Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народа Саха в процессе обучения сюжетному рисованию

Автор: Иванова Зинаида Вячеславовна , воспитатель
Республика Саха (Якутия)

Развитие изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, через региональный компонент

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народа Саха в процессе обучения сюжетному рисованию.

Всего разработано 5 циклов такие как: «Времена года», «Труд взрослых», «В гостях у сказки», «Земля Олонхо», «Ысыах», включающие 31 занятие. Содержание занятий отражает мир, окружающий ребенка с самого раннего детства, национальную культуру, традиции своего народа. На занятиях были поставлены следующие задачи:

1. Вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

2. Познакомить детей с различными средствами выразительности (цвет, композиция, движение, линия);

3. Подвести к пониманию такого средства выразительности сюжетного рисования, как композиционные отношения;

4. Учить детей передавать выразительные образы;

5. Закрепить технические навыки и умения.

Самая главная задача - это развитие изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, через региональный компонент.

Циклы занятий по обучению сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста

Название занятия

Предварительная работа

Материал

Задачи занятия

Цикл №1:«Времена года» - «Дьыл кэмнэрэ»

1

2-3

4-5

6-7

8-9

«Осеннее дерево» -

«Куhунну мас»

(предметное рисование)

«Золотая осень» -

«Куьун барахсан»

(сюжетное рисование)

«Зимний лес» -

«Кыьынны тыа»

(сюжетное рисование)

«Новый Год»

-

«Сана дьыл

бырааьынньыга»

(сюжетное рисование)

«Лето»

-

«Сайын»

(сюжетное рисование)

Экскурсия в лес, рассматривание дерева, оформление гербариев, обследование лепестков деревьев.

Выучить стихотворение про осень. Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Выучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, наблюдение.

Беседа о предстоящем празднике, рассматривание картинок и открыток, выучивание песен и стихотворений.

Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схематическое изображение человека с помощью счетных палочек, карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкладывание фигурок из счетных палочек, веточек, карандашей.

Гуашь, акварель альбомные листы, графитные карандаши, палитра, кисточки, вода, поставки для кисточек, ластик, тканевые салфеточки.

Запись музыки П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года», репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», И.Грабаря «Рябина», И.Остроухова «Золотая осень» и др.

Гуашь, альбомные листы, графитные карандаши, кисточки, палитра, подставки для кисточек, вода, тканевые салфеточки, ластик.

Запись П.И.Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года», запись музыки А.Вивальди «Зима» (Концерт №4 «Времена года», репродукции картин И.Шишкина «Зима» и др.; бумага А3, пастель, гуашь с белилами, палитра, акварель, кисточки.

Альбомные листы, графитные карандаши, акварельные краски, кисти, подставки для кисточек, вода, тканевые салфетки.

Альбомные листы, простые графитные, цветные карандаши, восковые мелки.

Учить изображать осеннее дерево, передавая его строение. Учить выделять главное в изображении, правильно использовать цвета. Развивать творческое мышление, фантазию. Воспитьвать интерес к занятию, аккуратность в работе.

Учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм), передают образ осени. Формировать умение

передавать образ осеннего леса, передавая многоплановость изображения (деревья расположенные близко, дальше, на линии горизонта).

Развивать фантазию, чувства цвета, композиционные умения. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Уточнить и обобщить знания о зиме; учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм), передают образ зимы. Упражнять в построении композиции из зимних деревьев, передавая многоплановость изображения. Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к природе.

Учить рисовать людей в движении, строить композицию. Совершенствовать умение изображать объекты в сюжетной композиции. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к занятию.

Учить рисовать простые сюжеты с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами. Развивать чувства ритма и композиции. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о лете.

Цикл №2:«Труд взрослых» - «Улахан дьон улэтэ»

10

11-12

13-14

15-16

«Мой воспитатель»

-

«Мин баспытааталым »

(портрет)

«Хорошо у нас в саду!»

-

«Учугэйиэн детсаппар!»

(сюжетное рисование)

«Подледный лов» -

«Мунха»

(сюжетное рисование)

«Когда я стану взрослым» - «Улаатарым буоллар мин»

(сюжетное рисование)

Дидактическая игра «Части тела»

Рассматривание картинок, беседа, наблюдение на прогулке.

Проведение беседы, рассматривание картины А.Осипова «Мунха».

Прочитать стих-е П. Тобурокова; проведение беседы.

Альбомные листы, цветные карандаши, картинки,

тканевые салфетки.

Альбомные листы, графитные карандаши, акварельные краски, кисти, подставки для кисточек, вода,

тканевые салфетки.

Альбомные листы, графитные карандаши, акварельные краски, кисти, подставка для кисточек, вода,

тканевые салфетки.

Альбомные листы, графитные карандаши, акварельные краски, кисти, подставки для кисточек, вода,

тканевые салфетки.

Учить рисовать портрет человека в полный рост, правильно передавая части лица и тела. Развивать мышление, а также мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к занятию.

Упражнять в рисовании человека в движении, передавая пропорциональные соотношения. Развивать творческое воображение. Воспитывать чувство коллективизма.

Учить рисовать сюжет, отражающий труд людей в природе – традиционный промысел якутов - мунха. Упражнять в передаче движения людей, правильно использовать цвета. Развивать творческое воображение, композиционные умения. Воспитывать интерес к национальной культуре, охоте.

Упражнять в замысливании и рисовании сюжета, в умении строить композицию. Развивать творческое воображение и фантазию. Воспитывать интерес к учебе, занятию.

