Общая характеристика Конституции РФ. Основы конституционного строя. Президент РФ. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Правительство РФ.

Тема 5. Права человека.

Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека. Гражданские права. Политические права. Экономические, социальные и культурные права. Права ребенка.

Тема 6. Избирательное право.

Избирательное право. Избирательный процесс.

Тема 7. Гражданское право.

Понятие и источники гражданского права. Право собственности. Гражданская дееспособность и правоспособность. Гражданские права несовершеннолетних. Юридические лица. Виды предприятий.

Тема 8. Налоговое право.

Налоговые органы. Аудит. Виды налогов. Налогообложение. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Тема 9. Семейное право.

Понятие и источники семейного права. Брак, условия его заключения. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека( попечительство).

Тема 10. Трудовое право.

Понятие и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовой договор (контракт). Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Охрана труда. Ответственность по трудовому праву.

Тема 11. Административное право.

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Административные взыскания.

Тема 12. Уголовное право.

Понятие и источники уголовного права. Преступление.«Новые» преступления. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Тема 13. Правовая культура.

Содержание правовой культуры. Совершенствование правовой культуры. Подведение итогов года.

Тема 14. Проектная деятельность.

-Введение в проектную деятельность-4ч

-Работа над проектами -4ч

-Оформление проектов -4ч

-Защита проектов -4ч

Учебно-тематический план III модуля (инклюзив), для групп инклюзивного образования

п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации контроля

Теор.

Практика

Общее

1

Вводное занятие

1

1

Беседа

Опрос

2

Человек. Личность. Гражданин

1

2

3

Групповая

Игры

Игра

3

Нормы морали

1

3

4

Беседы

Игра

4

Конвенция о правах ребёнка

1

2

3

Занятие –

игра

Соревнование

5

Основные права ребёнка

1

2

3

Групповая

Сюжетно –ролевые игры

6

Права ребёнка

2

4

6

Деловая игра

Сюжетно –ролевые игры

7

Право на здоровый образ жизни

1

3

4

Беседы

Дискуссии

Игра

8

Ответственность

1

2

3

Групповая

Зачёт

9

Юридическая ответственность

2

4

6

Групповая

Игра -викторина

10

Обязанности детей

1

1

2

Беседы

Игра -путешествие

11

Итоговое занятие

1

1

Игра

Итого

12

24

36

Модуль – инклюзивное образование

Напряжённая, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей и молодёжи, особую группу которых составляют дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в особом отношении и поддержке. Достижение данными учащимися определённого общественного статуса и утверждение своей социальной значимости является целью инклюзивного образования. (Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы», утверждена постановлением Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015 года). Другими словами инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их учиться с другими детьми.

Получение детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.

Цель: Повышение правовой грамотности несовершеннолетних с ограниченными возможностями, снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних группы риска. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

Задачи:

1.Формирование навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством.

2.Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.

3.Формирование культуры семейных отношений.

4.Акцентирование внимания учащихся на вопросах становления правового пространства России.

5.Помочь учащимся составить собственные представления и формировать личностные установки, основанные на современных моральных и правовых ценностях общества.

6.Способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации её гражданской позиции.

Реализация модуля призвана способствовать:

формированию ответственности, формированию учащимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

закреплению знаний учащихся своих прав и обязанностей, проявлению интереса к событиям общественной жизни.

снижению числа подростков, состоящих на учёте за правонарушения, склонных к вредным привычкам.

Содержание образовательной деятельности инклюзивного образования

Тема 1. Вводное занятие.

Проведение тестирования на выявление первоначального творческого потенциала учащихся. Знакомство с предметом. Ознакомление с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях.

Тема 2. Человек. Личность. Гражданин.

Человек в обществе. Я человек. Круг моих связей и отношений с окружающими. Личность. Гражданин – человек, владеющий правами.

Тема 3. Нормы морали.

Что такое мораль? Нормы морали – это правила, складывающиеся естественным путём в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести.

Тема 4. Конвенция о правах ребёнка.

Международные документы о защите детства. Конвенция о правах ребёнка.

Тема 5. Основные права ребёнка.

Зачем ребёнку права. Основные права: на жизнь, имя и гражданство.

Тема 6. Права ребёнка.

Право на благополучную жизнь. Право на свободу слова, религии. Право на отдых и досуг. Право на жилище. Право на образование.

