Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Автор: Юдникова Кристина Валерьевна , воспитатель
Свердловская обл., гор. Нижний Тагил

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Педагогический проект

Тема: подвижные игры как средство развития двигательной активности в младшем дошкольном возрасте

Разработчик:

Юдникова Кристина Валерьевна Воспитатель МБДОУ ДС «Родничок» с/п д/с №183

Нижний Тагил

1.1 Особенности развития двигательной активности детей в младшем дошкольном возрасте

Движение есть естественная потребность организма человека. Оно формирует структуру и функции человеческого организма, стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении. Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе.

Под двигательной активностью так же понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности. Двигательная активность человека проявляется в функционировании опорно-двигательного аппарата в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, плавания, игровой деятельности и т.п. [17].

Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А. Аршавский, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма). А. Аршавский придавал особое значение двигательной деятельности как ведущему фактору развития. Подвергнув критике «энергетическое правило поверхности», И.А. Аршавский сформулировал представление об «энергетическом правиле скелетных мышц», в соответствии с которым интенсивность жизнедеятельности организма даже на уровне отдельных тканей и органов определяется особенностями функционирования скелетных мышц, обеспечивающих на каждом этапе развития особенности взаимодействия организма и среды.

Однако надо иметь в виду, что в процессе онтогенеза возрастает активное отношение ребенка к средовым факторам, усиливается роль высших отделов ЦНС в обеспечении адаптивных реакций на внешнесредовые факторы, в том числе и тех реакций, которые реализуются путем двигательной активности [16, c 2].

В дошкольном возрасте двигательную активность можно условно разделить на три составные части:

- активность в процессе физического воспитания;

- физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

- спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой.

Выделяют три уровня двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста:

- Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.

- Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности.

- Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость.

Для детей первого младшего школьного возраста (до 5 лет) роль двигательной активности остается по-прежнему высокой. К этому возрасту заканчивается формирование головного мозга, а так как двигательная активность во многом определяет этот процесс, то роль физической культуры для детей возраста первого детства становится особенно заметной [16, с.3].

Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Индивидуальные двигательные особенности выявляются в процессе наблюдения за ребенком в течение длительного времени с фиксацией в дневнике тех видов движений, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием. Л.М. Лазарев выделяет следующие двигательные типы ребенка:

- Взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;

- Циклический. Дети циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции);

- Пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;

- Силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.

В настоящее время общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности. Оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника [15].

В соответствии с ФГОС ДО, физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни [18, п.2.6]. Правильная организация двигательной активности детей в детском саду обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Ученые в области физического развития выделяют следующие задачи физического воспитания применительно к дошкольному возрасту:

- формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;

- природосообразное и индивидуально-приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития физических качеств ребенка, его двигательных умений и навыков;

- общее физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры;

- актуализация знаний на уровне начальных навыков проведения самостоятельных занятий.

В младшем дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей: чувства равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.

В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательной активности служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы, а также подвижные игры.

1.2 Характеристика подвижных игр как средства развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка младшего дошкольного возраста, поэтому игра является средством как воспитания, так и развития.

Средства развития двигательной активности- это совокупность методов, направленных на развитие и усовершенствование двигательных навыков и основных видов движений у детей. Одним из таких средств являются подвижные игры. В подвижной игре у детей происходит развитие основных видов движений и удовлетворение двигательной активности.

Педагогам необходимо особое внимание уделять развитию двигательной активности. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности младшего дошкольника, в том числе и игры. Низкий уровень двигательных умений и однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника [2, с. 100].

Целевые ориентиры в дошкольном возрасте включают в себя развитие крупной и мелкой моторики; ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, моет контролировать свои движения и управлять ими [18, п. 4.6].

Велико значение двигательной активности в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Во время игр у ребят формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.). В младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Ярко выраженная роль движений проявляется как раз в подвижной игре. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, которые мотивируются ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

- Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

- Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

- Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта [6, с.7].

