Конспект познавательно - речевого занятия с элементами грамоты для старшей группы по теме "Зима"
Данное занятие поможет обобщить и систематизировать знания и представления детей о природе , о зимних явлениях природы, активизировать и обогатить словарь детей по теме "Зима". В процессе занятия у детей формируются навыки монологической речи, а также по
Посмотреть публикациюСкачать свидетельство о публикации
Конспект познавательно- речевого занятия
с элементами грамоты в старшей группе
по лексической теме «Зима»
Подготовила: Кошовец Е.А.
воспитатель ГБДОУ
«Детский сад № 41»
Г. Севастопль
2018 г.
Интеграция областей : «Познание», «Речевое развитие», «Социально- коммуни-кативное», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое».
Программное содержание:
Обучающая задача:
- обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить о ее признаках, закрепить названия зимних месяцев; продолжать обогащать словарный запас детей: существительными, прилагательными;
- учить любоваться зимними пейзажами;
Развивающая задача:
- развивать слуховое внимание, навык словообразования слов при помощи суффиксов и окончаний, образовывать из существительных слова – прилагательные;
- продолжать развивать артикуляционный аппарат детей путем четкого произнесения согласного звука «С» и гласного «У»;
- развивать связную речь детей с учетом грамматических правил построения пред-ложения, отвечать на вопросы развернутыми предложениями;
- развивать мелкую моторику рук и графомоторные навыки;
- развивать умение вслушиваться в звуки окружающей природы;
- развивать ассоциативное мышление, применяя метод эйдетики;
-развивать физиологическое дыхание, правильный вдох и выдох, способствовать профилактике простудных заболеваний путем использования дыхательной гимнастики;
Воспитательная задача:
-воспитывать у детей желание и наслаждение от совместной деятельности;
- воспитывать позитивное отношение к природе;
- способствовать формированию экологической культуры, осознанного отношения к неживой природе.
- формировать умение расслабляться под музыку; воспитывать желание и умение преображать в творческих движениях настроение и характер образа.
Оборудование: иллюстрации о зиме и набор предметно- сюжетных картинок, атрибуты для игрового сюжета; аудио запись «Звуки зимы», наборы раздаточного материала для обучения элементам грамоты; манная крупа, вата.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Предварительная работа: беседы с детьми по темам «Зима», «Приметы зимы», рассматривание иллюстраций, наблюдения, загадывание загадок.
НОД
Дети проходят в группу и располагаются полукругом перед педагогом.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорить о … А вот о чем мы будем разговаривать вы скажите сами, когда соберете картинку- пазл.
(дети работают в микро группах, на столах разобранные картинки пазлы. когда пазлы собраны педагог предлагает детям рассказать о том, какое изображение они получили, собрав целое из частей)
Воспитатель: И так, сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Что вы можете рассказать мне и друг другу об этом времени года?
Дети: Зимой холодно, солнце светит, но не греет. Световой день короче летнего. На деревьях и кустарниках нет листьев, т.к. они не растут, потому что нет тепла, солнце не дает достаточно света. Земля промерзла от морозов и холода. На деревьях и земле лежит пушистый снег.
Воспитатель: Как вы думаете, нужен ли зимой снег и если нужен то для чего?
Дети: Снег, покрывая землю, не дает ей сильно замерзать, он как – бы согревает ее и корни растений от сильного холода. Весной он насыщает землю влагой.
Воспитатель: Что мы можем рассказать о зимнем небе. Если оно покрыто тучами, то вероятно , что произойдет?
Дети: Возможно будут осадки виде снега. Он может падать на землю снежинками, крупой и снежными хлопьями.
Воспитатель: А кто может рассказать, что же происходит зимой с водоемами?
Дети: Вода в реках и озерах покрывается льдом и чем сильнее мороз, тем лед толще и крепче. А вода в море не замерзает, так как оно глубже, чем реки и озера и она соле-ная. Оно может замерзнуть только при очень низких температурах.
Воспитатель: А что вы можете рассказать о ветре?
Дети: Ветер зимой очень сильный и холодный, чем в теплое время года.
Воспитатель: А вы знаете, что если одновременно с ветром падает снег, то возможны вьюга или метель. Они образуют из снега большие снежные сугробы. Еще зимой, и не только, мы можем увидеть на ветвях деревьев иней - это тонкие кристаллики льда.