Цикл №3:«В гостях у сказки» - «Остуоруйа5а ыалдьыттааьын»

17-18

19-20

«Таас хайа»

(сюжетное рисование)

«Старушка

Таал-Таал»

«Таал-таал эмээхсин»

(сюжетное рисование)

Беседа, схематичное изображение горы с помощью счетных палочек и карандашей.

Чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра: «Настроение» (схема изобр. эмоций)

Альбомные листы, цветные карандаши, картины Афанасия Осипова.

Альбомные листы, графитные карандаши, акварельные краски, кисти, подставка для кисточек, вода,

тканевые салфетки.

Учить с помощью красок выделять главное в изображении. Учить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов близких-внизу, удаленных-вверху; развивать мелкую моторику рук, воспитывать самостоятельность, внимательность, вежливость.

Учить изменению формы предметов в связи с их действием в сюжете - изображать образ человека в действии, динамике. Упражнять в передаче на листе широких пространств земли и неба, расположении предметов близких-внизу, удаленных-вверху; развивать композиционные умения; воспитывать самостоятельность, вежливость.

Цикл №4:«Земля Олонхо»-«Олонхо дойдута»

21

22

23

24-

25

26-27

«Якутский балаган»

-

«Бала5ан»

(предметное рисование)

«Туйаарыма Куо»

(предметное рисование)

«Богатырь Ньургун Боотур Стремительный»-

«Дьулуруйар Ньургун Боотур»

(предметное рисование)

«Якутская лошадь» -

«Дьеьегей

о5ото»

(сюжетное рисование)

« В мире олонхо» - «Олонхо дойдутугар» (Сюжетное рисование

по замыслу)

Беседа, схематичное изображение бала5ана с помощью счетных палочек и карандашей. Обледование макета, экскурсия в музей - бала5ан.

Рассматривание иллюстраций, чтение отрывка из олонхо, описывающего внешний вид Туйаарымы Куо, беседа.

Рассматривание картинок, чтение отрывка из олонхо, беседа.

Беседа о роли лошади в жизни народа Саха, слушание песни, стихов. Показ картины с изображением лошадей

Беседа, рассматривание рисунков детей с изображением персонажей олонхо.

Альбомные листы, графитные карандаши, ластик, цветные карандаши, иллюстрации с изображением бала5ана.

Альбомные листы, графитные карандаши, акварельные краски, кисти, подставки для кисточек, вода,

тканевые салфетки.

Иллюстрации к якутскому героическому эпосу «Нюргун Боотур Стремительный» Э. С. Сивцева; В. С. Карамзина; И. Д. Корякина.

Альбомные листы, графитные карандаши, гуашь, фломастеры, палитра, кисточки, подставки для кисточек, вода, тканевые салфетки. Иллюстрации к якутскому героическому эпосу «Нюргун Боотур Стремительный».

Альбомные листы, графитные карандаши, ластик, цветные карандаши, иллюстрации с изображением якутской лошади в праздничном убранстве.

Альбомные листы, графитные карандаши, гуашь, фломастеры, кисточки, подставки для кисточек, вода, тканевые салфетки.

Познакомить детей со старинным якутским жилищем - бала5аном. Учить рисовать бала5ан, передавая особенности его строения. Развивать изобразительные умения. Воспитывать интерес к занятию, внимательность.

Учить рисовать героя устного народного эпоса Олонхо, передавая характерные особенности, выразительные детали одежды. Развивать изобразительные умения. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Учить рисовать героя устного народного эпоса Олонхо. Строить композицию, правильно передавать цвет и ритм. Развивать творческое воображение и фантазию, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к национальной культуре, олонхо.

Учить рисовать лошадь, передавая характерные особенности внешнего вида. Развивать мелкую моторику. Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.

Способствовать изображению детьми сюжетов олонхо по собственному замыслу, передавая в нем знакомые персонажи. Развивать композиционные умения, воображение и творчество.

Цикл №5:«Ысыах» - «Ыьыах»

28

29

30-31

«Ураса и сэргэ»-

«Ураьа уонна сэргэ»

(предметное рисование)

«Девочка и мальчик в национальной одежде» -

«Сахалыы танастаах о5олор»

(предметное рисование)

«Ысыах» - «ыьыах»

(сюжетное рисование)

Беседа, схематичное изображение урасы и сэргэ с помощью счетных палочек и карандашей. Наблюдение на прогулке.

.

Рассматривание картинок, беседа, обследование предметов национальной одежды.

Проведение беседы, рассматривание иллюстраций.

Альбомные листы, графитные карандаши, ластик, цветные карандаши, иллюстрации.

Альбомные листы, графитные карандаши, акварельные краски, кисти, подставки для кисточек, вода, тканевые салфетки.

Альбомные листы, графитные карандаши, акварельные краски, мелки, фломастеры, кисти, подставки для кисточек, вода, тканевые салфетки.

Познакомить детей с летним жилищем якутов - урасой и коновязью - сэргэ, их строением и назначением. При рисовании учить использовать разные узоры. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к рисованию, традиционной культуре.

Познакомить детей с праздничной национальной одеждой якутов. Учить передавать её в рисунке, изображая характерные детали, цвет, декоративные узоры. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к национальной культуре и к национальной одежде.

Совершенствовать умение изображать объекты в сюжетной композиции, передавая особенности движения, строить композицию; развивать чувства ритма, развивать мышление и творческое воображение. Воспитывать интерес к национальному празднику - ысыах.