Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





СЕМИНАР: Я исследователь. Детское экспериментирование как основа познавательного развития детей дошкольного возраста

Автор: Плетенская Лидия Николаена, Воспитатель
Сахалинская область г. Северо-Курильск

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, совершенствование педагогического мастерства.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНКА» г. СЕВЕРО-КУРИЛЬСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБДОУ - ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНКА»)

Тел.(42453) 2-12-28, 2-19-86, факс (42453) 2-12-28, severanka1979@mail.ru;http://severanka.shl.prosadiki.ru/

СЕМИНАР:«Я исследователь. Детское экспериментирование как основа

познавательного развития детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Л. Н. Плетенская

г. Северо-Курильск, 2017 г.

Самое лучшее открытие –

то, которое ребёнок сделает сам.

Ральф У. Эмерсон

Самое лучшее – всё проверять

экспериментальным путём:

тогда, действительно,

можно приобрести знания,

а не строить догадки

и делать умозаключения…

Марк Твен

Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, совершенствование педагогического мастерства.

Ход семинара:

Теоретическая часть:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Детское экспериментирование как основа познавательного развития детей дошкольного возраста»

ФГОС ДО сосредоточен на решение ряда задач. Одной из них является «создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют понятие «детское экспериментирование».

Ребёнок уже рождается исследователем. Любопытство, жажда новых впечатлений, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые знания о мире присуще каждому ребёнку. Первоначально экспериментирование появляется спонтанно и связано с собственной активностью ребёнка. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наравне с игровым видом деятельности является одним из основных и естественных проявлений психики ребёнка, а поисковая активность заложена генетически.

Задача взрослых – создать условия для реализации этой активности. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. В ходе опытной деятельности дошкольник учится замечать, думать, сопоставлять, отвечать на вопросы, делать выводы, определять причинно-следственные связи.За использование такого метода обучения выступали педагоги Я. А. Коменский, И. Г., К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, особенности опытно-экспериментальной деятельности были изучены Д. Б. Годовиковой, О. В. Дыбиной, А. И. Савенковым, М. И. Лисиной, С. Л. Новосёловой, А. Н. Поддьяковым, Л. С. Выготским и др.

Что же такое детское экспериментирование?

Н. Ф. Добрынин полагает, что это процесс, связанный с избирательной направленностью внимания человека. По мнению И. Ф. Харламова, экспериментирование – это побуждение к деятельности. Л. А. Гордон отмечал, что познавательно-исследовательская деятельность – единство эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека.

По мнению Т. И. Гризик, Т. И. Ерофеевой, экспериментирование – это форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними.

Итак, определений достаточно много, но общее, что можно выделить: экспериментирование – это деятельность, направленная на развитие эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов.

Большую работу по разработке теоретических основ детского экспериментирования в дошкольных учреждениях провёл Н. Н. Поддъяков.

Н. Н. Поддъяков – доктор психологических наук, профессор, академик РАЕН, академик Российской академии образования, Академии творческой педагогики, с 1981 – 1992 года директор Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, опубликовал более 150 работ, исследовал основные закономерности становления и развития важнейшей детской деятельности – детского экспериментирования.

В 90-е годы Н. Н. Поддъяков обобщил свой педагогический опыт исследовательской работы в системы дошкольного образования и пришёл к выводу, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. По мнению Н. Н. Поддъякова, формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный комплексный процесс, которым ребёнок может овладеть, опираясь на врождённую любознательность, эмоциональную чуткость, подражательность.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан детально применительно к дошкольного учреждения. Для этого в большинстве случаев даже не требуется какое-либо особенное оборудование. Изучению могут подвергаться объекты живой и неживой природы.

Экспериментальная деятельность характеризуется направленностью на приобретение новых знаний о каком-либо предмете или объекте или получение нового предмета и ориентируется, прежде всего, на познание окружающего мира. И чем многообразнее и насыщеннее поисковая деятельность, тем больше новой информации приобретает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 Вот что пишет Пенелопа Лич, психолог, автор книги: «О развитии детей до 5 лет»: «Если вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и играми, о развитии своего мышления он позаботиться сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента, т. е. себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной лаборатории независимость».