Тема 7. Право на здоровый образ жизни..

Здоровье человека. В здоровом теле – здоровый дух. О вреде курения, алкоголя, наркомании.

Тема 8. Ответственность.

Что такое ответственность. Что значит быть ответственным человеком. Тема 9. Юридическая ответственность.

Юридическая ответственность. Виды ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Тема 10. Обязанности детей.

Обязанности гражданина. Обязанности и ответственность. Обязанности детей.

Тема 11. Итоговое занятие.

Подведение итогов года.

Программа элективного курса «Формирование основ правовой культуры для учащихся 9 - 11-х классов»

Право как элективный курс для учащихся 9-11классов базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Правовое образование для учащихся 9-11классов обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Элективный курс позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Элективный курс направлен на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в курсе, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков.

Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Цель изучения: Освоение основ правовой грамотности и правовой культуры и предпрофессиональное образование.

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих задач:

- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы, содействие развитию профессиональных склонностей;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

- освоение системы знаний о праве как науке о принципах, нормах и институтах права, необходимости для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов, ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Результаты обучения:

1.реализация личностноориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;

2.освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

3.овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения юридической профессии.

Способы определения результативности:

Виды контроля:

1.Начальный или входной контроль (в начале учебного года):определение уровня развития учащихся, их творческих способностей; формы контроля - беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

2.Текущий контроль (в течение всего учебного года):определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения; формы контроля - педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа.

3. Промежуточный или рубежный контроль (по окончании изучения темы или раздела, в конце месяца, четверти, полугодия):определение степени усвоения учащимися учебного материала, определение результатов обучения; формы контроля – творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, самостоятельная работа, защита рефератов, проектов, анкетирование, тестирование.

4.Итоговый контроль (в конце учебного года или курса обучения):определение уровня развития учащихся, их способностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения; формы контроля - творческая работа, экзамен, зачёт, взаимозачёт, самоанализ, отзыв, тестирование, анкетирование, эссе, коллективный анализ работ, опрос, контрольные занятия.

Формы контроля: зачёт, экзамен, взаимозачёт, эссе, игра –испытание, контрольное занятие, самостоятельная работа, защита рефератов, открытое занятие ,презентация творческих работ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, соревнование, самоанализ, отзыв

Учебно – тематический план IV модуля (Элективный курс)

Тема

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

БлокI. Теория государства и права.

1

Система и структура права.

7

3

4

Лекции

Опрос

2

Правотворчество и правоприменение.

7

3

4

Групповая

Зачёт

3

Правоотношения.

8

4

4

Дискуссия

Взаимозач

4

Правонарушения и юридическая ответственность.

10

4

6

Групповая

Опрос

5

Право и личность.

8

4

4

Круглый стол

Эссе

6

Основные правовые системы современности.

8

4

4

Лекции

Дебаты

Самоанал.

7

Юридическая деятельность.

8

4

4

Деловая игра

лекции

Зачёт

БлокII. Отрасли права.

8

Конституционное право.

12

4

8

Групповая

Тестиров.

9

Гражданское право.

12

4

8

Лекции

Круглый стол

Тестиров.

10

Семейное право.

12

4

8

Сюжетно –ролевые игры

Отзыв

Эссе

11

Трудовое право.

12

4

8

Дебаты

Деловая игра

Соревнование

12

Административное право.

10

4

6

Лекции

Дискуссии

Зачёт

13

Уголовное право.

10

4

6

Групповая

Фронтальная работа

Презен.

творч.

работ

14

Экологическое право.

6

3

3

Дебаты

Лекции

Беседа

Защита

рефератов

15

Международное право.

6

3

3

Групповая

Лекции

Мозговой штурм

БлокIII. Профессия и право

16

Юридическая деятельность.

8

2

6

Встречи с предст.

юридич.

профессий

Экзамен

Защита творческ.

работ

Итого

144 58 86

Содержание образовательной деятельности элективного курса

I блок: Теория государства и права.

1. Система и структура права.

Право и основные теории его понимания. Источники (формы) права. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве, по кругу лиц. Основные отрасли права.

2. Правотворчество и правоприменение.

Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.

3. Правоотношения.

Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридический конфликт.

4. Правонарушения и юридическая ответственность.

Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

5. Право и личность.

Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.

