Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





«Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Автор: Пупышева Наталья Александровна, воспитатель
ЯНАО, г. Ноябрьск

целенаправленная организация включения детей с ОВЗ в общество нормально развивающихся сверстников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

«Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Н.А. Пупышева

МАДОУ «Лукоморье», воспитатель

Как показывает история, терминов определения детей с недостатками в развитии было немало, это «дефективные дети», «аномальные дети», и «исключительные дети», «дети с особыми образовательными потребностями», но для меня это дети, которые нуждаются в заботе, уважении, поддержке, любви, как и нормативно развивающиеся дети. Маленький ребенок, пока еще лишен социальных стереотипов поведения, в нем можно сформировать толерантное отношение к аномально развивающимся детям, можно научить его понимать, принимать таких детей и помогать им. Под процессом воспитания я подразумеваю целенаправленную организацию включения детей с ОВЗ в общество нормально развивающихся сверстников. Хочется поделиться опытом взаимодействия нормативно развивающихся детей и детей с ОВЗ. Шестой год я работаю в группе комбинированной направленности для детей с умственной отсталостью. В данной группе, одновременно воспитываются и обучаются сохранные дети (две трети) и дети с нарушением интеллекта (не более одной трети).

Так как умственно отсталых детей с раннего возраста наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, недоразвитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха они с трудом находят себе друзей, плохо адаптируются в социуме, не принимают участия в играх, требующие группового участия. Для того, чтобы помочь преодолеть эти трудности в своей работе использую сказкотерапию. Сказкотерапия – процесс образования связей между сказочными событиями и поведение ребенка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной форме, расширяет сознание ребенка, помогает ему взаимодействовать с окружающем миром и формирует позитивное отношение к своему «Я».

Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки.

Возможности сказки в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста состоят в том, что:

сказка - это средство, использующее сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

использование приемов работы со сказкой позволяет дошкольникам освоить алгоритм толерантного поведения, получить представления о своём месте в окружающем мире, распознать добро и зло; научиться сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей [1].

Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Учитывая, что детям с умственной отсталостью необходимо неоднократное повторение программного материала, работу с такими детьми провожу в разной форме. Для того, чтобы добиться его усвоения, а не формального заучивания, создаю такую обстановку на занятии, которая бы обеспечивала эмоциональное отношение к литературному материалу, к персонажам сказки.

На первом этапе рассказываю эпизоды из сказки и включаю в свой рассказ действия с игрушками. На втором этапе провожу игру повторно по такому же принципу, как и на предыдущем этапе, но игрушками – персонажами сказки действуют дети. Вначале они выполняют это с моей помощью: я показываю каждому ребенку, как двигается его персонаж, а ребенок подражает. В случае необходимости использую совместные действия мои и ребенка. Рассказываю сказку, а дети внимательно слушают и вовремя начинают двигать свои игрушки, а затем и вступают в разговор за своих персонажей. Помогаю, при необходимости детям с ОВЗ в процессе общения от имени своего персонажа.

В результате такой игры-драматизации, через содержание сказки воспитываю у детей способность к сочувствию, сопереживанию. Подготовка к театрализованным представлениям способствует сплочению коллектива в достижении общей цели. Так, дети напоминают слова, если участник театра их забыл, хвалим тех, кто участвовал и т.д. В целом, складывается положительная атмосфера для межличностного общения детей.

Родители являются полноправными членами нашей команды, поэтому им предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции. Участвуя в семинарах-практикумах, творческих мастерских: «Изготовление кукол марионеток», «Пальчиковые куклы», «Теневые куклы», помогают изготавливать атрибуты к постановкам. Психологические тренинги: «Снимаем маски», «Образ успеха!», в драматизациях или инсценировках сказок, творческих мастерских: «Куклотерапия» (совместное творчество родителей и детей по изготовлению атрибутов к сказкам). Это взаимодействие приводит кформированию комфортной образовательной среды, эффективному общению педагогов и родителей, чтобы в дальнейшем совместно искать оптимальные решения трех взаимосвязанных задач выяснения: что представляет из себя их ребенок, почему он такой и что с ним надо делать, чтобы он стал лучше.

Итогом такой работы является то, что в моей группе дети свободно общаются, играют, учатся, переживают друг за друга, не замечая особенностей в развитии своих сверстников. «Особенные дети» принимают активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, искать себе друзей, развивая межличностные отношения, учат тем самым других детей принимать себя такими, каковы они есть.

Для меня все дети – особенные, достойные индивидуального подхода и в каждого из них я каждый день вкладываю свой труд, любовь, частичку души и сердца.

Заявка

на участие в региональной научно-практической конференции

Пупышева Наталья Александровна

МАДОУ «Лукоморье», воспитатель, +7(932)0947019, индекс 629803

Тюменская область, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Высоцкого 26 кв.55

«Сказкотерапия как средство адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».

Тюменская область, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Высоцкого 26 кв.55

+7(932)0947019, индекс 629803.

nataha.85-85@mail.ru