Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Консультация для воспитателей: " Организация развития речевых возможностей детей с нарушением речи (из опыта работы)".

Автор: Ахунзянова Альбина Вазиховна, воспитатель первой категории
республика Татарстан, город Казань

Целью моей работы является, разработка приемов работы с материалом для развития связной, монологической речи и мелкой моторики рук. Задачи: -формировать навык планирования связанного и развернутого высказывания. -активизировать и обогатить словарны

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Консультация для воспитателей

Организация развития речевых возможностей детей с нарушением речи (из опыта работы).

Актуальность моей темы обусловлена тем, что важнейшей проблемой дошкольников на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.

Целью моей работы является, разработка приемов работы с материалом для развития связной, монологической речи и мелкой моторики рук.

Задачи:

-формировать навык планирования связанного и развернутого высказывания.

-активизировать и обогатить словарный запас детей.

-активизировать память, внимание, мышление.

-развивать умение составлять простые, сложные предложения.

-развить мелкую моторику.

Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме основываются на рассмотрении в разных аспектах онтогенеза развития связной речи: взаимосвязь речи и мышления (Ш. Бутон, К. Бюлер, JI.C.Выготский, А. Валлон, М. Доналдсон, Ж. Пиаже, СЛ. Рубинштейн), механизмы порождения речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия), речь как средство общения (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина). Психолингвистические исследования раскрывают закономерности усвоения детьми лексического разнообразия родного языка, норм и правил построения синтаксических конструкций (М. М. Бахтин, А. Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, A.M. Шахнарович, Л.В. Щерба, С.Н. Цейтлин, Л.П. Якубинский).

В данной работе, для успешного развития связанной монологической речи детей я использую следующие занятия: пальчиковую гимнастику и рассказы детей из личного их опыта.

Материал для пальчиковой гимнастики:

1. Волшебный арбуз

2. Скрепки с цветными табличками

3. Семечки для птиц

4. Собери по контуру

5. Собери картинку кнопками

6. Игра с водой

7. Прищепки

8. Кисточки.

9. Палочки.

10. Су-джок.

В.А.Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» И. Кант же сказал: «Рука является вышедшим наружу Головным мозгом».

Для развития монологической связанной речи используется следующий материал:

- развивающий кубик

- Солнышко

Критерии подбора материала

Выбирая данные предметы, я учитывала, такие принципы как:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

При предъявлении занимательного материала, я учитывала индивидуальные возможности ребенка, которые в процессе работы усложняются.

Практическое применение материала для развития монологической связной речи.

«Солнышко покатилось и по небу прокатилось

Здравствуйте все, здравствуйте все,

Вверх покатилось, вниз скатилось

В детский сад к нам прикатилось».

Усложнение материала

Для усложнения работы с данным материалом можно использовать разнообразные темы для самостоятельного рассказывания детьми

Темы:

-Скажи солнышку комплимент.

-Какая погода сегодня на улице.

-Расскажи, где ты живешь? (страна, город, улица, дом, квартира)

-Расскажи, как зовут твоих родителей (Ф.И.О).

-Расскажи свое настроение.

-Расскажи, что ты видел по дороге в детский сад?

-Расскажи, как ты провел выходные.

-Расскажи, какая у тебя семья.

-Расскажи, как ты провел лето.

Темы предсставленны по степени усложнения

Также усложнить можно

Итог работы с данным материалом.

Из опыта работы с данным материалом, я увидела улучшения в речи детей. У детей расширился словарный запас, обогатилась речь прилагательными, произошли изменения в связанности слов и предложений, ушел страх при рассказывании, монологическая речь стала более логически построена, дети стали чаще использовать сложные предложения.

Проводя данные занятия, я увидела необходимость разнообразить материал и придумала кубик с различными картинками. На этом кубе, как вы видите есть зеркала, чтобы дети глядя в него могли бы рассказывать то же самое, только кубику. Детям нравится работать, как с кубиком, так и с солнышком.

Разнообразие материала позволяет избежать привыкания и эмоционального спада. Каждое утро дети очень торопятся в сад, чтобы успеть поздороваться с солнышком или кубиком. По отзывам родителей, я узнала, что дети идут в садик с удовольствием и хорошем настроении.

тными табличками.

6. Волшебный аруз.