Программа воспитательной работы классного руководителя
воспитательные задачи: формирование основ патриотического и гражданского отношения к Отечеству, школе; формирование гражданского отношения, доброжелательности к семье, родителям; понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека; фо
Посмотреть публикациюСкачать свидетельство о публикации
Программа
по воспитательной работы классного руководителя
Актуальность воспитания на современном этапе обусловлена происходящими с стране изменениями в результате её перехода к демократическому развитию, когда основой жизнедеятельности общества становится приоритет личности. Воспитание направленно на становление гуманной личности характеризующейся осознанием своего гражданского долга, трудолюбием, ответственностью, а также культурой взаимодействия с окружающими людьми для повышения социальной компетентности, для развития навыков поведения в повседневной жизни и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.
Программа воспитательной работы составлена на основании следующих документов:
-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ);
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,) утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект /А.Я. Данилюк,А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования.М.: Просвящение,2009.
Данная программа направлена на подготовку обучающихся к социализации, на усвоение социального опыта, на освоение и приобретение ими системы социальных связей, на формирование личности, способной на управление своим поведением.
Программа классных часов рассчитана на детей 4 Б класса (11 - 13 лет), обучающихся с умственной отсталостью Туринской школы - интернат.
Цель настоящей программы:
формирование нравственных качеств личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей обучающихся.
В ходе её достижения решаются следующие воспитательные задачи:
формирование основ патриотического и гражданского отношения к Отечеству, школе;
формирование гражданского отношения, доброжелательности к семье, родителям;
понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека;
формирование нравственных качеств личности;
знакомство с правилами безопасного поведения и формирование стремления их соблюдать,
знакомство с правилами здорового образа жизни и формирование стремления их соблюдать.
Программа адаптирована к индивидуальным и возрастным потребностями и возможностям, направлена на предупреждение появления негативных явлений. В ходе реализации данной программы педагогическая деятельность направлена на развитие возможностей самостоятельного выбора, отбора, принятия решений воспитаником в плане определения своего поведения, формировании механизмов продуктивного общения, на материале освоенных моделей коммуникативного поведения.
В каждый классный час включается работа по развитию общей психологической компетентности, развитие и коррекцию ВПФ:
адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт; уметь его понять;
принимать помощь, поддержку одноклассника и педагога, адекватно реагировать на свой успех и неудачу.
формирование навыков коммуникативного поведения, социальной активности и межличностного общения.
Программа классных часов включает следующие разделы:
1. Ученик – патриот и гражданин России.
2. Ученик – здоровая личность.
3. Ученик – нравственная личность.
4. Я и моя семья.
Учитывая возраст детей данной группы, по каждому разделу программы поставлены следующие задачи:
“Я и моя семья” формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
формировать уважение к членам семьи;
воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
«Ученик – патриот и гражданин России»
Задачи:
формировать у обучающихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.
развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
«Ученик – нравственная личность»
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Ученик – здоровая личность.
Задачи:
вырабатывать потребность обучающихся в постоянном пополнении своих знаний о здоровом образе жизни, в стремлении и желании укрепления своего здоровья;
формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание понимания сущности безопасного поведения и обязательности их соблюдения в школе, дома, в общественных местах.
Классные часы организуются по каждому разделу 1 раз в месяц по одному часу.
В результате проделанной работы у воспитанников к концу учебного года должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:
«Ученик – патриот и гражданин России»
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
«Ученик – нравственная личность»
осознание обучающимся роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик»,
выполнение распорядка работы школы и возложенных на обучающегося обязанностей,
умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
«Ученик – здоровая личность».
сформирована потребность обучающихся в пополнении своих знаний о здоровом образе жизни, в стремлении и желании укрепления своего здоровья;
сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
сформировано понимание сущности безопасного поведения и обязательности их соблюдения в школе, дома, в общественных местах.
«Я и моя семья»
сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Основными итогами воспитательной работы в плане социализации воспитанников будет являться: становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в коллективе и обществе.
