Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





«Проблемы адаптации детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста и пути решения в условиях инклюзивной группы»

Автор: Титанова Наталья Анатольевна, воспитатель
Пермский край, г. Пермь

Данный материал носит рекомендательный характер для воспитателей, которые только начинают работать с детьми с нарушением слуха и может послужить первоначальной основой для организации педагогического процесса.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Из опыта работы.

Подготовила Титанова Наталья Анатольевна

«Проблемы адаптации детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста и пути решения в условиях инклюзивной группы»

В последнее время, в дошкольной образовательной практике все чаще встречается инклюзивное воспитание детей с нарушениями слуха, которое предполагает организацию совместных занятий и дополнительного образования лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений.

В группе комбинированного вида из двадцати восьми детей шестеро с нарушением слуха. Работая в данной группе, я столкнулась с рядом проблем, которые не могла решить самостоятельно. При помощи квалифицированных учителей-дефектологов создавались определенные условия для проведения коррекционной учебно-воспитательной работы. Были разработаны адаптированные программы, для детей с нарушением слуха, т.к. усвоение детьми материала отличается от слышащих. Совместно искали способы и выстраивали педагогический процесс таким образом, чтобы установить коммуникации между ребенком с ОВЗ и здоровым ребенком в процессе развивающих занятий. Старалась включить детей в единое задание и игру таким образом, чтобы для каждого нашлось посильное задание. Тему мероприятия планировала таким образом, чтобы занятие было интересным и для здоровых детей, и детей с нарушением слуха. Тема не должна поддерживать интересы ни одной из сторон мероприятия. Педагогу необходимо помогать ребенку справляться со своими проблемами, разрешать внутренние конфликты. Также в работе необходимо учитывать творческую инициативу, умение планировать и реализовывать свою деятельность.

Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. Необходим правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей. Планирование коррекционной работы в циклограммах (прогулка, гимнастика пробуждения, в технологических картах, выполнение рекомендаций специалистов по коррекции, консультирование родителей). Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Совместные фронтальные формы работы решают как познавательные, так и социальные задачи. Присутствие на занятиях нормально развивающихся детей даёт возможность детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают опыт общения с детьми с ОВЗ.

Главная проблема слабослышащего ребенка заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстникам и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Также необходимо воспитывать у сверстников не только толерантное, но и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия детей с нарушениями слуха должна быть продумана на всех этапах внедрения в процесс непрерывного образования, который должен осуществлять специальное организованное обучение, ведущее к позитивным результатам коррекции речевых и психических нарушений, с учетом индивидуальных особенностей данных категорий детей и формировании личности адаптированной в социуме.