Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.
Цель: Развитие ребенка с помощью сенсорного воспитания. Задачи: Образовательные: развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам; формировать у детей зрительные
Посмотреть публикациюСкачать свидетельство о публикации
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.
Мельник И.В.
воспитатель МАДОУ №37
г.Армавир
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет содержание основных программ дошкольных образовательных организаций, которое «...должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: 1) социально-коммуникативное развитие; 2)познавательное развитие; 3) речевое развитие; 4) художественно-эстетическое развитие; 5) физическое развитие». Решение поставленных задач возможно через использование различных способов, средств, методов воспитания и обучения дошкольников. И в первую очередь через сенсорное воспитание ребенка.
Сенсорное воспитание – это процесс развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Оно включает в себя формирование представлений о форме, цвете, величине, пространственном расположении предметов и т.п.
Младший дошкольный возраст является самым благоприятным для накопления ребенком представлений об окружающей его действительности. Для данного возраста характерно наиболее интенсивное развитие процесса восприятия.
Сенсорное воспитание это первооснова умственного развития дошкольника. Малыш сталкивается с различными формами, цветами и другими свойствами предметов, и в первую очередь это игрушки и предметы домашнего быта. Ребенок накапливает свой сенсорный опыт из многообразия окружающей природы – шумы, запахи, палитра красок окружающего его мира. Все это малыш воспринимает в повседневной жизни. Но накопленный чувственный опыт, без целенаправленного воздействия, будет поверхностным, неполноценным. Поэтому последовательное, планомерное ознакомление младших дошкольников с сенсорной культурой это одно из ведущих направлений работы педагога в дошкольном учреждении.
Сенсорное воспитание младших дошкольников предполагает, в первую очередь, развитие у них таких процессов как ощущение, восприятие, формирование представлений об основных свойствах и признаках предметов.
В нашем дошкольном образовательном учреждении решение задач по сенсорному воспитанию осуществляется комплексно и реализуется на специальных занятиях по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим миром, в ходе дидактических игр и упражнений, на занятиях по аппликации, рисованию, лепке, в режимных моментах. Для формирования представлений о цвете, форме, величине в первую очередь привлекаем внимание детей к этим свойствам предметов. С этой целью в ходе совместной деятельности учим детей, например, сравнивать цвет грибочков с цветом поверхности столов в группе, величину и форму фигур-вкладышей с пазами отверстий игровых пособий. Особое внимание при этом обращаем на дидактический материал, его цветовую гамму, яркость и четкость.
В работе с детьми также используем такой прием, как связь того тили иного понятия с реальным предметом, для которого изучаемый признак является характерным. Например, предмет округлой формы - мяч, треугольная призма – крыша домика, желтый предмет – лимон, груша, красный предмет – помидор и т.п.
Умения ребенка воспринимать, анализировать, сравнивать, обобщать предметы не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Все это осуществляется через главный вид деятельности дошкольника – игру. В ходе игры ребенок в младшем дошкольном возрасте активно накапливает впечатления и представления о признаках и свойствах предметов.
В возрасте трех лет у ребенка формируется представление о результате того, что он хочет сделать, и это является основной мотивацией его деятельности. Дошкольник начинает стремиться к достижению определенного результата. Поэтому в данном возрасте нужно использовать игры, игрушки и игровые пособия, которые предполагают наличие образца действий.
Применение нами дидактических игр в сенсорном развитии младших дошкольников помогает более легко сформировать у детей сенсорные эталоны. В ходе проводимых нами игр дети запоминают новый материал, осваивают различные способы деятельности, учатся различать, сравнивать, сопоставлять предметы.
В сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста мы используем такие виды дидактических игр:
- игры на различение величины: «Большие и маленькие», «Все грибочки по местам», «Бусы большие и маленькие» и др. Играя с детьми в такие игры, мы учим их различать, чередовать группировать предметы по величине.
- игры на различение формы: «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки», «Вкладыши» и др. С помощью таких игр учим детей различать и группировать предметы по форме, соотносить фигуры в пазы отверстий игровых пособий.
- игры на различение цвета: «Подбери по цвету», «Разноцветные бусы», «Заплатки для платья», «Волшебные шарики», «Цветочная поляна» и др. Проведение с детьми таких игр помогает научить их соотносить и группировать предметы по цвету.
- игры с предметами: «Веселые матрешки», «Постоим башенку» , «Собери пирамидку» и др. В таких играх перед малышом мы, в первую очередь, ставим умственную задачу. Дети стараются достигнуть желаемого результата – сложить пирамидку, собрать матрешку, бусы и т.п. Основной целью применения нами таких игр является закрепление у детей представлений о качестве предметов.
Работа по сенсорному воспитанию дошкольников в нашем детском саду проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Малышам, хорошо усваивающим материал, задания усложняются, а трудно усваивающим – дается материал в облегченной форме.
Работа по сенсорному воспитанию дошкольников осуществляется нами не только на занятиях, в специально организованных играх, но и включается в повседневную жизнь младших школьников. В течение всего пребывания детей в детском саду, мы всё время обращаем внимание малышей на сенсорные свойства предметов. Например, при наведении порядка в группе все игрушки небольшого размера размещаем вместе с детьми в маленькие коробки, ящички, а большие игрушки размещаем на более просторные места и т. п. В режимных моментах обращаем внимание детей на такие сенсорные свойства как горячее – холодное, легкое – тяжелое, твердое – мягкое.
Работа по сенсорному воспитанию в нашем дошкольном учреждении не ограничивается только работой с детьми. Обязательным условием является тесная взаимосвязь с родителями. В форме консультаций, таких как «Сенсорное развитие детей», «Учим с ребенком цвета», «Домашняя игротека», «Играем дома», родительских собраний, мастер-классов «Давайте поиграем» «Играем с ребенком дома» и др., а также буклетов, памяток, мы рассказываем родителям о работе по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о том, как развивать сенсорные способности, какая работа должна проводиться с ребенком в семье для закрепления навыков. Родителям подробно рассказывается, как и в какие игры играть с детьми, какие игрушки и игровые пособия можно покупать, как сделать дома игровой уголок для ребенка. Совместная и систематическая работа детского сада и семьи дает положительные результаты в развитии сенсорных навыков дошкольников.
Таким образом, в организацию работы по сенсорному воспитанию детей включаются игры и игровые упражнения, направленные на развитие восприятия цвета, формы, величины. Работа по сенсорному воспитанию должна вестись систематически и включаться во все формы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, трудовую деятельность, прогулки. Другими словами сенсорное воспитание должно сопровождать всю образовательную деятельность дошкольников, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей.
