Проект "Зима в моем городе"
Цель проекта: формирование знаний у детей о живой и неживой природе в зимний период. Задачи проекта: - расширять представления детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц); - формировать исследовател
Посмотреть публикациюСкачать свидетельство о публикации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 общеразвивающего вида»
Республика Коми, г. Ухта
Проект
« ЗИМА В МОЁМ ГОРОДЕ »
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ: «Зима в моем городе»
( для детей младшего, среднего дошкольного возраста )
Паспорт проекта:
Название проекта: «Зима в моем городе»
Тип проекта: познавательный, практико-информационный.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Срок реализации: январь
Участники проекта: дети 2 младшей группы, педагоги группы, специалисты ДОУ, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое.
Проблема:
Все дети любят зиму, но по проведённому опросу оказалось, что дети путают названия времен года; почему времена года сменяют друг друга; что было бы, если бы зимой не было снега.
Актуальность:
Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты, Новый год и т. д.), ребенок активнее накапливает опыт, усваивает знания, устанавливает причинно – следственные связи в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослыми. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений природы.
Цель проекта: формирование знаний у детей о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
- расширять представления детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц);
- формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и снегом (свойства);
- формировать представления о безопасном поведении зимой во время прогулки.
Развивающие:
- знакомить с пословицами, поговорками, приметами;
- развивать память, речь, умение составлять небольшие описательные рассказы о зиме;
- творческие способности: умение раскрашивать, рисовать, лепить, наклеивать изображения из готовых форм;
- проводить с помощью взрослого простейшие опыты.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (опасно есть снег, сосать сосульки);
- воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать
красоту зимней природы.
Для родителей:
- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
- привлекать родителей к развитию познавательной сферы ребенка через совместную деятельность;
- расширять представления родителей об объектах живой и неживой природы родного края.
Для педагогов:
- реализация обучающих, развивающих, воспитательных задач через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;
- сбор информации и художественной литературы по теме проекта;
- пополнение предметно - развивающей среды по теме проекта, систематизация собранного материала.
Формы работы:
С детьми:
Организованная образовательная деятельность.
Беседы.
Наблюдения.
Дидактические, словесные игры.
Подвижные игры.
Чтение художественной литературы.
Продуктивные виды деятельности.
Прослушивание аудио записей, просмотр видео материалов.
Опытно - экспериментальная деятельность.
С родителями:
Консультации.
Индивидуальные беседы.
Памятки.
Совместные прогулки на природу (дети и родители).
Совместное участие родителей и детей в творческих конкурсах.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- определить проблему;
- выявить первоначальные знания детей по теме проекта для постановки цели и задач проекта;
- проинформировать и заинтересовать родителей;
- донести до участников проекта важность данной темы: (формирование элементарных правил безопасного поведения во время прогулок в зимнее время года);
- организовать предметно-развивающую среду в группе, создать условия для эффективной реализации проекта: (сбор информации, подбор художественной литературы, наглядного материала, материалов для экспериментирования, подбор дидактических и подвижных игр; аудио и видео материалов);
- оформить презентацию по теме проекта: «Следы на снегу», «Зимние забавы»; «Зимние виды спорта».
Основной этап:
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний младших дошкольников о характерных особенностях зимнего времени года.
