Обучение детей дошкольного возраста приёмам запоминания стихотворных текстов
Распространение педагогического опыта
Посмотреть публикациюСкачать свидетельство о публикации
Обучение детей дошкольного возраста приёмам запоминания стихотворных текстов
Елисеева Галина Алексеевна, воспитатель,
Тирановская Елена Владимировна, воспитатель,
МБДОУ № 48 г. Апатиты Мурманская область
Все хорошо знают, какое большое значение для развития ребёнка имеют стихи. Они встречают его на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Знание стихов обогащает словарь ребёнка, расширяет его кругозор, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз. Рифма даёт возможность обрести внутреннюю гармонию, развивает память, формирует культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребёнке эстетические, нравственные и эмоциональные качества. Приобщение детей к поэзии начинается с первых колыбельных песенок, потешек, незатейливых по содержанию («Сорока-ворона», «Огуречик», «Тили-бом…»). Таким литературным миниатюрам присуща чёткость, ритмичность, выразительность. Разучивание с маленькими детьми потешек сопровождается движением. Движение конкретизирует слово, делает его более понятным, а стихотворное слово помогает более чётко и выразительно исполнить движение. Простые движения рук помогают развивать речь, заучивание потешек происходит ненавязчиво.
Для того, чтобы запомнить более объёмное по содержанию стихотворение, ребёнок должен несколько раз его услышать. А запоминание и заучивание происходит после многократного повторения. Подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память, а для быстрого заучивания слуховой памяти недостаточно, и здесь неоценимую помощь оказывают другие виды памяти, например, обонятельная, вкусовая, осязательная, двигательная, зрительная. Не зря народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но не надо забывать о том, что самая сильная память – эмоциональная. При взаимодействии зрительной и эмоциональной памяти стихи с юмором, элементами парадокса и небывальщины запоминаются быстрее, потому что в этот момент задействованы эмоции детей. Например, стихотворение С. Чёрного «Приставалка»:
- Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
-Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
- Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
- Отчего у няни
Волосы в сметане?
- Отчего у птичек
Нет рукавичек?
-Отчего лягушки
Спят без подушки?
-От того, что у моего сыночка
Рот без замочка.
Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание стихотворения – осязаемым, видимым, представляемым.
В нашем огороде
Нет редиски краше,
Как красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Жёлтым солнышком зажглась.
Ну, а разве плох лучок,
В ста одёжках старичок.
При соединении слуховой памяти и зрительной заучивание стихотворения происходит быстрее. Ребёнок видит и «читает» стихотворение по набору картинок. Простота изображения, реалистичность, доступность, а иногда и необычность изображения стихотворения вызывают эмоциональный отклик и развивают у ребёнка интерес к стихотворному произведению. Например, «Ёлка» К. Чуковского:
«Были бы у ёлочки ножки, (ёлка с ножками)
Побежала бы она (изображён бегущий ребёнок)
По дорожке. (изображена лесная дорожка)
Заплясала бы она
Вместе с нами, (изображены танцующие ёлка и дети)
Застучала бы она (изображён стучащий в барабан ребёнок)
Каблучками» (картинка сапог с каблучками)
При заучивании стихотворений необходимо учитывать следующие условия:
- содержание запоминаемого материала (натуральные предметы и картинки запоминаются лучше);
- соединение предметов на картинке в единый сюжет;
- связь запоминаемого материала с личным опытом ребёнка.
Например, стихотворение А. Барто «Я знаю, что надо придумать»:
«Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку
Зелёного цвета,
И сразу зима
Превращается в лето»
Мозг человека хорошо запоминает слова и короткие фразы без специального обучения. Однако объём речевой памяти крайне ограничен. Сознательно запоминать можно только посредством зрительных образов, поскольку управлять ими человек может в воображении. А сам же процесс запоминания (для мозга) – это процесс соединения двух образов. Таким образом, продуктивность запоминания наглядного материала несколько выше, чем словесного.
Из опыта работы известно, что занятия по заучиванию не очень любимы детьми, потому что требуют с их стороны усилия памяти, мыслительных операций. А такое быстрое заучивание стихотворения становится для дошкольника весёлым, интересным, эмоциональным. Ребёнок получает удовольствие от «самостоятельного» прочтения, с удовольствием исполняет стихотворение. Он учится соотносить слова с изображением, которое совершенствует абстрактное мышление. Точно подобранная картинка соответствует стихотворной строчке. Такой способ обеспечивает осмысление стихотворного текста, повышает умственную активность детей, появляется заметное возрастание интереса к поэтическому слову. Введя ребёнка в мир словесного искусства, мы открываем ему этот удивительный мир поэзии, слова, прививаем любовь и тягу к книге. Ребёнок получает удовольствие, радость от встреч с книгой, откликается на меткое слово, звучную рифму, с желанием исполняет стихи.