6. Основные правовые системы современности.

Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы. Особенности российской системы права.

7.Юридическая деятельность.

Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика.

I I блок: Отрасли права.

8. Конституционное право.

Основы конституционного строя РФ. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в РФ. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщика. Федеративное устройство РФ. Президент РФ. Органы исполнительной власти РФ. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная система РФ.

9. Гражданское право.

Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организованно-правовые формы предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности. Наследование по закону и по завещанию. Сделки. Виды гражданских правовых договоров (оказание услуг, купли-продажи, аренды, подряд). Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав. Государство как субъект экономических отношений. Правовые ценности. Государственное регулирование экономики.

10. Семейное право.

Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи.

11. Трудовое право.

Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятия, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.

12.Административное право.

Административная ответственность, ее основания. Производство по делам об административных правонарушениях. Административные правоотношения и административные правонарушения.

13.Уголовное право.

Понятие преступления. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, ееиоснования.рррОтветственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

14. Экологическое право.

Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты.ррЮридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде. Экологические правонарушения.

15. Международное право.

Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Европейский суд по правам человека.

III. блок: Профессия и право.

16. Юридическая деятельность.

Профессиональноерррюридическое образование. Основные юридические профессии.пОсобенноститпрофессиональной юридической деятельности.

Профессиональная этика

Планируемые результаты:

- создание единого правового пространства в учреждении дополнительного образования;

- повышение правовой культуры всех участников программы;

- формирование правовых компетентностей учащихся;

- воспитание полноценной личности, здоровой физически и психически, с правомерным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

основные понятия: право, ответственность, вина, правонарушение, преступление, гражданско - правовой деликт, гражданин, обыватель и др.;

как работать с нормативными правовыми актами;

права и обязанности граждан, обязанности, виды преступлений, наказаний и др.;

основы морали, нормы морали;

правовые отношения;

механизм правового воздействия;

отрасли права;

содержание правовой культуры.

Уметь:

описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;

-участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- сравнивать и делать выводы по изучаемому вопросу и аргументировать их.

Наряду с общеучебными умениями реализация данной программы направлена на формирование специальных умений.

Анализы конкретных жизненных ситуаций;

Выработки личностного отношения к явлениям окружающей действительности;

Принятие практических решений на основе теоретических знаний, основ правоведения, а также изучение документов правоведческой деятельности;

Планирование практических действий.

Ожидаемые результаты I года обучения:

К концу первого года обучение учащиеся должнызнать понятия:

- право, мораль, ответственность, преступление, вина, гражданин, обыватель, правонарушение и т.д.;

- как работать с нормативными правовыми актами;

- права и обязанности граждан, виды правонарушений, наказаний.

К концу первого года обучение учащиеся должныуметь:

- анализировать и рассуждать, умение формулировать собственное мнение и позицию;

- работать в группе, учитывая мнения партнёров, отличные от собственных;

- договариваться и приходить к общему решению;

- слушать собеседника;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- участвовать в дискуссиях, выдвигать аргументы.

Ожидаемые результаты II года обучения:

К концу второго года обучение учащиеся должнызнать понятия:

отрасли права, уголовное право, административное право, гражданское право, судебная власть, прокуратура и т.д;

К концу второго года обучение учащиеся должныуметь:

- применять юридические термины;

- самостоятельно ставить и решать юридические задачи;

- обосновывать свои суждения, выстраивать простейшие умозаключения;

- ставить и формулировать проблемы;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

- корректировать деятельность: внесение изменений в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; умение намечать способы их устранения.

Ожидаемые результаты III года обучения:

К концу третьего года обучение учащиеся должнызнатьпонятия:

- отрасли права, трудовое, конституционное, налоговое, избирательное, аудит, налоги, юридические лица и т.д.;

- глубже познакомиться с понятиями: административное право, уголовное право, гражданское право.

К концу третьего года обучение учащиеся должныуметь:

- сопоставлять различные точки зрения;

- сравнивать и делать вводы по изучаемому вопросу;

- анализировать конкретные жизненные ситуации;

- принимать практические решения на основе теоретических знаний, основ правоведения, а также изучение документов правоведческой деятельности;

- применять знания теории при решении конкретных задач;

- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Критерии оценивания результатов освоения программы:

- контроль за освоением знаний: начальный (тестовые задания), промежуточный контроль знаний (контрольные срезы), итоговый (зачёт) (приложение 1);

- получение свидетельств министерства образования (3 года обучения) (приложение 2);

- получение свидетельств об окончании школы правовых знаний МОБУ ДОД ДДТ (приложение 3).