Педагог обращает внимание детей на снежинку.
- Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: Это снежинка
Воспитатель: У нас в группе тепло, а она не растаяла почему?
Дети: Потому что она не настоящая, а сделана из бумаги.
Воспитатель: Это снежинка – загадка, послушаете ее:
Тройка- тройка прилетела,
Скакуны в той троке белы,
А в санях сидит царица-
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром.
- О какой царице идет речь?
Дети: Царица – это зима
Воспитатель: Что за скакуны везли ее в тройке?
Дети: Скакунами в ее тройке были зимние месяцы.
Воспитатель: Как называются зимние месяцы?
Дети: Зимних месяцев три: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Обратите внимание какую веточку я вам принесла. Как называется это дерево? Что вы можете рассказать о ней?
Дети: Это веточка ели. Ветка ели имеет вместо привычных листьев иголки, которые мы называем хвоей. Ель, как и сосна вечно зеленые деревья, они и зимой стоят покрытыми листьями- иголками.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Но вот если мы с вами разомнем иголочки между пальцев, то эта веточка подарит нам свой хвойный аромат, который имеет лечебные свойства. Давайте мы с вами сделаем глубокий вдох через нос, а на выдохе произнесем «Ха!» - дети выполняют гимнастику для органов дыхания.
Затем дети проходят на свои места и садятся.
На столе расположены предметные картинки.
Дид. игра «Цепочка ассоциаций»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я начну первой, а вы за мной, по очереди, выкладываете ту картинку которая, по вашему мнению, наиболее ярко ассоциируется с предыдущей, и аргументируете свой выбор. Например, это елочка. Она зимой и летом зеленого цвета, на ней растут шишки.
Дети по очереди: Я ставлю белочку, потому что она ест семечки из шишки, которая выросла на ели.
- А я ставлю кошку, потому что кошка любит карабкаться по деревьям.
- А я выбираю шубку, потому что шубка сделана из меха, такого же пушистого и мягкого как шерстка кошки.
-А мы выбираю картинку с зимой, потому что шубу мы носим только зимой.
Словесная игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте поиграем в еще одну игу, со словом «снег». Игра называется «Доскажи словечко».
Тихо, тихо как во сне падает на землю …(снег)
С неба падают пушинки, серебристые … (снежинки)
На деревья, на лужок, тихо падает … (снежок)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик)
На снегу – то, посмотри: с красной грудкой … (снегири)
Словно в сказке как во сне, землю всю укутал …(снег)
- Вот, посмотрите сколько новых слов вы получили от одного слова «снег».
Проводится психогимнастика под музыку.
Воспитатель: Предлагаю вам я встать и немного поиграть.
Посмотрите все на верх, неужели это снег?
Он идет нам на лицо,
Припорошил деревцо слева- справа
И крыльцо.
Ты смотри скорее вниз и смотри не оступись.
Вот какой большой сугроб, словно у верблюда горб.
Мы его перешагнем, и снежки лепить начнем.
После окончания психогимнастики дети располагаются своих местах. Проводится цепочка словесных игр.
Дид. игра «Выбери слова- действия»
Воспитатель: Продолжаем наши игры со словом «снег». Сейчас вы будете «ловить», т.е. выполнять хлопок в ладоши на те слова, которые подходят к слову «снежинка».
- Снежинка что делает? Летит, кружиться, блестит, тает, воет, идет, сверкает, ложиться и т.д.
Дид. игра «Подбери словечко»
- Зима КАКАЯ? … холодная
если сильный мороз … морозная
воет вьюга, то …вьюжная
если много снега, то … снежная
- Снег КАКОЙ?... белый, пушистый и т.д.
если есть мороз, то но … скрипучий, хрустящий
если есть солнце, то он … блестящий, искрящийся
- Когда выпадает много снега и образуются сугробы, они КАКИЕ? … белые, высокие
- Вот если мы снег возьмем в руки, что с ним произойдет и почему?
Дети: Он растает и превратится в воду, потому что наши руки теплые.
Воспитатель: А если мы вынесем воду на мороз, то, что произойдет с водой?
Дети: На морозе вода замерзнет и превратится в лед.
