Проект "Славься Отечество"
Цель: Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с воинской славой, доблестью и подвигом российских воинов. Задачи: - Обобщить и систематизировать представления детей о роли армии в истории России.
Посмотреть публикациюСкачать свидетельство о публикации
МДОУ – детский сад №27 «Матрешка»
Проект «Славься Отечество!»
Автор проекта
воспитатель: Анухина В.В.
г. о. Серпухов
Информационная карта проекта
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 27 «Матрёшка»
Московская область, город Серпухов
Автор проекта: Анухина В.В.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Тип проекта: информационный - практико – ориентированный;
Вид проекта: групповой;
Цель: Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с воинской славой, доблестью и подвигом российских воинов.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать представления детей о роли армии в истории России.
- Продолжать формировать знания о былинных богатырях , о том, что их объединяет с людьми военных профессий живущими в настоящие время.
- Закрепить знания о родах войск в российской армии, о военных специальностях и военной техники в наши дни.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за армию своей страны, вызвать желание быть похожими на солдат служащих в ней.
- Расширить знания детей о Великой Отечественной Войне, ее героях, воспитывать уважение к ветеранам и людям пожилого возраста.
- Подвести к пониманию, что во все времена народ и армия едины, что Россия не хочет войны и стремится к миру во всём мире.
- Упражнять в умении отражать свои впечатления и полученные знания, через все виды продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты:
• Дети испытывают гордость за свою страну, армию, интересуются историей Родины;
• Расширены знания детей о Российской Армии;
• Новые, полученные знания, отражаются в играх, художественном творчестве, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;
• Дети проявляют внимание и уважение к ветеранам , пожилым людям, оказывают посильную помощь;
• Повысилась социальная компетентность дошкольников;
• Повысилась заинтересованность родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
• Родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ и заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.
Актуальность проекта
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше...
Это — сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней». А.Н. Толстой
Исторически так сложилась, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в последнее время все заметнее стало потеря нашим обществом традиционного российского сознания. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В современных семьях вопросы патриотического воспитания, не считаются важными и заслуживающими какого - либо внимания. Да и в течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания. Так день Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Это день постепенно превратился в гендерный, равносильный 8 марта. А ведь чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Поэтому задача педагогов донести это до родителей и вместе с ними, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них чувство гордости за свою страну, мужество войнов, любовь и уважение к армии, развить интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизнь.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Выявление проблемы | Предусматривает непосредственную реализацию проекта и проведение запланированных мероприятий | Анализ работы над проектом |
Постановка цели и задач | Диагностика ЗУН детей | |
Составление календарно – тематического плана | Выводы | |
Создание предметно – развивающей среды | Презентация проекта | |
Подготовка атрибутов к сюжетно – ролевым играм | Итоговое мероприятие: «Славься Россия!!!» | |
Разработка конспектов занятий , тематических бесед | ||
Подбор музыкальных произведений и художественной литературы | ||
Вступительная беседа с родителями и воспитанниками | ||
Вводная беседа с детьми | ||
Разработка диагностических материалов |
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с российской армией положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал, включающий как сведения об историческом прошлом нашей армии, так и ее современном оснащении.
Принцип гуманизации .
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий, для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о российской армии с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй. Содержание материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие по окончанию проекта.
Содержание работы с участниками проекта
Работа с детьми | 1. Беседы по теме проекта; 2. Сюжетно – ролевые, подвижные и дидактические игры; 3. Чтение и обсуждение былин о русских богатырях; 4. Чтение и обсуждение произведений о Родине, о воинах – героях России, знаменитых людях нашей страны; 5. Стенгазета ко Дню защитника Отечества; 6. Тематическое занятие ко Дню защитника Отечества с участием участника боевых действий Княжука Д.С.; 7. Развлечение ко Дню защитника Отечества с участием родителей; 8. Рассматривание иллюстраций с изображением воинов современной Российской армии, героев ВОВ, детей – героев ВОВ; 9. Экскурсия в выставочный зал. Экспозиция: «Родина – мать зовёт!»; 10. Конкурс чтецов «Наша Родина Россия, армия непобедима» 11. Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация, ручной труд, конструирование. Разучивание стихотворений, песен, танцев к утреннику; 12. Слушание песен военных лет и т.п. 13. Спортивные эстафеты; 14. Праздник «День Победы»; 15. Возложение цветов к памятникам «Воинам - освободителям»; 16. Рассматривание репродукций картин, альбомов о Российской армии; 17. Музыкально – спортивное развлечение: «Россия - вперед!». 18. Выступление в доме ветеранов. |
Взаимодействие с педагогами и родителями | Информация в родительском уголке: Консультация «Растим патриотов», буклет: «Родной край – дорогами памяти»; Подготовка материалов для стенгазеты ко Дню защитника Отечества; Индивидуальные и групповые консультации по теме проекта; Музыкально-спортивный досуг с участием родителей – пап «Вместе мы – сила!» Возложение цветов к памятникам «Воинам освободителям»; Экскурсия в парк имени героя ВОВ, серпуховича «Олега Степанова» Экскурсия на Соборную гору , посещение мемориала и возложение цветов к памятнику «Воину освободителю» Участие в акции «Бессмертный полк» Подготовка и проведение развлечения «Россия - вперёд!» |
План реализации проекта.