Познание мира – реальная основа для развития исследовательских умений дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Знания, полученные дошкольником в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее тех сведений о мире, что получены им от взрослого без учёта собственного опыта.

Но при этом мы, взрослые, сами зачастую создаём ситуации, препятствующие развитию познавательно-исследовательской деятельности детей:

Условия, при которых все действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, тогда всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в глазах ребенка, воспринимается им как бессмысленная и ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.

Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и безо всяких усилий с его стороны, если родители и воспитатели ограничивают его от малейшего проявления самостоятельности, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы – потребность в поисковой активности также не развивается, угасает.

Особое внимание следует уделить самостоятельной деятельности ребенка. В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

физический: ребенок учится управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: ребенок знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: ребенок запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный: ребенок тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

лингвистический: ребенок занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

личностный: ребенок узнает свои личные возможности;

волевой: ребенок запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: ребенок моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Роль воспитателя в экспериментировании. Роль воспитателя в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Воспитатель в процессе совместной деятельности должен стимулировать любознательность детей, чтобы они задавали как можно больше вопросов, устанавливали причинно-следственные связи, пытались самостоятельно придумать объяснение явлениям окружающего мира.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку). При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов. В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предположения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности, требующих от детей развернутого ответа.

Структура эксперимента:

1.Постановка проблема;

2. Поиск путей решения проблемы;

3. Проверка гипотез, предложенных детьми;

4. Обсуждение увиденных (полученных) результатов;

5. Формулировка выводов +самостоятельные исследования.

Когда можно организовывать детское экспериментирование?

Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти) возникают в повседневной жизни ребёнка постоянно. Экспериментирование может осуществляться во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание, подготовка к праздникам и т.д. А педагог принимает непосредственно участие в создании условий для развития познавательной активности. Помимо этого и предметно-развивающая среда должна быть насыщенной и предоставлять возможность для активного исследования и решения задач (Приложение 2).

В нашем детском саду тоже оборудованы уголки экспериментирования в группах, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Как оформить уголок экспериментирования в детском саду?

Вопрос непраздный, поскольку уголок должен быть оформлен в соответствии с правилами безопасности и, в то же время, вызывать интерес у детей (Приложение 3). Итак, постарайтесь в своем уголке выделите место для:

Постоянной выставки, где размещают мини-музей, в котором могут находиться различные коллекции раковин, камней, кристаллов, перьев и т.п.). Можно добавить поделки детей;

Приборы-помощники: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: различные гайки, скрепки, болтики, гвозди. Красящие вещества, например, гуашь, акварель, пищевые красители.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ёмкости, резиновые груши и другие материалы, баночки, веревки, воронки, пластиковые бутылки.

Место для хранения природного и «бросового» материалов (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).

Схемы. Подготовьте памятки для ребят, чтобы они знали, с чем имеют дело (например, "Вода" о свойствах воды, "Воздух" и т.д.). Памятки должны быть красочными и понятными малышам.

Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Место для проведения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, так чтобы за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.

Для поддержания интереса к экспериментальной деятельности ряд проблемных ситуаций можно сформулировать от имени сказочного героя.

Так, к примеру, в лаборатории может жить Мудрая Фея, и от ее имени предлагаются задания. Например, это может быть конверт с семенами перца, редиса и т.д. с заданием: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?

При этом обращаем ваше внимание, что работа с мелкими предметами, а также некоторыми материалами или проборами проходит только под контролем взрослого, не всё находится в свободном доступе для детей.

Практическая часть:

ИГРА «УСТАМИ МЛАДЕНЦА» (объяснялки от детей)

1. Это место, где стоит много всяких баночек, в них что-то бурлит. Они бывают стеклянные, их легко разбить, поэтому надо быть очень внимательными. А ещё там по-разному пахнет, иногда даже разрывается и лопается. Там очень увлекательно работать, и я бы хотел в этом месте работать. Люди там работают в белых халатах и всё мешают. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это действие производят, когда собираются что-то узнать и намеренно устраивают, а потом смотрят, что же из этого выйдет. Если всё удалось, то сообщают что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют, добавляют, наливают и опять наблюдают, и так пока не получится. Мне интересно это делать, это увлекательно, только не всегда разрешают. Это когда изобретают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Это когда в звезды смотрят и вообще всё, что шевелится. В него нужно смотреть влево. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. (МИКРОСКОП).