Типы контроля: внешний, взаимный, самоконтроль (приложение 4).

Традиционные формы контроля:

диктант, краткая самостоятельная работа, письменная работа, контрольный устный опрос и др. (приложение 5)

Нетрадиционные формы контроля:

Матричный контроль, нетрадиционные формы зачёта: зачёт – викторина, зачёт – игра; тестовый контроль, балльно-рейтинговая система, портфолио (приложение 6).

Также используются следующие формы подведения итогов:

- участие в городских, республиканских научно-практических конференциях (приложение 7);

- участие в различных городских и республиканских, всероссийских, международных конкурсах;

- подготовка рефератов выступлений, докладов;

- выпуск стенных газет, фотомонтажей, плакатов;

- создание фото- и видеоматериалов;

- встречи с работниками УВД, КДН и ЗП, прокуратуры, судов, ассоциации молодых юристов РС(Я) и др.;

- работа лекторских групп и т.д.

Механизм отслеживания результатов:

В основу мониторинга положено отслеживание деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих образованности.

Деятельностно - коммуникативная составляющая отслеживается как способность учащихся к эффективной групповой работе, созданию и представлению результатов индивидуальной творческой работы. По результатам мониторинга можно судить об уровне сформированности учебно-познавательной и коммуникативной компетенций учащихся.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности отслеживается как способность к восприятию правовых ценностей и адекватному реагированию на них, проявляющихся в собственных оценочных суждениях и построению своей деятельности на их основе. По итогам мониторинга можно выяснить степень овладения социально-трудовой компетенцией.

Качество знаний можно рассмотреть по следующим характеристикам: полнота (определяется количеством знаний об изучаемом объекте), глубина (совокупность осознанных знаний об объекте), систематичность системность, оперативность (определяется числом ситуаций или способов, в которых ученик может применить то или иное знание), гибкость (определяется быстротой нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуаций), конкретность, обобщённость.

Качества знаний характеризуются также свёрнутостью и развёрнутостью, осознанностью и прочностью.

К объективным знаниям относятся: полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, развёрнутость знаний.

К субъективным – гибкость, свёрнутость, осознанность и прочность.

Все эти характеристики можно рассматривать как критерии диагностики правовых универсальных умений учащихся.

Определение уровня знаний и умений учащихся является основным и обязательным моментом в кружковой работе. Это показатель результативности применения методики. В начале обучения мы с помощью тестов определяем у детей интеллектуальные способности. По итогам тестирования выявляем три уровня знаний и умений: низкий, средний, высокий. По мере освоения программы правового просвещения, можно определить интеллектуальные и правовые способности учащихся.

Способы определения результативности:

В программе используются следующие методы отслеживания результативности:

1.Педагогическое наблюдение.

2.Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (конференциях, конкурсах),защита проектов, решения задач поискового характера, активности учащихся на занятиях.

3.Мониторинг. Для отслеживания результативности используется:

Педагогический мониторинг:

1.Контрольные задания и тесты

2.Диагностика личностного роста и продвижения

3.Анкетирование

4. Отзывы

5.Ведение журнала учёта или педагогического дневника

Мониторинг образовательной деятельности учащихся:

1.Самооценка воспитанника

2.Введение оценочной системы

3.Ведение зачётных книжек

4.Оформление листов образовательного маршрута

5.Оформление фотоотчётов

Показатели оценки умений учащихся:

1.Умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

2.Умение ставить перед собой цель.

3.Умение воспринимать и анализировать ситуацию.

4.Умение ставить и формулировать проблему.

5.Умение формулировать собственное мнение и позицию.

6.Адекватно оценивать собственное повеление и поведение окружающих.

7.Умение провести самооценку и самоанализ.

8.Умение формулировать своё затруднение.

9.Умение задавать вопросы, обращаться за помощью.

В процессе контроля знаний, умений и навыков обучаемых следует обращать внимание на следующие критерии:

Точность представленной информации.

Разнообразие фактов и примеров в ответах.

Умение анализировать правовую информацию.

Знание правовой терминологии, умение использовать правовые понятия в речи.