Календарно – тематическое планирование классных часов
№ | Раздел | Тема | Дата | Коррекционно – развивающие, воспитательные цели | Форма проведения |
Сентябрь | |||||
1. | Ученик – патриот и гражданин России | Урок Мира | Воспитывать патриотические чувства. развитие познавательной активности, устной речи. | Видеопрезентация | |
2 | Ученик – здоровая личность | Урок безопасности «Твоя жизнь и безопасное поведение». | 1.Повторить и закрепить знание правил дорожного движения; безопасность поведения в сети интернет. 2.Коррекция активно – волевых дефектов в процессе решения ситуативных задач. | Беседа, инструктаж | |
3 | Ученик – здоровая личность | О вреде алкоголя. | 1. Информирование о вреде алкоголя на организм. 2.Способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек; 3. Развитие неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность; 4.Формирование потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье. | Диспут. | |
4 | Ученик – нравственная личность | Законы жизни в классе. Наши классные обязанности. | 1.Формировать потребность выполнять правила, обязанности обучающегося. 2.Научить анализировать нравственные поступки. 3.Формирование мотивации к выполнению этих норм. | Видеопрезентацции, обсуждение | |
Октябрь | |||||
5 | Я и моя семья | Моя семья – моя радость. | 1. Формирование доброжелательного отношения к своей семье. 2.Развитие и коррекция памяти, мышления, на основе упражнений в разгадывании кроссвордов, загадок. | Беседа, викторина. | |
6 | Я и моя семья | «Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?» | 1.Способствовать усвоению детьми круга обязанностей и правил поведения в семье; 2. Воспитывать доброжелательность; 3.Развитие познавательной активности, устной речи. | Устный журнал. | |
7 | Ученик – нравственная личность | Я в ответе за свои поступки. | 1.Познакомить с ответственностью за правонарушения; 2.Воспитывать стремление соблюдать правила поведения и законы в обществе. 3.Формирование умения работать в группе, распределять обязанности в ходе общей работы. | диспут | |
8 | Ученик – нравственная личность | Правила поведения в торговых центрах. | 1.Формировать правила культурного поведения в магазинах; 2.Познакомить с ответственностью за хищение малогабаритного товара в торговых центрах. | Видео и аудиоматериалы. | |
Ноябрь | |||||
9 | Ученик – патриот и гражданин России | «Моя Родина» | 1.Воспитание духовно – нравственных качеств; 2.Развитие гражданско-патриотических чувств, уважения к Отечеству. | Видеопрезентация, беседа | |
10 | Ученик – нравственная личность | Я и мой класс. | 1.Обучение анализу своей деятельности и класса в целом. 2.Развитие навыка самооценки, выработка мотивов правильных действий; 3.Коррекция личностной сферы детей. | Классное собрание за I триместр. | |
11 | Я и моя семья | Моя любимая мама. | 1.Воспитывать любовь и уважение к матери, 2.Формирование правильных форм поведения. | Беседа, конкурсы | |
Декабрь | |||||
12 | Ученик – здоровая личность | «Вредные привычки и как с ними бороться?» | 1. Информирование детей о влиянии табака, алкоголя, наркотиков на организм. 2.Развитие альтернативных форм поведения по отношению к алкоголю, курению и наркомании. 4.Способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек; 5. Формирование потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье. | Диспут | |
13 | Ученик – патриот и гражданин России | «День конституции РФ» | 1.Воспитывать гражданское самосознание. 2. Развитие гражданско-патриотических чувств, уважения к Отечеству. | Беседа | |
14 | Ученик – патриот и гражданин России | «День героев Отечества». | 1.Воспитывать гражданское самосознание. 2. Развивать умение выбирать положительные жизненные ориентиры для подражания. | Видеопрезентация, беседа | |
15 | Я и моя семья | «Здравствуй, здравствуй Новый год!» | 1.Развитие навыков коммуникативного поведения, умения взаимодействовать с другими, быть вежливыми, внимательными. 2. Воспитание правил культурного поведения на празднике. | Чаепитие с родителями | |
Январь | |||||
16 | Ученик – нравственная личность | «В царстве вежливости и доброты». | 1 Воспитание навыков вежливого общения с окружающими; 2.Обеспечивать введение «волшебных» слов в речевой обиход как неотъемлемых компонентов культуры межличностного взаимодействия и общения. | Устный журнал | |
17 | Ученик – нравственная личность | Что такое дружба? | 1.Формирование понятия дружбы, познакомиться с правилами дружбы, научить детей ценить дружбу, друзей; 2Воспитывать доброжелательность, стремление понимать друг, друга, учить разделять радости и печали. | Круглый стол | |