Работа с детьми. | |
Месяц | Виды деятельности |
январь | Беседа: «Наша Родина – Россия» «Русские богатыри» «Культура и традиции русского народа. Проводы в армию» «Крепости древней Руси» НОД: «Не перевелись богатыри на земле русской. Куликовская битва и участие в ней серпуховской дружины» Рассматривание репродукций картин, альбомов: В. Васнецов «Богатыри», альбом «Вооружение русских богатырей» Подвижные игры: «Полоса препятствий», «Скачки», «Бои всадников» Дидактические игры: «что лишнее», «Одень богатыря», «Собери в поход солдата». Чтение художественной литературы: загадки о богатырях, пословицы и поговорки о Родине и мужестве русского народа, былины о «Илье Муромце и Соловье разбойнике», «Алеше Поповиче и Добрыни Никитиче», «Финист - ясно сокол»,Берестова «Богатыри», Т. Курбатова «Три защитника, три брата, три богатыря!». Художественное творчество детей: рисование «Богатырь», конструирование «Крепость», Прослушивание музыки, песен: Бородин «богатырская симфония», «Марш» Кобалевский. Просмотр презентаций: «От кольчуги, до мундира» Мультзал: «Никита Кожемяка» Сюжетно – ролевая игра «Взятие крепости» |
Итоговое мероприятие: спортивный досуг «Богатырские состязания» | |
февраль | Беседа: «Зарождение русского флота» «Есть, такая профессия Родину защищать» ««История праздника 23 февраля» «Вооруженные силы России». НОД: (с приглашением участника боевых действий Княжука Д.С.) «Наша Армия сильна!»» Рассматривание репродукций картин, альбомов: альбом «Военные самолеты», «Когда то были лук и стрелы, теперь другие времена», Ф. Усыпенко «Присяга». Подвижные игры: «Саперы», «Полоса препятствий», «Разведчики и часовые», «Перестрелка», «Погоня», «Боевая тревога». Дидактические игры: «Назови рода войск», «Закончи предложение», «Назови военную профессию», «Что лишнее», «Составь карту», «Что нужно артиллеристу» Чтение художественной литературы: В. Орлова «Брат мой в армию идет», А. Войт «Наша армия», Л. Кассиль «Твои защитники». А. Беляев «Хочу быть военным моряком». А. Митяев «Почему Армия всегда родная», А. Маркуша «Я - солдат и ты – солдат», Н. Никольский «Что умеют танкисты» Т. Агибалова « Мой папа», С.Маршак «Наша армия». Художественное творчество детей: Стенгазета к Дню защитника Отечества (коллаж, коллективная работа), лепка «Парад военной техники», ручной труд « Веселый морячок», конструирование по схеме «Военные корабли», рисование «Портрет моего папы» Прослушивание музыки, песен: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», песен о папе и российской армии: «Наш край», «Армия Российская», «Папа может» и т.п. Просмотр презентаций: «Сухопутные войска», «Солдатская служба». Сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Солдаты», «Моряки». Просмотр семейно детских проектов: «Мой папа для меня пример», «Как папа в армии служил» и т.п.Мультзал: «сказка о громком барабане», «Рассказ о Мальчише кибальчише». Экспериментирование: «Почему корабли не тонут» |
Итоговое мероприятие: музыкально – спортивный праздник совместно с папами «Вместе - мы сила!» | |
март | Беседа: «Что такое подвиг» «Почему армию называют родной?» «Четвероногие бойцы» «Зачем нужна армия в мирное время» Рассматривание репродукций картин, альбомов: « М. Самсонова «На границе», альбом «Наша армия сильна, охраняет мир она». Подвижные игры: «Саперы», НОД «Защитники земли Русской» Дидактические игры: «Продолжи предложение», «В каких родах войск служит солдат», «Собери солдата в поход». Чтение художественной литературы: Е. Воробьев «Обрывок провода»,В. Козлов "Пашкин самолет», Ю.Коваль «Выстрел», Художественное творчество детей: лепка «Пограничник с собакой», аппликация: «Летят самолеты», «Вертолёт» (природный материал), конструирование (крупный строитель): «Самолет построим сами, понесемся над лесами». Прослушивание музыки, песен: муз. А. Пахмутовой «Мы шагаем как солдаты». С. Прокофьев «Марш». Просмотр презентаций: «Армия в мирное время», «Награды Российских военных» Сюжетно-ролевые игры «Полевой госпиталь», «С», «Моряки»Мультзал :«Десантник Степочкин» Пальчиковая игра: «Капитан» |
Итоговое мероприятие: конкурс чтецов «Наша Родина Россия, армия непобедима!» | |