Умение работать в групп (необходимо понять, как обучаемый участвует в дискуссии, слушает других, выступает от имени группы, вовлекает других в общую группу.

Мониторинговая карта результатов обучения

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка ребенка:

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

1510

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Владение специальной терминологией по тематике программы

- минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); - максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). 

1510

Собеседование 

Практическая подготовка ребенка:

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);- максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период);

1510

Контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением

- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

- минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

- средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

- максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

1510

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Контрольное задание

Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)

Креативность в выполнении заданий

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1510

Контрольное задание

Общеучебные умения и навыки ребенка:

Учебно-интеллектуальные умения:

Самостоятельность в подборе и анализе литературе

- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Анализ

Критерии показателей уровневого развития подростка

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

Знания, умения, навыки (тестирование)

Знакомство с

образовательной

областью

Владение основами знаний и умений

Владение глубокими знаниями, умениями и навыками

Владение специальными допрофессиональными знаниями, умениями и навыками

Достижения (результативность работы)

Пассивное участие в

организуемых делах и мероприятиях

Активное участие в

организуемых

делах и мероприятиях

Значительные результаты на уровне учреждения, города

Значительные результаты на уровне района, области, страны

Мотивация к знаниям (анкетирование)

Неосознанный

интерес,

навязанный из-

вне или на уровне

любознательности. Мотив случайный,

кратковременный

Интерес иногда

поддерживается

самостоятельно.

Мотивация неустойчивая, в зависимости от одобрения окружающих и успешности получаемых

результатов

Интерес на уровне увлеченности. Поддерживается самостоятельно. Мотивация устойчивая: стремление к успеху, добиться высоких

результатов

Потребность самореализации в данном направлении. Стремление к глубокому изучению предмета как будущую профессию

Творческая активность (наблюдение)

Инициативу не проявляет, отказывается от поручений, задания

выполняет по заданному плану, нет

навыков самостоятельного решения проблем

Инициативу проявляет редко, добросовестно выполняет поручения, задания.

Проблемы решает с помощью педагога

Проявляет инициативу, но не всегда.

Может выдвинуть

интересные идеи, но

часто не может оценить их и выполнить самостоятельно

Вносит новые идеи и

предложения по развитию деятельности. Оригинальное

мышление, богатое

воображение. Легко

увлекается творческим делом

Методическое обеспечение программы

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

Интерактивные (лекции, научно-практические конференции, диспуты, дискуссии, мини-сочинения и др.);

Активные - семинар, практическая работа, ролевая игра, деловая игра, экскурсия, защита реферата и др.);

Наличие методических пособий по курсу правового просвещения «Основы правовых знаний»;

Наличие демонстрационного материала (карточки с заданиями по степени сложности);

Разработка отдельных тем занятий, разработка тестов для проверочных работ;

Словесные - беседы, рассказ, объяснение;

Наглядные - фото-видеоматериалы, карты, схемы, плакаты;

Игровые методы - игра-путешествие, театрализация, инсценировка и др.;

Репродуктивный метод - повторение, закрепление, обобщение материала;

Эвристический метод - поисковые задания, составление анкет к т.д.;

Исследовательский метод - исследование, изучение документов, первоисточников, методической литературы;

Информационно - рецептивный метод - восприятие, осознание готовой информации;

Практический метод - оформление материала.

Объяснительно –иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию).

Частично – поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Также используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности воспитанников (активные методы обучения): игровые технологии, технологии проблемного обучения, проектного обучения, технологии проведения дискуссий.

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: технологии программированного обучения, уровневой дифференциации, дифференцированного обучения по интересам детей, технологии индивидуализации обучения, групповой деятельности.

Технологии развивающего образования: личностно-ориентированное развивающее обучение, интегративная- технология развивающего обучения.

Технологии на основе дидактического и методического усовершенствования учебно-воспитательного процесса: технологии модульного обучения и интеграции.

Здоровьесберегающие технологии.

Методическое сопровождение учебной работы педагога:

1.Методика контроля усвоения учащимися учебного материала ;

2.Методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся;

3.Авторские методики проведения занятий по конкретной теме;

4.Разработки занятий по теме самообразования «Обучение учащихся дошкольного и младшего школьного возраста основам морали».

