Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





«Организация непосредственно - образовательной деятельности» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по теме «Ах. ярмарка!»

Автор: Павлова Надежда Вениаминовна, воспитатель
город Югорск ХМАО

Цель: приобщение детей к народному творчеству и русскому народному фольклору. Задачи:

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Аттестационное задание № 2.1

«Организация непосредственно - образовательной деятельности»

Выполнила:

Павлова Н.В. Воспитатель

МБОУ «СОШ № 6», г. Югорск

Каким образом педагог может организовать НОД с детьми? Разработайте конспект/технологическую карту НОД.

Пояснительная записка

К.Д.Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и т.п. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание, разносторонне воздействуют на ребёнка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к истокам народного творчества. Великим законом нравственности руководствовались русские люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори красоту, умножай добро и справедливость. Именно этот закон и должен стать главным, основополагающим принципом при решении развивающих, образовательных и воспитательных задач в занятии.

Мною разработан конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Ах, ярмарка!». Это интегрированное занятие развивает у детей интерес к народному творчеству, закрепляет знания детей о русских. Воспитывает у детей уважение и любовь к своей Родине, творчеству народа.

Занятие построено с учетом требований ФГОС ДО. Использованные методы и приемы работы с детьми учитывали возрастные особенности детей и соответствовали поставленной цели: приобщение детей к истокам народного творчества.

Перед занятием проводилась предварительная работа, где мы рассматривали иллюстрации, народные игрушки, знакомила детей с историей возникновения различных игрушек, разучивали потешки, песенки, танцы.

Свою работу строила в тесном сотрудничестве с воспитателем по изодеятельности и музыкальным руководителем (разучивание «Танца с платками», пение песни «Ах, ярмарка!»).

Предварительная работа, согласованность в действиях педагогов, детей способствовали высокой эффективности работы по речевому и познавательному развитию дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной, подгрупповой работы обеспечили максимальную самостоятельность детей, заинтересованность в выполнении заданий.

Считаю, что использование различных методов и приемов, различного оборудования и пособий: народные игрушки, росписи, разучивание песенок, танцев и пр. позволило приобщить детей к истокам русской культуры, расширить представления детей о творчестве русского народа, развивать творческие способности, воспитывать интерес, уважение и любовь к русскому народному творчеству. Подтверждением тому явилась высокая активность детей, неиссякаемый интерес на протяжении всего занятия.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по теме «Ах. ярмарка!»

Цель: приобщение детей к народному творчеству и русскому народному фольклору. Задачи:  Образовательные:

Знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества: песнями, потешками, прибаутками, народными играми;

Продолжать формировать представления детей о русских народных промыслах, различать виды народного декоративно – прикладного искусства и называть знакомые народные игрушки.

Расширять знания детей о русских народных традициях;

Приобщать детей к творческому самовыражению, свободному общению со сверстниками; Развивающие:

Развивать умение работать группами.

Развивать эстетическое восприятие, музыкальные, танцевальные, певческие творческие способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к изучению истории России, уважение и любовь к русскому народному творчеству.

Интеграция образовательных областей:  

Познавательное и речевое развитие – формирование целостной картины мира, развитие речи.

Коммуникативное и социально личностное развитие – практическое овладение нормами речи, развитие речи, формирование словаря, развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстникам и взрослыми.

Художественное эстетическое развитие – развитие музыкально – творческих и артистических способностей.

Виды деятельности: Продуктивная, коммуникативная.

Формы работы: Групповая, подгрупповая, музыкальнаяМетоды и приемы работы:

Словесные методы: чтение стихотворений, потешек, прибауток, пение песен, беседы о народных игрушках и народном творчестве.

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций народных промыслов, игрушек, росписей.

Мотивационный метод: ребята «попадают» на ярмарку.

Игровой метод: приход персонажа Самовар.

Практический метод: роспись силуэтов народных игрушек различными приемами: тычок, роспись т.д.

Рефлексия: ресурсный круг

Пособия и оборудование: Русские народные игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, тверская), матрешка, иллюстрации русских промыслов. Силуэты народных игрушек из бумаги, магнитофон, русский народный костюм Самовара, костюмы скоморохов, панно для работ детей, тычок, ватные палочки, гуашь. Прилавки, платки, птички-свистульки, пироги

Предварительная работа: Рассказать детям об истории возникновения народного промысла. Подбор музыкального репертуара.

Разучивание стихов, танцев («Танец с платками», Песня «Ах, ярмарка», оркестр «Ах, вы сени», рус.нар.мелодия, игры «Пирог», «Самовар», хоровод-танец «Карусель»).

Организация

Время

Педагог и воспитанники

1 Организационный

этап

Входят девочка и мальчик

2 Мотивационно-побудительный этап.

Ребята « попадают» на ярмарку.

Звучит музыка, входят дети в костюмах скоморохов.

2мин

В центр выходят Татьянка и Ванька.