В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (бабки, кегли, кольцеброс, серсо и т. п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Характеристика подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста по Тимофеевой Е.А.

1) Сюжетные- строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

2) Бессюжетные- игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

3) Игровые упражнения- представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.). В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение движений. Особенности физического и психического развития младших дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности, сюжетности заданий.

4) Игры-забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.).

Свою активность дети младшего школьного возраста проявляют в многократно повторяющихся движениях: перебегают с одного места на другое, перенося игрушки или какие-либо предметы, влезают и слезают с невысоких скамеек, диванчиков, ходят и бегают, возят автомобили, каталки, вертушки, бросают и катают мячи, догоняют их и т. д. Самостоятельная двигательная деятельность является важным условием общего развития ребенка, поэтому воспитатель младших групп должен позаботиться о том, чтобы как на площадке, так и в помещении было много свободного места, достаточное количество игрушек, стимулирующих движение детей, пособий, необходимых для развития движений [8, с. 11-12].

Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются [3, с. 85].

В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательной активности служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы, а также подвижные игры.

2.1 Пояснительная записка

Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Современные дети малоподвижны как дома, так и в детском саду. Недостаток движений может сказываться на работе организма в целом. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах [6, с.10-11].

Данный проект представляет собой комплекс подвижных игр для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. В процессе игры у детей развивается и совершенствуется моторики, в игре они осваивают основные виды движений и тд. Игры расписаны с постепенным усложнением движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

2.2 Содержание основной части проекта

Каждая игра имеет свою игровую задачу и именно ею воспитателю необходимо увлечь ребят. Вместо слов «А сейчас мы беем играть в …» можно «нарисовать» перед детьми яркую картину предстоящего действия. В конце игры надо не забыть похвалить смелость, ловкость, быстроту и точность движений каждого ребенка. Таким образом, детское самоощущение проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь», «Я попробую, вдруг получится», «У меня получилось! Я хочу попробовать еще раз» и др.

Игра 1. Пузырь.

Целью данной игры является научить детей становиться в круг, осознавать большой и маленький круг, согласовывать слова со своими движениями.

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и формируют круг, становясь близко друг к другу. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

И не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг. Вот какой большой пузырь, Хлоп и лопнул.

Рекомендации: перед проведением игры, детям можно дать поиграть с настоящими мыльными пузырями, играть в игру нужно начинают с небольшим числом детей, самыми активными, далее включаются все дети группы.

Игра 2. Водяной.

Цель игры: развитие ориентации в пространстве, развитие тактильных чувств, развитие способности действовать с закрытыми глазами.

Из всех детей выбирается один, водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Дедушка Водяной,

Что сидишь под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.

Рекомендации: водящим лучше всего взять ребенка, который является наиболее активным и смелым.

Игра 3. Мой веселый звонкий мяч

Цель игры: Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:

Мой

Веселый

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Красный,

Желтый,

Голубой,

Не угнаться

За тобой! (С. Маршак)

Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: "Сейчас догоню!" Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их. Прыгаем как мячики

Рекомендации: При повторении игры воспитатель вызывает других детей и в большем количестве. Последний раз можно предложить быть мячиками всем детям одновременно. Воспитатель должен производить движения и произносить текст в быстром темпе, соответствующем прыжкам детей, прыжки же довольно часты.

Если дети не могут воспроизвести движения мяча, им еще раз надо показать, как прыгает мяч.

Игра 4. Черепаха-путешественница

Цель игры: развитие координации движений, умения ориентировать в пространстве, развитие быстроты и выносливости.

