Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании детей"

Автор: Алфёрова Анастасия Евгеньевна, воспитатель
г.Псков

Определение роли семьи в воспитании детей, выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Конспект родительского собрания

Тема: Роль семьи в воспитании детей.

Цели:

Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения

Определить роль семьи в воспитании детей

Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителям.

Создать условия для активного участия родителей в дискуссии.

Разработка основных правил семейного воспитания

Продолжить систематическое и целенаправленное взаимодействие с родителями на основе доверительных отношений.

Ход собрания:

Вступительная часть

Звучит спокойная, приятная музыка.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.

-Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль  в их воспитании играет семья, о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.

Для начала мы с Вами создадим хорошее настроение и доброжелательную обстановку.

Психологическая разминка «Хорошее настроение»

- У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

- А теперь давайте выясним, что же больше всего влияет на воспитание ребенка. Подумайте и определите в процентном соотношении – Детский сад, СМИ и телевидение, Семья, Улица.

- Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Детский сад - 10%

Улица -10%.

СМИ, телевидение - 30%

Семья - 50%

- Детский сад играет ведущую роль в воспитании ваших детей.

- Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей детей.

- Сухомлинский В.В. писал в своих работах – « Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

Основная часть

- Семья - для ребёнка - это место его рождения, становления.

- То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без Вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров.

- Истинно  воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.

Изучение детских рассказов на тему "Экскурсия по дому".

- Недавно мы предложили детям составить рассказы о своём доме по следующим темам: о своей детской комнате, о своих игрушках, о том, чем дети любят заниматься по вечерам и кто с ними чаще проводит время из старших. Все рассказы были записаны воспитателем. Вы, уважаемые родители, должны внимательно слушать и угадать, у кого мы в гостях.

(Родители с интересом слушают то, что зачитывает им воспитатель, бурно обсуждают услышанное).

- Большое спасибо вам, родители, что вы такие заботливые, внимательные и живёте жизнью своих детей, интересуетесь их проблемами.

Викторина о группе, которую посещает Ваш ребенок.

- Детский сад – это тоже маленькая семья. В ней тоже бывают праздники и веселье, ссоры и конфликты. Дети здесь находят друзей, часто становятся близкими друг другу.

А хорошо ли мы, родители, знаем, чем живет ребенок в группе, с кем общается, дружит? Предлагаю ответить на вопросы о нашей группе.

Как называется наша группа? (Ромашка)

Кто из детей самый старший в группе? (Даня)

Кто в группе самый младший? (Лера)

У кого из девочек самые длинные волосы? (Полина)

По каким дням недели у нас бывает физкультура? (вторник, четверг)

Кто из детей никогда не приходит в детский сад без игрушки? (Никита)

Педагогические ситуации

- Поведение родителей - самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главный профессий мужчины и женщины,  матери и отца является профессия быть родителем. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых Вы можете оказаться. Как правильно поступить?

- Рассмотрим некоторые ситуации и сформулируем с вами основные правила поведения в семье

СИТУАЦИЯ№1:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

Правило 1: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ№2:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание , так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

Правило 2: Уважительного отношения членов семьи друг к другу

СИТУАЦИЯ №3:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

Правило 3: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ№4:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

Правило 4: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

Правило 5: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Игра «Я загадаю, ты отгадай»

- Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог само реализоваться, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей- об этом думают все родители, не зависимо от того  в какой стране мы живём, на каком языке говорим. Каждый из нас, родителей - желает своим детям только самого лучшего.

- Мы много времени проводим  на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу в второпях.

Сейчас я Вам предлагаю послушать своих детей и поиграть в игру, в которую играют Ваши дети в детском саду «Я загадаю, ты отгадай»

Просмотр видеофрагментов из детских «объяснялок»

- Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым- его нужно 7 раз в течении дня погладить по голове, обнять, одобрить, т.е через телесное прикосновение подтвердить :"Я тебя люблю".

И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. - "Это наша счастливая старость; плохое воспитание- это наше будущее горе-это наши слёзы".

Практическое задание родителям «Линии судьбы»

- А сейчас выполним небольшое задание.

- Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Заключительный этап

"Ладошка". - А сейчас давайте поиграем. Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, свою ладошку и представьте, что это ваша семья. Каждый палец на этой ладошке - член вашей семьи. Ваша задача - подписать каждый палец и поставить номер в том порядке, в котором вы рисовали членов вашей семьи (родители рисуют).- Расскажите, как вы расположили членов вашей семьи и почему? (Высказывания родителей.) Интерпретация рисунков «Ладошка». Данная методика позволяет выявить самого авторитетного, доминантного члена семьи, выявить эмоционально тесные связи между членами семьи, выявляет наиболее отдаленного члена в семье. Позволяет проанализировать свою самооценку (адекватная, завышенная, заниженная).А теперь сравните свои рисунки с рисунками ваших детей (раздаются рисунки детей; сравнение взрослых и детских рисунков «Ладошка»; совместный анализ по желанию родителей). У некоторых из вас рисунки по расположению членов семьи совпадают, а у кого-то совершенно не похожи. Это значит, что видение семьи Ваше и вашего ребенка требует некоторой переоценки. Все рисунки детей дают нам информацию о том, что происходит в семье так или не так, как хотелось бы ребенку. Возможно - это ключ к решению вопросов, на которые вы не могли найти ответы. (В целом обсуждаются следующие параметры: эмоциональная связь семьи, самооценка, значимые/незначимые члены семьи, доминантный/ менее эмоциональный член семьи, дополняющие элементы (животные, растения, явления природы и т. д.), добавление новых членов семьи, если «забыл» нарисовать какого-либо члена семьи.)

Детский сад, а конкретно группа невольно становиться частью жизни ребенка. Это тоже семья. В заключении предлагаю посмотреть «фильм» о нашей жизни в «садовской семье».

- А закончить нашу встречу хотелось бы стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.

"Ребёнок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтобы не каяться потом."     

    Себастьян. Брант.