Ванька: Здравствуй, Танька!

Танька: Здравствуй, Ванька!

Ванька: Как живешь?

Танька: Да помаленьку!

Ванька: Что-то ты не весела!

Танька: Как-то нынче стало скучно. Неуютно, нерадушно!

Ванька: В самом деле? Ну и ну!

Танька: Позабыли старину!

Помнишь, как при всем народе,

мы ходили в хороводе,

Как на игрищах рядились,

На вечерках веселились,

А теперяскукота,

Да и публика не та!

То ли ритмы надоели,

То ль проблемы одолели, –

Не умеем отдыхать!

Ванька: Хватит охать-причитать!

Ты, Татьянка, не права

Старина – она жива!

Не вздыхай ты так слезливо,

Это дело поправимо!

Собирайся живо в путь –

Надобно тебя встряхнуть!

Погуляем здорово!

Танька: Скажешь! Где?

Ванька: В Югорске!

Попоем да поиграем,

Хороводы заведем!

Вместе отдохнем.

Танька: Только вот туда дойти –

Ноги все собьешь в пути!

Как добраться, говори!

Ванька: Очень просто! Раз! Два! Три!

Старт! И мы уже на месте!

Все готово – честь по чести!

А ты плакала – далеко,

Тут народу вона скоко!

Всем поклон наш и привет! (Толкает в бок Таньку)

Танька, слышь ты или нет!

Танька: А что за праздник здесь справляют?

Ванька (смотрит на оформление зала): Ярмаркою величают!

Дети входят в зал, становятся полукругом

Тимоня:

-Эй, народ честной,

Подходи, не стой!

Коль карман пустой –

Просто так постой!

Маланья: - Нынче ярмарка –без сомнения!

Начинается представление!

Всех на ярмарку приглашаем

И веселья и покупок

вам желаем!

Тимоня: - «Город мастеров»

Наш праздник называется,

Потому что мастера

Здесь лучшие собираются!

Маланья: -Здравствуйте, Югорчане,

Родные северяне!

Есть у нас для вас товары

Добрые, отличные!

3 этап

Основной.

Подходят к балаганчик

Дети подходят к следующему прилавку. Рассматривают предметы.

Дети здороваются

Дети отвечают.

Дети играют на музыкальных инструментах под музыку народной песни «Калинка»

Появляется самовар под музыку..

Переходят к слудующему прилавку.

Украшают платки, маракасы, ложки, матрёшек хохломской, росписью, гжелью и др.

1 мин

2,5 мин

1,5 мин

2 мин

3 мин

2 мин

2 мин

1 мин

0,5 мин

1 мин

10 мин

Ведущий показывает детям прилавки мастеров

Ведущий: На ярмарке продают свой товар мастера и рукодельницы. Профессия этого мастера – кружевница.

Дети: Большая искусница кружевной сказки;

Ведущий: Художник.

Дети:Его руки умело передают в рисунке красоту природы родного края.

Ведущий: Столяр.

Дети: Мастер по дереву, создает красивую мебель.

Ведущий: Швея.

Дети: Шьет рубашки, сарафаны и другую одежду

Ведущий: Плотник.

Дети: Строит дом.

Ведущий: Повар.

Дети: Печёт вкусные пироги.

Ведущий: Не даром говорится

Дети: Дело мастера боится.

Песня: «Ах, ярмарка»

Ведущий: Весело поплясали, а теперь надо с мастерами познакомиться.

Ребёнок: Эй ремесленный люд,

Наберись терпения!

Скоро для тебя начнут

Дивное представление.

Прилавок мастерицы по вязанию.

Ведущий: Доброго здоровьица, почтенные мастера! Вот мы и пришли к вам на ярмарку на ваш товар посмотреть, себя показать.

Мастерица: И вы будьте здоровы!

Вот товары хороши,

Что угодно для души:

Ленточки в косички,

Носки и рукавички

Узорами украшены,

Сейчас о них расскажем мы.

добры молодцы и молодицы!

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ведущий:Ребята, посмотрите, чего только здесь нет! И тёплые носочки, и варежки, разноцветные коврики. Как вы думаете, какие это вещи?

Дети: Вязанные.

Мастерица: Правильно, мастерам издавна известно узорное вязание. Это ремесло передавалось от матери к дочери.

Посмотрите на платки,

Как они красивы

Разбегаются глаза

От такого дива!

Танец с платками

Тимоня: Широко раскинулась ярмарка,

шумит, волнуется.

Прилавок мастера резьбы и росписи по дереву. Столяр.

Мастер: Эй, ребятишки,

Мальчишки и девчонки!

Что хотите купить?

Игрушечка диво,

Изящна, красива!

Угодно купить…

У нашего Якова –

Товару было всякого

Ведущий:Какой у вас товар интересный, чего только нет, да всё из дерева!

Ребенок:Ай, да птички, сами свищут,

сами покупателей ищут!

