Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Взаимодействие детского сада и семьи

Автор: Адиева Светлана Михайловна, Величкович Кристина Юрьевна, воспитатели
г. Томск

Раскрыть теоретические основы взаимодействия субъектов образовательного процесса

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Величкович К.Ю.

Адиева С.М.

МАДОУ №82 города Томска

Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.

В российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.

Устанавливая взаимоотношения с семьей, детский сад создает условия для полноценного процесса социализации дошкольника. Изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Успех этого взаимодействия повышает и успех семейного, домашнего воспитания.

Как педагоги, часто испытываем затруднения в общении с родителями. Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого воспитательно-образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Одной из важных задач детского сада является установление тесной связи с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает только семья: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Все это создает благоприятные условия для воспитания нравственных чувств.

Детский сад в своей работе опираться на родителей не только как на своих помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Именно от совместной работы, единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание целостной личности.

Непонимание между семьей и детским садом ложится на детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, воспитатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями.

Как нелегко бывает объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Мы в своей работе превращаем интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплачиваем не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и делаем родителей своими союзниками.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку их правильного поведения, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе детского сада. Выстраиваем диалог детского сада и семьи, на основе сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимании.

Наша цель работы – вовлечение родителей в образовательный процесс «семья – детский сад», чтобы не произошло отчуждение между ребенком и его семьей.

Вовлекая родителей в жизнь детского сада, мы их располагаем к сотрудничеству, налаживаем совместную работу, решая запланированные образовательные задачи.

Результаты такой работы подтверждаются мониторингами, где отслеживаются, в частности, уровень включения родителей в деятельность детского сада, уровень работы воспитателей с родителями воспитанников, методическое обеспечение работы с родителями, информированность родителей о жизни ребенка в условиях ДОО.

Что бы достичь эту цель, работа строится следующим образом:

- информационно-аналитическое направление – выявляем интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности, устанавливаем эмоциональный контакт (анкетирование, родительская почта)

- наглядно – информационное направление – донести до родителей информацию в доступной форме, напомнить о родительских обязанностях и ответственности, тактично. Детский сад начинается с приемной, она уютная и красивая, а родительские уголки привлекательные (консультации, папки-передвижки по темам которые предлагали родители в анкетах; стенгазеты, выставки детского творчества).

- познавательное направление – (консультация для родителей; составление плана проведения НОД и участия в нем родителей распределение ролей взрослых; индивидуальные встречи и консультации; изготовление атрибутов, пособий). Воспитатель, родители и дети имеют свои индивидуальные приоритеты. Когда родители находятся в группе, они видят, как их ребенок общается с другими детьми. Так же они видят работу воспитателя и начинают испытывать к воспитателю больше уважения. А ребенок демонстрирует свои успехи родителям, а так же еще ближе сплачиваются со своими родителями. Воспитатель показывает свое педагогическое мастерство и конечно достижения и недостатки детей. Родители с детьми рисуют и собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки, выставки. Участвуют в различных конкурсах – поют, танцуют. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых сами и не подозревали.

- досуговое направление – Праздники в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Ежегодно проводим «Радугу успеха» в конце учебного года, с родителями.

Благодаря такой работе родители становятся активными в жизни детей и группы, более компетентными в воспитании детей. Проявляют искренний интерес к жизни группы, поддерживают своего детей в новых начинаниях.

В нашей работе появились положительные результаты, и мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем сотрудничество и работу с родителями и их детьми.

Список литературы.

Емельянова М. «От существования – к сотрудничества и партнерству». -Дошкольное воспитание: ежемесячный научно- методический журнал №7-М., 2009

Акентьева Т. «Качественное время семьи». — Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал №6 –М., 2012

Арнаутова Е.П., В гостях у директора: «Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей». – М.: Логос, 2010.

Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития».– М.: ЛИНКА, 2001.

Свирсая Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка- Пресс, 2008г