Воспитатель: Лед КАКОЙ? … тонкий, толсты, хрупкий, непрочный и т.д.
Физминутка «Зима»
Вот студеною зимой дети выполняют махи руками
Ветер дует ледяной.
И вздымает снега кучу, дети выполняют руками круговые движения
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах, дети садятся в глубокий присед на несколько
Даже хитрая лиса секунд, а затем встают
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. дети машут руками
Но утихла злая вьюга
Солнце светит в небесах. выполняется потягивание – руки в стороны
Рыщет пополю лиса. легкие прыжки на двух ногах
Ну а мы чуть- чуть пройдемся ходьба на месте
И домой опять вернемся. дети садятся на свои места
Дид. игра «Найди лишнее слово»
Воспитатель: Зима бывает: холодной, снежной, морозной, сладкой.
Снег бывает: теплый, скрипучий, холодный, талый.
Лед бывает: гладкий, скользкий, пушистый, хрупкий.
Снег что делает: падает, кружится, воет, тает.
Дети встают и подходят к воспитателю.
Воспитатель: Молодцы. А теперь мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Идти нам придется по узкой тропе друг за другом. В лесу тоже сейчас хозяйничает Зима. Давайте мы с вами прислушаемся и послушаем звуки зимнего леса.
Звучит звукозапись зимнего леса- вой ветра, скрип снега, стук дятла и т.д.
- Скажите пожалуйста, какие звуки вы услышали? ( дети перечисляют). А давайте мы с вами попробуем изобразить ветер с помощью нашего голоса. Вот ветер воет сильно – значит и звук нашего голоса должен быть сильным ( дети звуко подражают ветру). Ветер стихает – значит и наш голос становится тише. ( дети выполняют упражнение).
- Давайте подуем на снежок ( игры ватой). Но у на замерзли ладошки нужно их согреть ( греем ладошки энергично растирая их друг о друга)
Воспитатель подводит детей к ящику с песком, если имеется или коробочкам, в которых насыпана манная крупа.
Воспитатель: Вот представьте, что это снег. Давайте поиграем вашими пальчиками и снегом. Как? А вот как. Мы можем на «снегу» рисовать и оставлять следы, и делать сугробы.
Скажите какой первый звук слышится в словах «снег, снежинка, сугроб»?
Дети: Во всех трех словах первый звук, который мы слышим это согласный твердый звук «С».
Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам написать букву, которая на письме обозначает этот звук.
Дети, выполнив задание, проходят за столы.
Воспитатель: Вы все зимой очень любите играть в снежки, кататься с горки на сан-ках. Вот я вас сейчас и попрошу составить модель слова «сани». Посчитайте сколько слогов, определите сколько гласных звуков и сколько согласных.
Дети выполняют задание.
Дид. упражнение «Сколько слогов»
Воспитатель: У вас на столах есть маленькие льдинки- фишки. Я сейчас буду произносить слова связанные с зимой, вначале мы с вами посчитаем, сколько в этих словах слогов, а затем вы выложите их количество при помощи фишек.
Дети считают и с помощью фишек выкладывают количество слогов в словах ЗИМА, СНЕГОВИК, СНЕГ.
- А теперь вы с помощью уже льдинок- слогов составим слова: МОРОЗ, САНИ, ЗИМА, ШУБА, СНЕЖИНКА.
Дид. упражнение «Составь предложение правильно»
Воспитатель: Ребята, я составила несколько предложений о зиме, и все слова перепутались. Помогите мне пожалуйста.
Неба, снежинка, с, падают, красивые. ( С неба падают красивые снежинки)
Деревья, укутаны, снегом, все. (Все деревья укутаны снегом)
Солнце , снег, на, блестит (Блестит на солнце снег)
Снег, ногами, под, скрипит. ( Под ногами скрепит снег)
Воспитатель: Молодцы, спасибо вам большое. А теперь мы поможем нашим снежинкам опустится на землю ( работав в тетради)
Пальчиковая гимнастика «Зимнее кружево»
Дети выполняют графическое задание в тетради. После выполнения задания педагог подводит итоговое обобщение, дает оценку деятельности детей. Дети делятся своими впечатлениями о том что им понравилось больше в сего на этом занятии.