Мастер:А скажите, девицы –душечки да добры молодцы, почему игрушечки –то деревянные? Сами догадаетесь али как?

Ведущий: Ребята, из чего у нас сейчас делают игрушки? (дети:из пластмассы, маталла)

Мастер: А почему раньше игрушки были только из дерева?

Мастер: А как из дерева делали игрушки–лепили? (нет)

Вязали? (нет)

Мастер:Резали, вот и ремесло это называется резьба по дереву.

Мастер: Отдам весь товар, если догадаетесь, что лежит в этой коробке. Слушайте загадки!

Это вовсе не игрушка,

Хоть гремит как погремушка

Рифмуется со словом «щетка»

Наша русская (трещетка)

Ну, а это, угадай – ка:

Деревяшка, три струны,

Ну, конечно… (балалайка)

Знать ее вы все должны!

Сама не ем, а людей кормлю

Заиграет гармошка – в руках запляшет… (ложка).

Дети отгадывают, продавец раздает им инструменты.

Ведущий:

Вот какая ярмарка! Веселись, народ!

Ну-ка, кто тут смелый, выходи вперед!

Балалайки и трещотки, расписные ложки

Заиграйте веселее, чтоб плясали ножки!».

Оркестр

Ведущий: Ай, да ребята, молодцы, развеселили публику и товару накупили всякого.

Подходят к прилавку кузнеца

Ведущий: На ярмарке продаёт свой товар и кузнец.

Ребенок: В народе говорят: «Настоящий кузнец –специалист достигший высокого уровня».

Ведущий: Что может изготовить кузнец?

Ответы детей

Мастерство кузнеца проявляется и в таком деле как изготовление самовара.

Звучит музыка. Входит самовар.

Самовар: Здравствуйте ребята. Я – самовар узнали меня? Для русского человека я был и есть нечто большее, чем просто прибор для нагревания воды. Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в любом деле. Без меня не обходилась ни одна крестьянская изба. Недаром говорили в народе: «Печка-матушка, да самовар-батюшка». Хотите со мной сыграть в игру «Самовар»?

Игра «Самовар»

Дети взявшись за руки идут по кругу, самовар в центре круга, танцует, дети поют:

Самовар, самовар,

К потолку пускает пар.

Самовар пыхтит, гудит

Только с виду он сердит!

Самовар: закипаю, закипаю

Чаем (имя) угощаю

Самовар с выбранным ребенком в центре круга танцуют, дети им аплодируют. Затем самовар встает в центр круга, игра повторяется.

Самовар: Весело поиграли мы с вами, благодарствую, но мне пора! До свидания!

Торговец- повар

Повар:Кому пирожки, горячие пирожки!С пылу с жару, гривенник за пару! Продаются калачи -С пылу, с жару из печи.Из пшеницы всех сортов,Не жалейте животов! 

становитесь в две шеренги

Поиграем мы в пирог!

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах лицом друг к другу. Между шеренгами встаёт участник, изображающий «пирог».

Все поют:Какой же он высоконький (поднимают руки вверх),Какой же он широконький (разводят руки в стороны),Какой же он мягонький (гладят себя по животу),Режь его да ешь.

Сразу же после последних слов к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первым коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а проигравший остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Повар: Ну, вот вы и отведали моих пирогов

Ведущий: Благодарим вас за вкусное угощение и идем дальше.

Маланья: Я купила на базаре,

Раздиковинный товар.

Здесь и чашки,

Здесь и плошки,

Здесь и расписные ложки!

Студия художника

Художник: Эй, честные господа,

Все пожалуйте сюда,

Всюду люди торг ведут,

Покупают, продают!

Мастера-то постарались,

Разукрасили посуду. 

А на столике вот здесь,

Очень много разных есть.Ведущий: Сколько мы увидели на ярмарке. А вы хотите украсить товар, стать мастером?

Дети проходят к столам, украшают различные товары. Ведущий подводит итог, выставляет товар на стенд «Русская ярмарка»

4 заключительный этап.

Рефлексия.

3мин.

Ведущий:Постарались все на славу. Но какая же ярмарка без карусели. Занимайте места.

Игра «Карусель»

Дети берутся за ленточки карусели, образуя круг, двигаются по кругу и поют: «Еле-еле-еле-еле завертелись карусели, а потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом». Останавливаются, в центр перед зрителями выходит Ведущий и делится своими впечатлениями, а затем дети говорят о том, что запомнилось, товары чьих мастеров им понравились

31 мин

Использованная литература:

Программа «Радуга»/рук. Е.В.Соловьева – М.: 2014

Скорлупова О.А..Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством – М.:2009.

Истоковедедение.Том 5.- М.: Издательский дом «Истоки», 2014.

Истоковедедение.Том 15.- М.: Издательский дом «Истоки», 2014.

Истоки творчества. Сост.: Л.В.Костина – Т.:1999.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа.- М.: Центр ВЛАДОС, 2003