Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Единство требований дошкольного учреждения и семьи в развитии речи ребёнка.

Автор: Клюшина Ольга Валентиновна, воспитатель
Архангельская область, Плесецкий район,=

Ведущая роль в развитии ребёнка остаётся за детским садом, хотя бы потому, что большую часть времени ребёнок проводит здесь. Но на семью, так же ложится большая ответственность за воспитание и развитие ребёнка. И наиболее лучшего результата можно достигну

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Единство требований дошкольного учреждения и семьи в развитии речи ребёнка.

Ведущая роль в развитии ребёнка остаётся за детским садом, хотя бы потому, что большую часть времени ребёнок проводит здесь. Но на семью, так же ложится большая ответственность за воспитание и развитие ребёнка. И наиболее лучшего результата можно достигнуть лишь тогда, когда между садом и семьёй есть взаимопонимание и тесная связь.

Иногда умственно и нормально развивающие дети испытывают трудности в овладении речью. А каждая мама и папа мечтает, чтобы ребёнок говорил чисто, красиво читал стихи, и, в конечном счёте, шёл в школу хорошо подготовленным. Для усвоения школьной программы, для нормального общения с взрослыми и сверстниками речь ребёнка должна быть сформированной и понятной.

В детском саду проводятся специальные занятия по развитию речи, в повседневной жизни воспитатель упражняет детей в чётком и правильном произношении слов, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако ребёнок находится и много времени вне детского сада. В общении с окружающими так же развивается речь детей.

В помощь родителям можно порекомендовать для заучивания детьми дома: загадок, пословиц, поговорок, стихов, считалок. Всё это формирует речь ребёнка. Можно взять за правило читать сказку на ночь, и не обязательно сразу всю, а растянуть на несколько дней, это в свою очередь заинтересовывает ребёнка и он ждёт следующей встречи со сказкой.

Не забывайте покупать и читать ребёнку книги, можно делиться книгами с другими семьями. Кроме того можно выписывать на почте или покупать ежемесячные газеты и журналы для тетей любого дошкольного возраста. Это газета «Учимся играя»,»Солнечный зайчик», «Любопытка», «Смекалочка» и другие.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Чтобы предупредить дефекты в речи надо вовремя обращаться к стоматологу. Чтобы чётко произносить звуки и слова ребёнок должен их слышать. Слуху принадлежит важная роль в развитии речи. Нужно оберегать ухо ребёнка от сильных звуковых воздействий (включённые радио, магнитофон, телевизор на полную громкость). Важно научить ребёнка отличать близкие по звучанию слова: мал – мял ,рак – лак, том – дом.

Чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно заставлять заучивать сложные по форме и содержанию стихотворения, читать художественные произведения для школьного возраста. Всё это может привести к заиканию.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому важно, чтобы взрослые в общении с ребёнком следили за своим звукопроизношением.

Говорить нужно не спеша, спокойным приветливым тоном. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребёнком неправильной речи взрослого или сверстника. Нельзя «подделываться» под речь маленького ребёнка, часто употреблять слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами (ножка, ручка, супик, вилочка). Если ребёнок неправильно произносит звуки нельзя смеяться, передразнивать его, а стремиться исправить. А если ребёнок начал произносить звук правильно воспринимать это как должное, а не умиляться и восхвалять.

В нашем детском саду существует логопедическая группа, в которую принимают детей старшего дошкольного возраста 5 лет. Там занятия по воспитанию правильной речи проводит специалист – логопед.

Но некоторые недостатки произношения звуков, неточности в употреблении слов легко устранить не только воспитателю, но и родителям. Родителям важно помнить , что к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно произнёс трудное для ребёнка слово. Часто это приводит к тому, что ребёнок перестаёт употреблять трудное слово. Исправлять ошибки надо тактично и доброжелательно. Не надо повторять не правильно произнесённое слово, а лучше дать правильный образец.

Необходимо учить ребёнка соблюдать нормы литературного произношения слов. А для этого мы должны сами говорить правильно. Давайте поупражняемся (кладу или ложу, как правильно поставить ударение в слове жалюзи, звонит, творог, тефтели и так далее).

Чаще рассматривайте с детьми иллюстрации, попросите пересказать прочитанное, но если ребёнок во время пересказа говорит не правильно, не спешите перебивать его, а дождитесь конца пересказа и тактично исправьте ребёнка. И всегда давайте образец правильного произношения.

Никогда не игнорируйте вопросы ребёнка, а если не знаете ответ, обязательно разузнайте, сейчас можно войти в интернет и найти ответ на любой вопрос ребёнка. Не отмахивайтесь от ребёнка, чтобы потом он не отвернулся от вас. Найдите время, чтобы спросить у ребёнка, чем он занимался в детском саду, с кем играл, что ел вопросов может быть множество.

В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы ребёнку было интересно общаться со взрослыми, старшими детьми. Ребёнок научится получать новые знания, обогатит свой словарный запас, научится правильно строить предложения, чётко произносить звуки и слова.

Желаем вам успехов!