На данном этапе необходимо обеспечить включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков. В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей. Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
С детьми | С родителями | Специалисты ДОУ |
Подготовительный | ||
Беседа «Что ты знаешь о зиме?». Цель: Выявить уровень знаний детей. Оформление уголка книги (подбор книг по теме). Цель: Расширить представления о времени года. Наблюдение за явлениями природы. | Подбор консультаций для родителей. Обсуждение темы проекта, форм взаимодействия родителей и детей дома. | Рекомендации музыкального специалиста о произведениях по теме, согласно возраста. |
Основной | ||
1.Беседы: Беседа: «Здравствуй, Зимушка -зима!»; «Мороз и солнце – день чудесный!». Цель: расширять представления детей о характерных особенностях зимнего периода. Беседа: «Зима в лесу» Цель: расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу. Беседа: «Жизнь диких и домашних животных зимой». Цель: формировать представление о простейшей взаимосвязи между животными и явлениями окружающего мира. Беседа: «Зима, зима – веселится детвора!» Цель: расширять представления детей о зимних забавах; развивать разговорную речь, воображение, память; воспитывать любовь к окружающему миру. Беседы: (ОБЖ) «Как вести себя на улице зимой?»; «Когда на улице мороз отморозить можно нос»; «Скользкая дорога»; «Не ешь снег – можешь заболеть!». Цель: знакомить детей с правилами безопасности и поведения на прогулке в зимний период. Формировать основы здорового образа жизни. 2.Ситуативный разговор: «Чем тебе нравится зимнее время года?», «Какой бывает снег», «Вспомни и назови героев Новогоднего праздника», «Почему зимующие птицы так называются?», «Почему деревья зимой «голые»?», «Назови зимние спортивные игры»; Сравнить: образы двух героинь в сказке «Морозко» - ленивицы и падчерицы. 3. Рассматривание картин и сюжетных иллюстраций о зиме. (Шишкин «Зима в лесу»; «Зимние забавы», «Новогодний праздник». Цель: показать детям, что зима – красивое время года; зимой не только можно любоваться красотой зимнего пейзажа, но и принимать активное участие в зимних развлечениях. Поощрять желание детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картине, развивать речь детей. 4.Чтение и разучивание стихов о зиме: Цель: знакомить детей с поэзией зимы; учить внимательно слушать литературный текст, повторять фразы за воспитателем; развивать речь, память; воспитывать любовь к стихам. 5. Чтение художественной литературы: «Зимние гости», «Снег идет», «Морозко», «Рукавичка», «Снегурочка», «Метель», «Снеговик», «Госпожа Метелица», «Зимовье зверей», «Охотник и Чукля». Цель: формирование интереса к потребности в чтении. 6. Разучивание пальчиковых игр: «Снежная баба», «Варежка», «Домок-теремок», «Зима», «Ручки греем». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Активизировать словарный запас детей. 7. Словесные игры: «Назови ласково», «Кто кем будет?», «Один -много». 8. Потешки: «Валенки», «Как на горке - снег, снег..». 9. Загадки: - о времени года «Зима» - о погодных явлениях. 10. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Угадай по описанию», «Собери снеговика», «Зимние слова», «У кого что», «Чудесный мешочек». 11. Исследовательская деятельность: 1. проведение опытов и экспериментов (с водой, снегом, льдом) «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»; «Цветной снежок». «Цветной лед». 2. Рассматривание снежинок при свете фонарей в вечернее время (разные формы, блеск и красоту). Цель: продолжать проводить опыты и знакомить детей со свойствами и особенностями воды, снега и льда; воспитывать интерес к окружающему миру, умение замечать и радоваться красоте и необычности в природе. 12. Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку», «Идём в магазин за подарками». «Путешествие в зимний лес» Цель: Помогать детям объединяться для игры. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. 13. Театрализованная деятельность: инсценирование сказки «Заюшкина избушка» с использованием масок. | 1. Консультации: «Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке»; «Витамины зимой!»; «Часто болеющие дети» Цель: показать родителям, что одежда и обувь ребенка должна соответствовать погоде; значимость витаминов для детей в зимнее время года; развивать желание заботиться о здоровье ребенка. 2. Индивидуальные беседы: «Почему так важны зимние прогулки?» Цель: формировать интерес к здоровому образу жизни. 3. Папки – передвижки: «Что мы знаем о зиме», «Заблуждения о морозной погоде», «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?» Цель: формировать интерес к зиме; показать, что зима – самое прекрасное время года. 4. Памятки для родителей: «Зимние травмы»; «Осторожно, гололед!»; «Первая помощь при обморожениях». Цель: показать родителям как важно соблюдать осторожность во время прогулок зимой; формировать представления о первой помощи при обморожениях в зимний период, к чему может привести неоказание вовремя мед. помощи. 