апрель | Беседа: «Покорители космоса» «Животные космонавты» «Этот удивительный космос» «Героями не рождаются…» НОД: «Космическое путешествие» Рассматривание репродукций картин, альбомов: альбом «Такие разные планеты», «Военная форма». Подвижные игры: «Полоса препятствий», «Меткий стрелок», «Сапер», «Разведчик и часовой». Дидактические игры: «Собери целое», Чтение художественной литературы: Г. Юрмин «Счастливого пути», Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах», В. Бороздин «Звездолетчики», «Первый в космосе», «Что видно из окна». Художественное творчество детей: рисование «звездное небо», ручной труд «Ракета на старте» (бросовый материал), лепка «Мы юные конструкторы. Спутник» Прослушивание музыки, песен: «Я земля» В. Мурадин и Е. Долматовская, Просмотр презентаций: «Космические войска», «Взлет ракеты», «Звезды и планеты». Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», Мультзал:«Тайна 13 планеты» Экскурсия в выставочный зал. Экспозиция : «Родина – мать зовёт!» |
Итоговое мероприятие: викторина «Знание сила. Русский воин силен смекалкой» | |
май | Беседа: «Серпуховичи Герои Советского Союза» «Этот День Победы» «Памятники Воинской славы в Серпухове» Возложение цветов к памятникам воинам – освободителям НОД: Рассматривание репродукций картин, альбомов: К. Васильев картины о войне, П. Кривоногов «Победа» альбом «Боевые награды. Вчера и сегодня» Подвижные игры: «Саперы», «доставь донесение в штаб», «Перестрелка». Дидактические игры: «Кто защищает нашу границу», «Отгадай военную профессию», « Я опишу, ты отгадай», «Кто служит в армии», «Защитники отечества» Чтение художественной литературы:«Мой дедушка» Л. Татьяничева, А. Митяев «Дедушкин орден». Е. Благинена «Шинель», Е. Карасев «Город – герой», К.Д. Ушинский «Наше Отечество Родина мать» и др. Художественное творчество детей: Коллективная работа «Салют над Соборной горой», рисование «Георгиевская ленточка», аппликация «Памятник победы. Танк». Лепка коллективная работа «Парад на Красной площади». Прослушивание музыки, песен: песни военных лет, «Прощание славянки», «Вечный огонь» А. Филипенко. Просмотр презентаций: «Война с 1941 по 1945», «Дети герои ВОВ»«Их невидимый подвиг. Военные врачи и медсестры». Сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Госпиталь» Мультзал: «Солдатская сказка», Праздник: «Славься Отечество!» Познавательно - исследовательская деятельность: опыт «Защитная маскировка» |
Итоговое мероприятие: Развлечение: «Славься Россия!» | |
Взаимодействие с родителями | |
январь | Анкетирование «Чем славится Россия» Помощь в обогащении предметно – пространственной среды; Папка передвижка «Растим ребенка, будущего патриота своей страны»; Подготовка семейно - детских проектов; Консультация «Русские народные былины, как средство приобщения детей к истории своей страны». |
февраль | Участие участника боевых действий Княжука Д.С. в НОД; Помощь в подборе экспонатов для мини - музея «Наша армия» (шлемофона, берета, кобуры, бинокля и т.п.); Помощь в подборе материала для стенгазеты (фотографии); Участие пап в музыкально спортивном празднике; |
март | Буклет: «Родной край – дороги памяти»; Разучивание стихотворений о Родине, российской армии, мужестве; |
апрель | Игра – викторина «Боевая слава нашего народа» Сотворчество детей и родителей выставка рисунков «Неизведанное рядом» |
май | Экскурсия в парк «имени героя ВОВ Олега Степанова»;Фотовыставка «Вечная память павшим …» Участие в акции: «Бессмертный полк» Помощь в организации похода для возложения цветов к памятникам воинам – освободителям Участие в музыкально – спортивном развлечении: «Россия - вперёд!» |
Взаимодействие с педагогами | |
январь | Консультация «Региональный компонент, как средство нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста» |
февраль | Семинар «Воспитание любви к Родине, через все виды продуктивной деятельности дошкольников» |
март | Консультация «Художественная литература, как средство социализации дошкольников и воспитание у них любви к своей Родине» |
апрель | Консультация «Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования патриотизма» |