Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Картотека прогулок для средней группы с января по май

Автор: Новосельцева Анна Викторовна, Воспитатель
Республика Бурятия, пгт. Селенгинск

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Картотека прогулок

с января по май

Средняя группа Январь

Прогулка 1

Наблюдение за птицами

Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела).

Ход наблюдения

Дети выходят на прогулку и наблюдают, кто первый прилетел к кормушке. Конечно же, это воробей, он прыгает и клюет. Вот посмотрите, еще прилетели воробьи.

Как называется птичка с красной грудкой? Вот и наша старая знакомая летит. Какую песенку она поет? Прислушайтесь. Они между собой переговариваются, наверное очень рады, что появились у них друзья, которые о них позаботятся. Какого цвета перышки на крыльях у сороки?

Птицы очень пугливые. Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут и улетят. Ребята, представьте, что вы воробьи. Покажите своими движениями и голосом, что на участок прилетели воробушки. А теперь представьте, что вы — сороки. Покажите, как они машут крыльями в полете и какую песенку поют.

Трудовая деятельность

Постройка из снега столовой для птиц.

Цель: учить трудиться сообща, дружно, приходить на помощь товарищу.

Подвижная игра

«Собачка и воробьи».

Цель: продолжать учить бегать в разные стороны, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели: закреплять умение быстро бегать;

развивать ловкость и силу броска.

Средняя группа Январь

Прогулка 2

Наблюдение за сорокой

Цели:

вызывать интерес к окружающему миру;

учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает (стрекотание), и описывать ее;

обогащать словарный запас загадками о сороке;

— воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Верещунья белобока, А зовут ее ... (сорока).

Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Что это за птица?

Как она выглядит?

Как люди говорят про сороку?

Чем питается сорока?

Это зимующая или перелетная птица?

Чем заняты птицы весной?

Где строят свои гнезда сороки? Зачем им гнезда?

Кто появляется у сороки? (Птенцы сорочата.)

Как птицы заботятся о птенцах?

Трудовая деятельность

Посыпание скользких дорожек песком.

Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым

Подвижные игры

«Мыши в кладовой».

Цель: учить подползать, не задевая дугу, развивая при этом ловкость и сноровку.

«Черное и белое».

Цель: закреплятьм умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, с ускорением и замедлением темпа.

Средняя группа Январь

Прогулка 3

Наблюдение за птицами

Цели: - формировать желание заботиться о зимующих птицах; - учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.

Ход наблюдения

Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.

Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем.

Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички.

Давайте сравним воробья и сороку.

Какое оперенье у воробья?

Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить?

А чем они схожи?

Чем они питаются?

Какую песенку поет воробей?

А какую сорока?

Какие особенности вы еще заметили в их поведении?

Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому что им очень холодно и они хотят есть.)

Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они хотят есть и уедут, когда люди покормят их.)

Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать? (Повесить кормушки и подкармшвать их крошками, сухими ягодами, семечками.)

Трудовая деятельность: Постройка снежной горки.

Цель: учить собирать снег в кучу и утрамбовывать его лопатками.

Подвижная игра: «Собачка и воробьи». Цели:

закреплять знания о характерных движениях птиц;

учить имитировать их голоса.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цели: - учить ориентироваться на участке; - находить спрятанный предмет по словесному описанию.

Средняя группа Январь

Прогулка 4

Наблюдение за погодой

Цели:

— продолжать расширять и углублять представления о солнце в зимних условиях;

— формировать интерес к неживым объектам природы.

Ход наблюдения

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

Избу осветило, всех развеселило.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое сегодня солнце?

Каждый ли день мы видим солнце?

На что оно похоже?

Зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Оно светит, но не греет.

Трудовая деятельность

Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки, ведущей к березе и рябине.

Цель: учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

Подвижные игры

«Найди свой домик», «Утята».

Цель: учить впрыгивать в круг и выпрыгивать по команде, находить свои «домики».

Индивидуальная работа

«С вала на вал».

Цель: учить прыгать с вала на вал, развивать равновесие.

Средняя группа Январь

Прогулка 5

Наблюдение за ветром

Цель: продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.

Ход наблюдения

С бугорка на бугорок

Ловко прыгал ветерок.

По дорожке он бежал,

В сугроб весело упал.

Только вовсе не намок

Этот ловкий ветерок.

Нарисую ветер тихий, нежный,

Нарисую грозовой и снежный,

И такой, что с травами играет,

И такой, что волны поднимает.

Воспитатель задает детям вопросы.

Дует ли ветер?

Холодный он или теплый?

Как можно узнать, что дует ветер?

В какую сторону он дует?

Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место для построек. Цели:

учить выполнять задание хорошо;

воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Ловишки», «Вороны и гнезда».

Цель: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.

Индивидуальная работа

«Гонки на санках».

Цель: учить, сидя на санках, передвигаться до флажка, отталкиваясь ногами.

Средняя группа Январь

Прогулка 6

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов.

Ход наблюдения

Наступила зима. Стоит наша рябина без листьев. Птицы исклевали ягоды, некоторые ягоды упали на землю, а налетевшие метели укрыли их белым покрывалом. Так под снегом и лежат они, словно законсервированные, до весны.

Трудовая деятельность

Сгребание снега на участке в определенное место.

Цель: закреплять умение действовать лопатками.

Подвижные игры

«Снежинки и ветер», «Найди Снегурочку».

Цель: учить ходить по кругу, по сигналу воспитателя перемещаться в разных направлениях.

Индивидуальная работа

«Гонки на санках».

Цель: учить, сидя на санках, с заданной точки по сигналу передвигаться до сугроба, отталкиваясь ногами.

Средняя группа Январь

Прогулка 7

Наблюдение за елью

Цель: формировать представление о строении ели.

Ход наблюдения

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять — и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Ель — дерево высокое, у него ствол прямой, покрытый шершаво-коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками. Зимой ветки покрыты снегом, поэтому опущены вниз, елочка стоит в снегу1 как в шубке. Она и зимой зеленая, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев.

Трудовая деятельность

Коллективный труд на участке по уборке снега.

Цель: закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой.

Подвижные игры

«Ловишки», «С бережка на бережок».

Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках через шнур.

Индивидуальная работа

«Допрыгай до флажка», «В воротики».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, в подлезании.

Средняя группа Январь

Прогулка 8

Сравним живую и игрушечную ель

Цель: показать детям главные особенности живого дерева.

Ход наблюдения

Ель на участке живая, у нее корни в земле, питаются ее соками Зимой ель спит, в теплое время года дерево растет: появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее. Ель издает аромат. Искусственная елка тоже красивая, ее можно украсить игрушками, она не будет осыпаться.

Мне елку купили, мне елку купили! Ее на опушке в лесу не рубили, А сделали елку на добром заводе, Хорошие дяди, веселые тети! Скорей приходите, скорей поглядите На елку из тонких серебряных нитей, Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной, Задень, и она зазвенит еле слышно. А елка лесная осталась живая. Кому? Никому, просто ветру, метели, Соседке живой и не спиленной ели.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как узнать, живое дерево или искусственное?

Почему нельзя рубить деревья?

Трудовая деятельность

Очистка участка от снега, сбор его в кучки для постройки горок для катания кукол на санках.

Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Цыплята», «Кто дальше бросит?».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах, спрыгивании со скамейки, метании шишек, снежков на дальность.

Индивидуальная работа

«Воротики», «Катание на кругах».

Цель: упражнять в ходьбе «змейкой», держась за руки; в катании с горки на кругах, сохраняя направление.

Средняя группа Январь

Прогулка 9

Наблюдение за солнцем

Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

Ход наблюдения

Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе. Воспитатель задает детям вопросы.

Где спит солнышко?

Откуда оно поднимается?

Греет ли солнышко зимой?

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки от снега и укладка его на санки.

Цели:

~ учить доводить начатое дело до конца;

— воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Зайцы», «Птички и кошки».

Цели:

~- учить играть, соблюдая правила;

— развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

Индивидуальная работа

«Подбрось повыше».

Цели:

учить бросать мяч вверх и ловить его;

развивать внимание.

Средняя группа Январь

Прогулка 10

Наблюдение за снегом

Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).

Ход наблюдения

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой. М. Познанская

Белым снегом все покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый:

«Здравствуй, зимушка-зима!» Г. Ладонщиков

Воспитатель задает детям вопросы.

Какого цвета снег?

Какой на ощупь?

Что из него можно сделать?

Почему снег тает на ладошке?

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке.

Цели:

собрать снег в ведро и внести в группу для поливки растений водой;

поручить расчистить дорожки.

Подвижные игры

«Снежинки», «Кто скорей добежит до флажка?».

Цель: развивать меткость, ловкость, быстроту, смекалку (усложнение — включить преодоление препятствий).

Индивидуальная работа

«Кто выше прыгнет?».

Цель: учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость

Средняя группа Февраль

Прогулка 1

Наблюдение за снегопадом

Цель: закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Какого цвета снежинка?

У кого шубка такого же цвета?

Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?

Села снежинка на рукав и растаяла. Была и вот ее нет! Вот какая звездочка-малютка.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Трудовая деятельность

Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки к крыльцу (коллективный труд). Цели:

формировать ответственное отношение к труду;

учить выполнять коллективные поручения.

Подвижные игры

«Дед Мороз», «Снег кружится».

Цели:

прививать умение выполнять характерные движения;

продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Индивидуальная работа

«Попади в цель».

Цель: развивать меткость, глазомер.

Средняя группа Февраль

Прогулка 2

Наблюдение за погодой

Цель: учить замечать изменения в природе.

Ход наблюдения

Ой ты, зимушка-краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

Повела зима над нами

Снеговыми рукавами

И рассыпала снежинки

На поля и на леса.

Мы с горы кататься будем,

И поэтому нам очень-очень

Нравится зима.

Воспитатель задает детям вопросы.

Что изменилось в природе?

Чем покрылась земля?

Что лежит на ветках деревьев?

Что делают деревья зимой?

Трудовая деятельность

Расчистка кормушек от снега, кормление птиц.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Снежная карусель», «Ловишки».

Цели:

учить быстро действовать по сигналу воспитателя;

развивать внимание, быстроту бега.

Индивидуальная работа

«Самым ловким окажись!».

Цель: продолжать развивать ловкость, выносливость.

Средняя группа Февраль

Прогулка 3

Наблюдение за снежинками

Цель: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах.

Ход наблюдения

Белая, узорная

Звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку,

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

О. Рождественская

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Метелица», «Скок-подскок».

Цель: учить бегать друг за другом, не натыкаясь на предметы, между валами, снежными постройками, уметь быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

«Кто дальше?».

Цели:

учить прыгать в длину с места и с разбега;

развивать силу прыжка.

Средняя группа Февраль

Прогулка 4

Наблюдение за трудом дворника

Цели:

продолжать знакомство с трудом дворника;

формировать желание приходить на помощь окружающим;

воспитывать чувство уважения к труду взрослых;

способствовать развитию связной речи.

Ход наблюдения

Тихо-тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед На дворе лопатой.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое время года сейчас?

Почему вы так думаете?

Кто убирает снег?

Чем он работает?

Кому нужен труд дворника?

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: показать детям, как правильно держать лопату и сгребать снег в одну кучу.

Подвижные игры

«Дед Мороз», «На елку».

Цели:

тренировать в умении свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга;

быстро действовать по сигналу воспитателя;

повысить эмоциональный настрой детей.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки, кидание снежков в цель).

Средняя группа Февраль

Прогулка 5

Наблюдение за снегирями

Цель: расширять знания и представления о внешнем виде и повадках снегирей.

Ход наблюдения

Подойду поближе к ней —

И глазам не верится.

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Воспитатель задает детям вопросы.

Опишите, как выглядит снегирь.

Где живут снегири осенью?

Чем питается снегирь?

Какие звуки он издает?

С наступлением первых заморозков к нам на участок прилетают снегири. У самца снегиря спинка синевато-серая, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. У самочки грудка темно-серая. Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника. Кричит снегирь «рюм-рюм».

Трудовая деятельность

Подметание дорожек метлой.

Цель: приучать выполнять трудовые поручения.

Подвижные игры

«Перелет птиц», «Зайцы и волк».

Цель: упражнять в лазанье, спрыгивании с лестницы, беге.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки, кидание снежков в цель).

Средняя группа Февраль

Прогулка 6

Наблюдение за синичкой

Цели: - расширять представления детей о внешнем виде синички, ее повадках, среде обитания;

воспитывать заботу о зимующих птицах.

Ход наблюдения

Синичка кричит «синь-синь-синь».

Угадай, какая птица —

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная?

Звонко телькает: «Тель-тель!

Как хорош осенний день!»

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит синичка?

Как передвигается?

Чем она питается?

Где зимует?

Как она кричит?

Оперение синички яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам и веткам деревьев. Осенью синички собираются в стаи, облетают сады и парки. В садах они клюют спелые яблоки, ягоды боярышника и барбариса. В ноябре люди отмечают «Синичкин день» — укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает».

Трудовая деятельность

Закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек, кормление птиц хлебными крошками.

Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

Подвижные игры: «Самолеты», «Ловишки».

Цели: - ~ упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;

— воспитывать ловкость и выносливость.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках на месте на двух ногах (20 прыжков 2—3 раза в чередовании с ходьбой).

Средняя группа Февраль

Прогулка 7

Наблюдение за зимующими птицами

Цели:

— расширять представления о зимующих птицах;— воспитывать любовь и заботу о них.

Ход наблюдения

Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких зимующих птиц вы знаете?

Трудно ли птицам добывать корм зимой?

Что нужно смастерить для корма?

С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода.

Трудовая деятельность

Сгребание снега вокруг деревьев.

Цель: приучать к труду, оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры

«Птички и дождик», «Кошки и мышки».

Цели:

учить быстро двигаться по сигналу воспитателя;

упражнять в произношении звуков.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: учить бросать снежки вдаль.

Средняя группа Февраль

Прогулка 8

Наблюдение за изменениями на участке детского сада

Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас.

Ход наблюдения

Улицей гуляет Дед Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез.

Ходит, бородою белою трясет,

Топает ногою, только треск идет.

Посмотрите, сколько снега в огороде. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью». Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега и сваливаем его на грядки, под деревья? Снег — одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушку именно на участке огорода? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили (семечками, крупой, крошками), поедят вредителей на нашем огороде.

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке снега с дорожек.

Цель: закреплять умение работать сообща.

Подвижная игра

«Бездомный заяц».

Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели:

закреплять умение бегать на скорость;

развивать меткость и силу броска.

Средняя группа Март

Прогулка 1

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели: - учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память;

воспитывать доброжелательное отношение к птицам.Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.

Какие птицы прилетают к нам на участок?

Какого они размера?

Какая у них окраска?

Чем питаются?

Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

Как птицы заботятся о своем потомстве?

Как вы помогаете птицам?

Какую пользу приносят птицы?

Каких еще птиц вы знаете?

В серой шубке меховой, И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, но все же птица. (Воробей.)

Окраской — сероватая,

Повадка — вороватая, Крикунья хрипловатая –

Известная персона. (Ворона.)

Не сидит она на месте —

На хвосте разносит вести. (Сорока.)

Трудовая деятельность: Вскапывание песка в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений.

Подвижные игры: «Цветные автомобили».

Цели:- учить соблюдать правила игры;

по сигналу воспитателя бегать в любом направлении, не наталкиваясь, друг на друга;

различать цвета.

«Салки в кругу».

Цели: учить быстро действовать по сигналу воспитателя; - закреплять навыки движения приставными шагами в разные стороны;

воспитывать уважение друг к другу.

Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Средняя группа Март

Прогулка 2

Наблюдение за уборочными машинами

Цели: - расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; - закреплять умение находить изображение машин по описанию;- воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Бывает ли у дождика четыре колеса?

Скажите, как называются такие чудеса?