5. Индивидуальные просьбы: Помощь в изготовлении атрибутов: для сюжетно – ролевой, театрализованной игры: сшить или связать зимнюю одежду для куклы; изготовление масок. 6. В рамках реализации проекта ДОУ «Добродетель – путь к возрождению участие в акции «Птичья столовая» Цель: привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц, укрепление детско-родительских отношений. 7. Постройка родителями снежных фигур на участке. Цель: развивать желание заботится о своих детях; укрепление детско-родительских отношений. 8. Посещение зимних развлекательных площадок города для совместных прогулок с детьми . Цель: формировать интерес к здоровому образу жизни; укрепление детско-родительских отношений. 9.Наглядный стенд: Помощь в оформлении выставки иллюстрационного материала на тему: «Зима в моем городе» Цель: Привлечь родителей к активному участию в проекте. | 1. Прослушивание аудиозаписи: «Звуки природы»; «Зимний лес», «Времена года. Зима». Цель: учить внимательно слушать музыкальные произведения. 2. Пение песен о зиме Цель: упражнять в пении естественным голосом, чётко проговаривать слова 3. Музыкально-дидактические игры: «Мы снежинки» - развиваем плавные движения «Полетаем, как птички» – ритмичные движения под музыку Музыкально-ритмичные упражнения (катание на лыжах, на санках, на коньках). Цель: учить двигаться соответственно музыки 4. Рисование: «Падает, падает снег»; «Бусы для ёлочки»; «Украсим варежку коми-орнаментом» Цель: развивать моторику рук. Закреплять умение рисовать прямые линии, мазки; снег с помощью ватной палочки; развивать аккуратность; воспитывать любовь к родному краю. 5. Раскрашивание «зимних» силуэтов Цель: развивать моторику рук, продолжать учить раскрашивать. 6. Лепка: «Снежинка» (плоскостная), «Дед Мороз», «Снегурочка» Цель: учить детей делить пластилин на несколько частей разных размеров, закрепить умение использовать знакомые приёмы лепки. Развивать моторику рук. 7. Аппликация: «Снеговик в гостях у детей» «Снежинки сестрички» (с элементами рисования) Цель: учить располагать и наклеивать готовые формы на листе бумаги; дорисовывать детали. 8. Конструирование: «Санки для зверят». «Помощь матрешкам» Игры со строительным материалом Цель: учить детей строить из деталей конструктора; различать длинную и короткую грань. Воспитывать желание выполнять постройку по образцу, схемам; развивать творческие способности. 9. Физическое развитие: Прогулки на свежем воздухе: катание на санках, ледянках с горки, обыгрывание снежных построек. Подвижные игры: «Салки-приседалки», «Снежок - летунок», «Зайка беленький сидит», «На земле снежок лежит», «Два мороза»; «Бездомный заяц», «Мы скатаем снежный ком», «Целься вернее!» - игры в снежки. Цель: развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание); воспитывать желание играть дружно и весело. 10. Дыхательные упражнения: «Сдуй снежинку!», «Пузырь», «Хлопушка». 11. Использование компьютерных технологий: (презентации) «Следы на снегу», «Зимние забавы»; «Зимние виды спорта». Цель: развитие познавательного интереса, любознательности. 12. Просмотр мультфильмов: «Зима в Простоквашино», «Барбарики», «Смешарики» - зимние серии Цель: Создать радостное настроение у детей от просмотра мультфильмов 13. Составление мнемотаблицы: Тема: «Зима» Цель:Систематизировать знания детей. |
Заключительный | ||
Экскурсия по экологической тропе детского сада. Цель: Систематизировать и обобщить знания и представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Развивать положительные эмоции, дружелюбие. | Разработаны рекомендации для родителей по теме проекта. Изготовление творческих работ для участия во Всероссийском конкурсе "Идет волшебница-зима" |
Заключительный этап:
Презентация результатов продуктивной деятельности.
Совместное участие во Всероссийском творческом конкурсе «Идет волшебница зима»
Систематизация материала и создание папки по лексической теме «Зима».
Ожидаемые результаты:
Для детей
Сформирована система знаний:
- зимних явлениях и сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, жизни зверей и птиц);
- зимних забавах, играх, праздниках;
- безопасном поведении зимой во время прогулок.
Развит интерес:
- творческой, познавательно - исследовательской деятельности;
- наблюдению за объектами и явлениями природы.
Имеется представление:
- здоровом образе жизни;
- бережном отношении к природе.
Для родителей
Интерес родителей воспитанников к совместным проектам и мероприятиям;
Проводят с детьми наблюдения в природе;
Пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
Подведение итогов конкурса, оформление грамот и благодарностей
за участие в конкурсе.
Для педагогов
1. Созданы необходимые условия по формированию целостного представления о зиме;
2. Объединение усилий для развития познавательного интереса к природе родного края.
3. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.