4. В ней хранят гвозди и ещё много чего. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)

5. Он всех учит или учиняет. А еще он очень умный. Работа у него тяжелая, потому что нужно все время сидеть. Так дяденьку называют (УЧЁНЫЙ).

6. Он бывает розовый, а вообще разный, его одевают, когда холодно, одевают на своё тело (ХАЛАТ).

ЛУПА это когда всё близко.

7. ИНТУИЦИЯ – у кого она есть, тот подходит к двери, и сразу чувствует, что за ней его поджидают, поэтому сразу открывает дверь и бежит, а может и не бежит. Это когда мы что-то чувствуем, а потом оно происходит.

8. Что-то новое, неожиданное, когда ты увидел и говоришь: «Ах!» (ОТКРЫТИЕ).

Заключение:

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного возраста, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. А завершить наш семинар хотелось словами В.А. Сухомлинского: «Умейте раскрыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но раскрыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

Список использованной литературы:

Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4-7 лет. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г. – 77 с.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 130 с.

Зубкова Н. М. Вечный двигатель и вечный прыгатель: опыты и эксперименты на СЕБЕ для детей от 3-х лет и старше, СП: Речь, 2011 г. – 61 с.

Киреева М. М. Экспериментируем вместе!/Детский сад от А до Я. – №1(67). – 2014 г. – с. 84-92. – Об организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Примеры реализации детских исследовательских проектов.

Мамаева О. В. Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через эксперименты с физическими явлениями//Дошкольная педагогика. - №3. – 2014 г. – с. 20-22

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет/авт-сост. Е. А. Марынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333 с.

Вебинар «Развитие детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»/Издательство ООО «Учитель».

Вебинар «Инновационный образовательный проект в условиях реализации ФГОС. / ООО Издательство «Учитель».

«Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО» /ООО Издательство «Учитель».

«Экспериментальная площадка в ДОО» /ООО Издательство «Учитель».

Приложение 1

ПАМЯТКА

«КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ»

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты - с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т.д. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.Выбор за вами!

Приложение 2

ПАМЯТКА

«ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПО ВОЗРАСТАМ»

задачи

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1

Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

* развитие у детей представлений о химических свойствах веществ

-

растворение различных веществ (мыло, мыльные пузыри)

выделение веществ из неоднородной смеси путем фильтрования; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияние на свойства бумаги (чернила)

* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях

группирование по весу (легкий, тяжелый)

магнетизм, трение, замерзание и таяние воды, теплота, звука

испарение, отражение и преломление света, электричество, сила тяготения, инерция

*развитие представлений о свойствах

воды, песка, глины, воздуха, камня

*развитие элементарных математических представлений

-

-

о мерке – как способа измерения объема массы

*познакомить с одним из рельефов планеты: кратер, горы

-

-

развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях (образование метеоритного кратера)

2

Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

-

увеличительное стекло (лупа)

увеличительное стекло, микроскоп

3

Развитие у детей умственных способностей

*развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение

*формирование способов познания путем сенсорного анализа

4

Социально-личностное развитие каждого ребенка

*развитие коммуникабельности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Приложение 3

Содержание уголков экспериментальной деятельности

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для младшего возраста;- тематические альбомы;- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки/

- Песок, глина;- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - непещевые (гуашь, акварельные краски).Простейшие приборы и приспособления:- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.-  персонажи, наделанные определенными чертами("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для среднего возраста;- тематические альбомы;- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, - Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

- Песок, глина;- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - непещевые (гуашь, акварельные краски).- семена бобов, фасоли, гороха- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)Простейшие приборы и приспособления:- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  среднего возраста.-  персонажи, наделанные определенными чертами("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

-  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;- серии картин с изображением природных сообществ;- книги познавательного характера, атласы;- тематические альбомы;- коллекции - мини-музей (тематика различна, например"Часы бывают разные:",  "Изделия из камня".

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина" ;- природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.- сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"-  персонажи, наделанные определенными чертами("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.