Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций



Вечер русского романса

Автор: Яруллина Ландыш Афраимовна , преподаватель музыки
РТ г.Арск

Сценарий внеклассного мероприятия. Для студентов и преподавателей музыкального отделения педагогических колледжей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

« ВЕЧЕР РУССКОГО РОМАНСА».

( Сценарий)

1 ВЕДУЩИЙ . Романс…Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна…

Когда звучит напев старинный,

Он будто призывает нас

Уйти за ним дорогой длинной

Туда, где встретит нас романс.

2 ВЕДУЩИЙ

Он истомит и очарует,

Заставит верить и любить,

Где сердце заново тоскует,

И вечер дивный не забыть. ( ЗВУЧИТ РОМАНС)

Прозвучал романс «Коснулась я цветка»

Музыка Цезаря Кюи Слова Василия Немировича – Данченко.

3 ВЕДУЩИЙРоманс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано .

ВЕДУЩИЙ .Романс – это усложненный вид «комнатой», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи… лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией».

ВЕДУЩИЙ Романс схож с песней. Но его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной мелодичности. В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают исключения. В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.

ВЕДУЩИЙДля вас прозвучит романс « Не пробуждай воспоминания » . Музыка Петра Булахова сл. Неизвестного поэта.

Не пробуждай воспоминанья

минувших дней, минувших дней,

не возродить былых желаний

в душе моей, в душе моей.

1 ВЕДУЩИЙПесни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к народным песням презрительно, считая плебейскими.

Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен. Прозвучит Романс Шереметьева «Я вас любил».

2 ВЕДУЩИЙ Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. В них звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – слова о том, что трогает душу каждого человека . Романс является более интимным произведением, чем песня, поэтому он может быть только лирическим, тогда как песня может быть патриотической, героической ….

Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

3 ВЕДУЩИЙдля вас прозвучит романс Александра Алябьева «Желание»

1 ВЕНДУЩИЙПознакомимся с историей возникновения романса и развитием этого жанра . в России. А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово? Испания - родина романса. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами.

Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно. Для вас прозвучит романс «Не обмани» .

Слова и музыка Дебюка.

2 ВЕДУЩИЙВ России РОМАНС появился в начале XIX в., сразу завоевав всеобщую любовь. Первые романсы сочинялись на французском языке не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными. Кто же писал романсы? Важную роль в становлении русского романса сыграли композиторы А. Алябьев, А. Варламов и А. Гурилёв.

Александр Даргомыжский

Модест Мусоргский

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Дмитрий Шостакович

Михаил Иванович Глинка и другие.

ВЕДУЩИЙРомансы этих композиторов классиков считаются классическими. Первыми в ряду классиков были романсы ГЛИНКИ МИХАИЛА ИВАНОВИЧА .

Романсы и песни М.И.Глинки – своего рода исповедь его души. Сам он был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса.

Он явился основоположником и русской школы вокального пения. Его романсы – неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все последующие композиторы.

ВЕДУЩИЙГлинка М..И. - автор множества романсов, среди них "КАК СЛАДКО С ТОБОЮ МНЕ БЫТЬ", сл. П.Рындина, - эмоциональный, с необычным, «взволнованным» ритмом, мелодией, «лишённой» покоя, с неожиданными интонационными поворотами, окончаниями и началом фраз.

Как сладко с тобою мне быть

И молча душой погружаться

В лазурные очи твои. ( Звучит романс)

ВЕДУЩИЙ

Композитор Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев в XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, Среди лучших произведений Алябьева — романсы «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей .

Для вас прозвучит романс Алябьева на слова поэта Дельвига «Не говори : любовь пройдёт»

ВЕДУЩИЙСо временем романс расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Появилось много разновидностей русского романса… Один из них - народный романс . Его мелодия схожа с протяжной народной песней. Он напоминает своеобразное лирическое высказывание. Замечательной иллюстрацией будет широко известный романс «Дорога длинная». (Звучит романс)

1 ВЕДУЩИЙ

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей

2 ВЕДУЩИЙ .Городской романс.

Они передают оттенки лирических переживаний городских барышень, глубину и тонкость романтических отношений. Все это мы сейчас услышим в словах и музыке романса

Послушайт русский городской романс «Калитку» на слова поэта Александра Буденцова . Музыка Александра Обухова.

ВЕД УЩИЙ

Отвори потихоньку калитку

И войди в тихий садик, как тень.

Не забудь потемнее накидку,

Кружева на головку надень.

1 ВЕДУЩИЙЭлегия – это лирико-философское стихотворение. стихотворение, которое проникнуто грустью, еще их называют романтическими элегиями; Элигия в музыке – это музыкальное произведение скорбного, грустного, задумчивого характера. Некоторые песни которые поются от лица автора в которых он размышляет о любви , о красоте человеческой души можно назвать романсами - элигиями. Песню Александры Пахмутовой «Ты моя мелодия» по праву можно назвать романсом – элигией. ( Звучит романс)

3 ВЕДУЩИЙЛюбовь к романсу не преходяща… Романс в России стал настолько популярным, что у него появилась своя биография. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили часть их жизни и души. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств.

1 ВЕДУЩИЙ

Сегодня я нисколько не боюсь

С 20 веком временно расстаться.

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

Двадцатый век не хочет расставаться с романсом. Романс меняется. Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к старой своей форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние – романс не может и дня без любви. Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле любовь к матери, другу или подруге, к детям, к близким людям. Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Сегодня вы услышете несколько современных романсов композитора Розы Мухитдиновой.

«ПЕПЕЛ» - Слова Олеси Феактистовой.

2 ВЕДУЩИЙ

Предлагаем вашему вниманию еще один романс Мухитдиновой Розы Шамилевны на слова поэта Рубцова «В минуты музыки печальной»

В минуты музыки печальной

Я представляю жёлтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

! ВЕДУЩИЙ

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей…

1 ВЕДУЩИЙ

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём…

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём. (Звучит романс)

2 ВЕДУЩИЙ

Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

А теперь ты почти позабытый...

1 ВЕДУЩИЙ

Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторглась,

Рвётся истинно сердце наружу.

2 ВЕДУЩИЙ

Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.

1 ВЕДУЩИЙ

На этом наш вечер русского романса подошёл к концу .

2 ВЕДУЩИЙМы благодарим вас за доставленную радость и удовольствие дорогие любители этого замечательного жанра .

3 ВЕДУЩИЙ До новых встреч на вечере русского романса.