Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Конспект познавательно - речевого занятия с элементами грамоты для старшей группы по теме "Зима"

Автор: Кошовец Елена Александровна, воспитатель
г. Севастопль

Данное занятие поможет обобщить и систематизировать знания и представления детей о природе , о зимних явлениях природы, активизировать и обогатить словарь детей по теме "Зима". В процессе занятия у детей формируются навыки монологической речи, а также по

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Конспект познавательно- речевого занятия

с элементами грамоты в старшей группе

по лексической теме «Зима»

Подготовила: Кошовец Е.А.

воспитатель ГБДОУ

«Детский сад № 41»

Г. Севастопль

2018 г.

Интеграция областей : «Познание», «Речевое развитие», «Социально- коммуни-кативное», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое».

Программное содержание:

Обучающая задача:

- обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить о ее признаках, закрепить названия зимних месяцев; продолжать обогащать словарный запас детей: существительными, прилагательными;

- учить любоваться зимними пейзажами;

Развивающая задача:

- развивать слуховое внимание, навык словообразования слов при помощи суффиксов и окончаний, образовывать из существительных слова – прилагательные;

- продолжать развивать артикуляционный аппарат детей путем четкого произнесения согласного звука «С» и гласного «У»;

- развивать связную речь детей с учетом грамматических правил построения пред-ложения, отвечать на вопросы развернутыми предложениями;

- развивать мелкую моторику рук и графомоторные навыки;

- развивать умение вслушиваться в звуки окружающей природы;

- развивать ассоциативное мышление, применяя метод эйдетики;

-развивать физиологическое дыхание, правильный вдох и выдох, способствовать профилактике простудных заболеваний путем использования дыхательной гимнастики;

Воспитательная задача:

-воспитывать у детей желание и наслаждение от совместной деятельности;

- воспитывать позитивное отношение к природе;

- способствовать формированию экологической культуры, осознанного отношения к неживой природе.

- формировать умение расслабляться под музыку; воспитывать желание и умение преображать в творческих движениях настроение и характер образа.

Оборудование: иллюстрации о зиме и набор предметно- сюжетных картинок, атрибуты для игрового сюжета; аудио запись «Звуки зимы», наборы раздаточного материала для обучения элементам грамоты; манная крупа, вата.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: беседы с детьми по темам «Зима», «Приметы зимы», рассматривание иллюстраций, наблюдения, загадывание загадок.

НОД

Дети проходят в группу и располагаются полукругом перед педагогом.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорить о … А вот о чем мы будем разговаривать вы скажите сами, когда соберете картинку- пазл.

(дети работают в микро группах, на столах разобранные картинки пазлы. когда пазлы собраны педагог предлагает детям рассказать о том, какое изображение они получили, собрав целое из частей)

Воспитатель: И так, сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Что вы можете рассказать мне и друг другу об этом времени года?

Дети: Зимой холодно, солнце светит, но не греет. Световой день короче летнего. На деревьях и кустарниках нет листьев, т.к. они не растут, потому что нет тепла, солнце не дает достаточно света. Земля промерзла от морозов и холода. На деревьях и земле лежит пушистый снег.

Воспитатель: Как вы думаете, нужен ли зимой снег и если нужен то для чего?

Дети: Снег, покрывая землю, не дает ей сильно замерзать, он как – бы согревает ее и корни растений от сильного холода. Весной он насыщает землю влагой.

Воспитатель: Что мы можем рассказать о зимнем небе. Если оно покрыто тучами, то вероятно , что произойдет?

Дети: Возможно будут осадки виде снега. Он может падать на землю снежинками, крупой и снежными хлопьями.

Воспитатель: А кто может рассказать, что же происходит зимой с водоемами?

Дети: Вода в реках и озерах покрывается льдом и чем сильнее мороз, тем лед толще и крепче. А вода в море не замерзает, так как оно глубже, чем реки и озера и она соле-ная. Оно может замерзнуть только при очень низких температурах.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о ветре?

Дети: Ветер зимой очень сильный и холодный, чем в теплое время года.

Воспитатель: А вы знаете, что если одновременно с ветром падает снег, то возможны вьюга или метель. Они образуют из снега большие снежные сугробы. Еще зимой, и не только, мы можем увидеть на ветвях деревьев иней - это тонкие кристаллики льда.