Воспитательной работы педагога:

1.Методика формирования детского коллектива (анкетирование, внеклассные мероприятия внутри кружка, совместные мероприятия с родителями).

2. Методика выявления неформального лидера в детском коллективе (анкетирование, тестирование, работа с психологом).

3. Методика организации воспитательной работы.

Работа педагога по организации учебного процесса:

1.Комплектование учебных групп.

2.Анализ результатов деятельности.

Массовой работы:

1.Организация и проведение массового мероприятия.

2.План и методика проведения родительского собрания.

3.Сценарии, план проведения праздников.

Виды методической продукции:

1.Методические разработки

2.Статьи, рефераты, доклады, тезисы выступлений на конференциях

Условия реализации программы

Дидактическое оснащение программы

Виды дидактических материалов:

схематический или символический (оформленные таблицы, схемы, рисунки).

картинный и картинно – динамичный (видеофильмы, презентации, фотоматериалы).

смешанный (видеозаписи, учебные презентации, кинофильмы).

дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного и письменного опроса, тесты, практические задания).

обучающие программы в электронном виде.

учебники, учебные пособия, журналы, книги, литература по темам.

тематические подборки материалов, стихов, сценариев, игр.

СDдиски по правовому просвещению

нормативно – правовые документы ( Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, кодексы: Уголовный, Гражданский, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой и др.

Материально – техническое обеспечение программы:

Для реализации программы необходимо следующее материально – техническое обеспечение:

учебный класс

стенд по правовому просвещению для размещения информации

доска, проектор, экран

интерактивная доска

10 компьютеров

принтер

сканер

фотоаппараты

канцелярские материалы

видеокамера

учебный комплект на каждого учащегося (тетрадь, ручка, альбом, фломастеры).

Кадровое обеспечение программы:

Сетевое взаимодействие с радиопередачей НВН «Саха».

КДН и ЗП при окружной администрации.

Центр образования.

Национальная Ассоциация молодых юристов РС(Я)

Музей молодёжного движения МБУ ДО ДДТ.

Музей истории развития образования г. Якутска

Управа Центрального округа г. Якутска.

Ресурсное обеспечение программы:

Цифровые – образовательные ресурсы:

Электронные учебники

Мультимедийная энциклопедия

Презентации

Интернет – ресурсы

2.Нормативно – правовые акты

3.Тесты по праву для учащихся 5 – 11 классов

4. Практические задания

Список литературы для педагога:

Боголюбов Л.Н. «Право 10-11», издательство «Просвещение»,2009г.

Воспитание гражданина. Управление образованием мэрии г. Якутска, 2006г.

Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 годы».

Конституция РФ.

Гражданский кодекс РФ. 2016г.

Трудовой кодекс РФ. 2016г.

Уголовный кодекс РФ. 2016г.

Кодекс об административных правонарушениях. 2016г.

Дополнительное образование №2. Сборник авторских программ.

Серия журналов «Внешкольник».

Серия журналов «Дополнительное образование и воспитание».

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

Концепция развития системы дополнительного образования детей до 2020 года.

Концепция правового просвещения до 2020 года.

Национальная доктрина образования до 2025 года.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz4AwsWSKKH

Никитин А.Ф. Основы государства и права. 2008г.

Никитин А.Ф. Права ребёнка. 2000г.

Образовательная программа МБУ ДО «Дворец детского творчества».

«Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», утверждены постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2015 года №1239.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14.

Семейный кодекс РФ. 2016г.

Соколов Я.В., Колесов Д.В.. Ответственность за правонарушения.

Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. 2006г.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества». Утверждён Распоряжением Окружной администрации города Якутска №2266 от 31 декабря 2015 года.

Список литературы для детей:

Гражданский кодекс РФ. 2016 г.

Кодекс об административных правонарушениях. 2016 г.

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Конституция РФ.

Л.Н. Боголюбов «Право 10 -11», издательство «Просвещение».

Никитин А.Ф. Основы государства и права. 2008 г.

Никитин А.Ф. Права ребёнка. 2000 г.

Семейный кодекс РФ. 2016 г.

Трудовой кодекс РФ. 2016 г.

Уголовный кодекс РФ. 2016 г.

Интернет ресурсы (цифровые образовательные ресурсы):

КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка, официальный сайт компании «Консультант Плюс».

Сайт – Гарант.RY.

Сайт «Страна права»: «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс».