НОД по духовно-нравственному воспитанию
Скачать свидетельство о публикации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Белоярского района «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский»
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группы
Тема: «Уважение к семье»
Выполнила:
воспитатель подготовительной группы «Б»
Батюкова Ирина Константиновна.
2017 г.
Пояснительная записка:
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.
С целью создания условий для формирования у детей почтительного и уважительного отношения к семье, появилась идея создать конспект занятия «Уважение к семье». Конспект НОД разработан на основе основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский, разработанной на основе примерной образовательной программы «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО, рабочей образовательной программы детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат: дети начнут понимать значимость семьи, будет проявляться любовь и уважение к её членам, возрастет чувство привязанности к семье и дому.
Непосредственно-образовательная деятельность на тему «Уважение к семье» является частью цикла «Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, семье» по разделу «Познаю мир».
Цель: создать условия для формирования у дошкольников почтительного и уважительного отношения к семье.
Задачи:
1. Расширять и углублять понятие семья, как о людях, которые живут вместе.
2. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
3. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях.
4. Развивать речевую активность, умение составлять рассказ по системному оператору.
В нашей группе 8 мальчиков и18 девочек.
Оборудование и материалы: ромашка с изображением значков всех типов вопросов, системный оператор: «Семья», презентация: «Моя семья», макет дерева, листья дерева, цифра «7», буква «Я».
Предварительная работа: знакомство с жизнью и бытом африканского племени, составление рассказов о своей семье; знакомство и разучивание пословиц о семье; разучивание текстов игр-разминок, беседа с детьми о семье.
Ход занятия.
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А так же порадуемся улыбчивым лицам, (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете. (разводим руками)
«Доброе утро!» скажем мы все (берутся за руки)
«Доброе утро!» мне и тебе.
В. - Ребята, к нам в Россию приехал вождь африканского племени, «Меткая стрела». Он приехал, чтобы подробнее узнать у нас, что такое семья, а так же рассказать о своей семье. Когда он приедет, вы сможете взять у него интервью о его семье и его племени. Вождь «Меткая стрела» немного задерживается, и пока он не приехал, давайте вспомним и разберем на системном операторе, что же такое семья. (Приложение 1)
Сейчас предлагаю посмотреть презентацию «Семья», которую я для вас подготовила (беседа по содержанию презентации).
Основа жизни человека – это его семья. Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним с помощью игры «закончи пословицу»
-В семье дружат – живут не тужат.
-В семье разлад – так и дому не рад.
-Семья сильна, когда над ней крыша одна.
-Нет родителей – нет покровителей.
-Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.
-В хорошей семье хорошие дети растут.
-Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
-Жалей отца с матерью, других не найдешь.
-Вся семья вместе, так и душа на месте.
Физминутка: «Семейная зарядка»
Осенью, весною, Летом и зимой.
Мы во двор выходим Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает. Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой И качаю головой.
В. -Издавна люди ценили и уважали старшее поколение. Старики были главными хранителями обычаев, обрядов, знатоками фольклора и
исторических событий, поэтому нормой этики было уважение к старику, стремление почтить его возраст и опыт. Нужно учиться у старших, прислушиваться к добрым советам, ценить их опыт, продолжать начатые дела, брать с них пример. Правда, если примеры отрицательные, то такие поступки повторять нельзя! Давайте мы разберем, какие поступки мы берем в пример, а какие повторять нельзя.
(Слышится стук в двери. Заходит вождь племени)
А вот и приехал наш гость.
Вождь: Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы хотите много узнать о моей семье и моем племени
Воспитатель: - Ребята, свои вопросы вы сможете задавать с помощью лепестков ромашки. На каждом лепестке этой ромашки изображен значок вопроса определенного типа, с помощью которого вы составите свой вопрос и зададите его вождю.
Воспитатель вызывает по очереди семерых детей, которые отрывают у ромашки по лепестку и составляют вопросы своего типа. (Приложение 2)
Воспитатель: Ну что много нового узнали? Давайте закодируем слово «семья» согласны? Сосчитаем, сколько всего лепестков было у нашей ромашки?
Воспитатель: Правильно, семь.
Это слово каждый знает, Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (семья)(Приложение 3)
Воспитатель. Во все времена в России семейные традиции чтились и оберегались. Они являются важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России?
Важным правилом для любого человека было знание своей родословной, притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялась подробная родословная, бережно хранилась и передавалась из поколения в поколения.
У меня есть предложение, изготовить свое семейное дерево – дерево счастья. Только на нем будут расти не листья с нашими предками, а листья признаков счастливой семьи. А затем мы подарим это дерево и закодированное слово нашему гостю. (изготовление дерева) (приложение 4)
Итог занятия.