Педагог обращает внимание детей на снежинку.

- Ребята, посмотрите, что это такое?

Дети: Это снежинка

Воспитатель: У нас в группе тепло, а она не растаяла почему?

Дети: Потому что она не настоящая, а сделана из бумаги.

Воспитатель: Это снежинка – загадка, послушаете ее:

Тройка- тройка прилетела,

Скакуны в той троке белы,

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

- О какой царице идет речь?

Дети: Царица – это зима

Воспитатель: Что за скакуны везли ее в тройке?

Дети: Скакунами в ее тройке были зимние месяцы.

Воспитатель: Как называются зимние месяцы?

Дети: Зимних месяцев три: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Обратите внимание какую веточку я вам принесла. Как называется это дерево? Что вы можете рассказать о ней?

Дети: Это веточка ели. Ветка ели имеет вместо привычных листьев иголки, которые мы называем хвоей. Ель, как и сосна вечно зеленые деревья, они и зимой стоят покрытыми листьями- иголками.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Но вот если мы с вами разомнем иголочки между пальцев, то эта веточка подарит нам свой хвойный аромат, который имеет лечебные свойства. Давайте мы с вами сделаем глубокий вдох через нос, а на выдохе произнесем «Ха!» - дети выполняют гимнастику для органов дыхания.

Затем дети проходят на свои места и садятся.

На столе расположены предметные картинки.

Дид. игра «Цепочка ассоциаций»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я начну первой, а вы за мной, по очереди, выкладываете ту картинку которая, по вашему мнению, наиболее ярко ассоциируется с предыдущей, и аргументируете свой выбор. Например, это елочка. Она зимой и летом зеленого цвета, на ней растут шишки.

Дети по очереди: Я ставлю белочку, потому что она ест семечки из шишки, которая выросла на ели.

- А я ставлю кошку, потому что кошка любит карабкаться по деревьям.

- А я выбираю шубку, потому что шубка сделана из меха, такого же пушистого и мягкого как шерстка кошки.

-А мы выбираю картинку с зимой, потому что шубу мы носим только зимой.

Словесная игра «Доскажи словечко»

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте поиграем в еще одну игу, со словом «снег». Игра называется «Доскажи словечко».

Тихо, тихо как во сне падает на землю …(снег)

С неба падают пушинки, серебристые … (снежинки)

На деревья, на лужок, тихо падает … (снежок)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик)

На снегу – то, посмотри: с красной грудкой … (снегири)

Словно в сказке как во сне, землю всю укутал …(снег)

- Вот, посмотрите сколько новых слов вы получили от одного слова «снег».

Проводится психогимнастика под музыку.

Воспитатель: Предлагаю вам я встать и немного поиграть.

Посмотрите все на верх, неужели это снег?

Он идет нам на лицо,

Припорошил деревцо слева- справа

И крыльцо.

Ты смотри скорее вниз и смотри не оступись.

Вот какой большой сугроб, словно у верблюда горб.

Мы его перешагнем, и снежки лепить начнем.

После окончания психогимнастики дети располагаются своих местах. Проводится цепочка словесных игр.

Дид. игра «Выбери слова- действия»

Воспитатель: Продолжаем наши игры со словом «снег». Сейчас вы будете «ловить», т.е. выполнять хлопок в ладоши на те слова, которые подходят к слову «снежинка».

- Снежинка что делает? Летит, кружиться, блестит, тает, воет, идет, сверкает, ложиться и т.д.

Дид. игра «Подбери словечко»

- Зима КАКАЯ? … холодная

если сильный мороз … морозная

воет вьюга, то …вьюжная

если много снега, то … снежная

- Снег КАКОЙ?... белый, пушистый и т.д.

если есть мороз, то но … скрипучий, хрустящий

если есть солнце, то он … блестящий, искрящийся

- Когда выпадает много снега и образуются сугробы, они КАКИЕ? … белые, высокие

- Вот если мы снег возьмем в руки, что с ним произойдет и почему?

Дети: Он растает и превратится в воду, потому что наши руки теплые.

Воспитатель: А если мы вынесем воду на мороз, то, что произойдет с водой?

Дети: На морозе вода замерзнет и превратится в лед.

Воспитатель: Лед КАКОЙ? … тонкий, толсты, хрупкий, непрочный и т.д.

Физминутка «Зима»

Вот студеною зимой дети выполняют махи руками

Ветер дует ледяной.

И вздымает снега кучу, дети выполняют руками круговые движения

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах, дети садятся в глубокий присед на несколько

Даже хитрая лиса секунд, а затем встают

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит. дети машут руками

Но утихла злая вьюга

Солнце светит в небесах. выполняется потягивание – руки в стороны

Рыщет пополю лиса. легкие прыжки на двух ногах

Ну а мы чуть- чуть пройдемся ходьба на месте

И домой опять вернемся. дети садятся на свои места

Дид. игра «Найди лишнее слово»

Воспитатель: Зима бывает: холодной, снежной, морозной, сладкой.

Снег бывает: теплый, скрипучий, холодный, талый.

Лед бывает: гладкий, скользкий, пушистый, хрупкий.

Снег что делает: падает, кружится, воет, тает.

Дети встают и подходят к воспитателю.

Воспитатель: Молодцы. А теперь мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Идти нам придется по узкой тропе друг за другом. В лесу тоже сейчас хозяйничает Зима. Давайте мы с вами прислушаемся и послушаем звуки зимнего леса.

Звучит звукозапись зимнего леса- вой ветра, скрип снега, стук дятла и т.д.

- Скажите пожалуйста, какие звуки вы услышали? ( дети перечисляют). А давайте мы с вами попробуем изобразить ветер с помощью нашего голоса. Вот ветер воет сильно – значит и звук нашего голоса должен быть сильным ( дети звуко подражают ветру). Ветер стихает – значит и наш голос становится тише. ( дети выполняют упражнение).

- Давайте подуем на снежок ( игры ватой). Но у на замерзли ладошки нужно их согреть ( греем ладошки энергично растирая их друг о друга)

Воспитатель подводит детей к ящику с песком, если имеется или коробочкам, в которых насыпана манная крупа.

Воспитатель: Вот представьте, что это снег. Давайте поиграем вашими пальчиками и снегом. Как? А вот как. Мы можем на «снегу» рисовать и оставлять следы, и делать сугробы.

Скажите какой первый звук слышится в словах «снег, снежинка, сугроб»?

Дети: Во всех трех словах первый звук, который мы слышим это согласный твердый звук «С».

Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам написать букву, которая на письме обозначает этот звук.

Дети, выполнив задание, проходят за столы.

Воспитатель: Вы все зимой очень любите играть в снежки, кататься с горки на сан-ках. Вот я вас сейчас и попрошу составить модель слова «сани». Посчитайте сколько слогов, определите сколько гласных звуков и сколько согласных.

Дети выполняют задание.

Дид. упражнение «Сколько слогов»

Воспитатель: У вас на столах есть маленькие льдинки- фишки. Я сейчас буду произносить слова связанные с зимой, вначале мы с вами посчитаем, сколько в этих словах слогов, а затем вы выложите их количество при помощи фишек.

Дети считают и с помощью фишек выкладывают количество слогов в словах ЗИМА, СНЕГОВИК, СНЕГ.

- А теперь вы с помощью уже льдинок- слогов составим слова: МОРОЗ, САНИ, ЗИМА, ШУБА, СНЕЖИНКА.

Дид. упражнение «Составь предложение правильно»

Воспитатель: Ребята, я составила несколько предложений о зиме, и все слова перепутались. Помогите мне пожалуйста.

Неба, снежинка, с, падают, красивые. ( С неба падают красивые снежинки)

Деревья, укутаны, снегом, все. (Все деревья укутаны снегом)

Солнце , снег, на, блестит (Блестит на солнце снег)

Снег, ногами, под, скрипит. ( Под ногами скрепит снег)

Воспитатель: Молодцы, спасибо вам большое. А теперь мы поможем нашим снежинкам опустится на землю ( работав в тетради)

Пальчиковая гимнастика «Зимнее кружево»

Дети выполняют графическое задание в тетради. После выполнения задания педагог подводит итоговое обобщение, дает оценку деятельности детей. Дети делятся своими впечатлениями о том что им понравилось больше в сего на этом занятии.