Черепаха – медлительное животное. Попробуйте двигаться быстро, если у вас на спине настоящий дом-панцирь. И все же черепаха преодолевает большие расстояния, путешествуя по пустыне. Для этой игры каждой команде понадобиться таз. Первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом свой панцирь. Поскольку таз ничем не закреплен, то ребенок поневоле должен двигаться осторожно, а, следовательно, медленно, как черепаха. Иначе есть риск остаться без панциря, а для черепахи это равносильно гибели. Когда игрок доползет до старта, с него снимают черепаший панцирь и устанавливают его на спине другого участника.

Рекомендации: помогать тем, кто нуждается в помощи, поддерживая панцирь, необходимо дать возможность каждому ребенку попробовать себя в роли черепахи и предоставить ему столько времени, сколько нужно.

Игра 5. Зайка беленький сидит

Цель игры: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.

Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.

Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте).

Кто-то (или мишка) зайку испугал,

Зайка прыг... и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку - и дети убегают на свои места.

Рекомендации: Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать зайчики. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

Игра 6. Городки

Цель игры: развитие мелкой и крупной моторики, умение владеть мячом, развитие умения играть в команде.

Принцип игры аналогичен боулингу. На расстоянии 8-10 метров от стартовой линии устанавливаются вплотную кегли, кубики, пластиковые бутылочки с песком в количестве 5 штук. Каждый участник команды получает право на один бросок, после которого мяч переходит к следующему игроку. За каждый сбитый предмет игрок получает 1 очко. Все сбитые мишени устанавливают на прежнее место. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий, т.е. набравшая больше очков.

Рекомендации: можно менять варианты бросания мяча: его можно катить рукой или ногой, бросать обеими руками из-за головы.

Игра 7. Мыши и кот

Цель игры: Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает. Выбегайте, мышки, кот крепко спит!

Рекомендации: Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки - когда кот проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети - мышки - выползают из своих норок. Когда мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за свой стульчик или дугу и спрятаться, присев за ними.

Игра 8. Такси

Цель игры: Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.

Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м), держат его в опущенных руках: один - у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок - водитель такси, второй - пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Рекомендации: Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь - то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. – М.: Пер Сэ, 2008. - 427 с.

3. Бабенкова. – М.: Генезис, 2013. – 268 с.

4. Волков Б. Психология младшего школьника. – М.: Академический Проект, 2005. - 208 с.

5. Ермилова Е.Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 363-365.

6. Жуков М.Н. Подвижные игры. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

7. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 176 с.

8. Кузьмичева Е.В. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста. – М.: Физическая культура, 2008. – 112 с.

9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2001. - 464 с.

10. Мудрова А. Ю. Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. – М.: Мозайка-Синтез, 2011. - 224 с.

11. Силантьева С. В. Подвижные игры на каждый день для укрепления здоровья детей. – Ярославль: Литера, 2012. – 64 с.

12. Ульева Е.А. 100 увлекательных игр для здоровья вашего ребенка. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.

13. Фатеева Л.П. Подвижные игры, эстафеты, и аттракционы для младших школьников. - Ярославль: Академия Развития, 2007. - 127 с.

14. Фопель Быстрые ножки! Игры для маленьких детей от 3 до 99 лет. – М.: Генезис, 2011. – 24 с.

15. Фопель Ловкие ручки! Игры для маленьких детей от 3 до 99 лет. – М.: Генезис , 2012. – 26 с.

16. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) МВС: [http://coollib.com/b/251471/read], 07.04.2016.

17. Гасанова М. Ф. Консультация для воспитателей на тему:" Двигательная активность дошкольников". Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/12/12/konsultatsiya-dlya-vospitateley-na-temudvigatelnaya [Электронный ресурс].

18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ [Электронный ресурс].

19. Постановление министерства образования российской федерации от 16 июня 1989 года № 7/1. Программно-методическое обеспечение дошкольного образования «Концепция дошкольного образования». Режим доступа: http://dovosp.ru/lows/concept/postanovlenie-minobrazovanija-rf-ot-16-ijunja-1989-goda-71-programmno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obrazovanija-kontseptsija-doshkolnogo-vospitanija.html [Электронный ресурс].