18 | Ученик – нравственная личность | «Умей владеть собой» | 1.Научить учащихся избегать ненужных эмоций; 2.Прививать ценные качества культуры поведения и общения. 3.Формирование качеств личности, необходимых в ходе межличностного общения. | Беседа | |
Февраль | |||||
19 | Я и моя семья | «Я помощник в своей семье» | 1. Формирование представления об посильной помощи в семье; 2.Обучение основам доброжелательного, вежливого общения с родными. | Беседа с элементами игры. | |
20 | Ученик – патриот и гражданин России | «Наша армия; долг и честь службы». | 1.Воспитывать гражданское самосознание. 2. Развивать умение выбирать положительные жизненные ориентиры для подражания. | Видеопрезентация, беседа | |
21 | Ученик – нравственная личность | «Мы вместе». | 1.Обучение анализу своей деятельности и класса в целом. 2.Развитие навыка самооценки, выработка мотивов правильных действий; 3.коррекция личностной сферы детей. | Классное собрание за 2 триместр. | |
22 | Ученик – здоровая личность | «Эмоции и чувства – наши друзья и враги» | 1.Развивать способность понимать и различать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других. 2. Развитие навыков адекватного поведения в эмоциональных и стрессовых ситуациях. 3. Воспитание культуры поведения и общения в коллективе. | Занятие - тренинг | |
Март | |||||
23 | Ученик – нравственная личность | «Мини – мисс Весна» | 1.Воспитание дружеских взаимоотношений в классе, умение сотрудничать. 2. Развитие коммуникативных качеств. | Конкурсная программа, чаепитие. | |
24 | Ученик – патриот и гражданин России | «Все профессии нужны, Все профессии важны» | 1.Познакомить с профессиями, расширить знания о профессиях, показывая значимость каждой для общества. 2.Создать у школьников многообразие впечатлений о мире профессий; расширять и создавать условия для формирования коммуникативных навыков; 3.Развитие внимания, памяти, устной речи через использование наглядности (ИКТ), игрового материала, элементов занимательности. | Беседа. | |
25 | Я и моя семья | Кем работают мои родители? | 1.Расширить представления о мире профессий, познакомить с профессиями родителей; 2.Воспитывать осознанное отношение к необходимости труда в жизни человека, уважительное отношение к труду. | Беседа | |
26 | Ученик – нравственная личность | Акция «Весенняя неделя добра» Десант чистоты и порядка. | 1.Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к учебникам и другим школьным принадлежностям; 2.Развивать координацию движений, мелкую моторику. | Совместная практическая деятельность. | |
Апрель | |||||
27 | Ученик – здоровая личность | «Огонь – друг и враг человека». | 1.Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем; познакомить детей с правилами пожарной безопасности; 2.Учить соблюдать правила пожарной безопасности; учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения; 3.Давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы. | Устный журнал. Инструктаж. | |
28 | Ученик – здоровая личность | «Нет пожарам» | 1.Ознакомить учащихся с правилами пожарной безопасности, правилами поведения при пожаре; 2.Воспитывать уважение к людям, предотвращающим пожар. | Викторина Инструктаж. | |
29 | Ученик – патриот и гражданин России | Экология нашего города. | 1. Познакомить с правилами экологического поведения в городе, в природе; 2.Воспитание бережного, осознанного отношения к окружающей среде. | Устный журнал | |
30 | Я и моя семья | Мама, папа, я – дружная семья. | 1.Воспитание чуткого, отзывчивого, доброго отношения к маме, бабушке; 2.Привитие потребности в вежливом отношения членов семьи. | Конкурс – соревнование. | |
май | |||||
31 | Ученик – патриот и гражданин России | «Никто не забыт, ничто не забыто». | 1.Развивать гражданское самосознание, чувство гордости за свою страну, свой народ. | Видеопрезентация, беседа | |
32 | Ученик – нравственная личность | «Моя страна «Детство» | 1.Формирование позитивной жизненной позиции на основе положительного эмоционального развития личности; 2.Формирование умение конструктивного общения; в ходе коллективной работы. | Коллективный рисунок, коллаж | |
33 | Ученик – здоровая личность | Правила поведения во время летнего отдыха. | 1.Закрепление знаний и умений по безопасному поведению на воде, в лесу, на дороге. 2. Воспитание стремления соблюдать правила безопасного поведения. | Беседа, инструктаж | |
34 | Ученик – нравственная личность | До свидания, начальная школа! | 1.Обучение анализу своей деятельности и класса. 2.Подведение итогов | Классное собрание по итогам учебного года, чаепитие |