Почему поливальную машину называют машиной-фонтаном?

Какую работу она выполняет? Чем похожа машина-фонтан на бензовоз? Чем отличается?

Что за дворник удалой грязь сгребал на мостовой? Это механический дворник, спереди к нему прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами вращаются мохнатые круглые щетки. Сделаны они из стальной проволоки, поэтому щетина у них жесткая, колючая.

Почему чудо-машины выезжают убирать улицы утром?

Почему эти машины мы называем чудо-дворниками?

Трудовая деятельность: Сбор на участке сухих листьев, веток, погрузка их на носилки.

Цели: - приучать к чистоте и порядку;

вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Кто самый меткий?», «Догони».

Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр, меткость, ловкость, умение соблюдать правила.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение пролезать и подлезать в воротики.

Средняя группа Март

Прогулка 3

Наблюдение за голубями

Цели:

расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

формировать реальные представления о жизни птиц.

Ход наблюдения

Известно с давних нам времен, Что эта птица — почтальон.

Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.

Как называют эту птицу?

Какого окраса она может быть?

Какого размера?

Голубь — перелетная птица?

Какую пользу приносят голуби?

Где они вьют свои гнезда?

Почему голубя называют почтальоном?

Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.

Трудовая деятельность

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора.

Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.

Подвижные игры

«Догони голубя».

Цель: совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад).

«Совушка».

Цель: учить начинать движение по сигналу, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичные движения рук.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Средняя группа Март

Прогулка 4

Наблюдение за строительной техникой

Цели:- закреплять и расширять знания о роли техники на разных этапах строительства, о профессии строителя; - воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель с детьми наблюдает за техникой, работающей на строительстве. Затем воспитатель загадывает детям загадку и организует беседу.

Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдет он — станет гладко, Будет ровная площадка. (Бульдозер.)

На что похож бульдозер?

Какая машина роет котлованы?

К нам забрался во двор крот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук заменяет без лопаты.

Он копает — это ... (экскаватор).

Рассмотреть экскаватор. Основная его часть — ковш. Стальными зубами он врезается в землю, набирает ее, словно в пасть, и высыпает в кузов грузовика — самосвала. Это самая сильная машина.

На углу подъемный кран, Как великий великан Носит плиты с кирпичом, Помогает строить дом. (Кран.)

Каким образом он помогает?

Какие поднимает плиты?

Закрепить название всех машин, работающих на строительстве дома.

Трудовая деятельность: Помощь взрослым в посадке деревьев (подержать деревце, полить его после посадки).

Цель: показать пример уважительного отношения к труду и природе.

Подвижные игры: «У медведя во бору».

Цель: закреплять умение быстро двигаться по сигналу.

«Подбрось — поймай».

Цель: совершенствовать движения.

Индивидуальная работа: Ходьба по бревну.

Цель: закреплять умение держать равновесие.

Средняя группа Март

Прогулка 5

Наблюдение за почками тополя

Цели:

продолжать знакомство с деревьями на участке;

формировать представления о том, что почка — домик для листочка.

Ход наблюдения

На ветках плоские комочки.

В них дремлют плоские листочки.

Что это за комочки?

Где почки находятся?

А как называется это дерево?

Какие части тополя вы знаете?

Какие еще деревья вам знакомы?

Что общего у тополя и березы?

Чем они отличаются?

Предложить детям рассмотреть почки на тополе и сравнить с теми, которые они наблюдали зимой.

Что произошло с почками?

Какого цвета почка?

Что появляется из почек?

Какого цвета листочки?

Воспитатель загадывает детям загадку.

Эти маленькие бочки Распечатает весна, А пока в них спят листочки И растут во время сна. (Почки.)

Трудовая деятельность

Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.

Цель: способствовать желанию трудиться сообща, испытывать радость от общения друг с другом.

Подвижные игры

«Добеги и прыгни», «Кто скорее добежит по дорожке».

Цель: добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.

Индивидуальная работа

Улучшение техники ходьбы по бревну.

Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну.

Средняя группа Март

Прогулка 6

Наблюдение за трудом почтальона

Цели:

продолжать наблюдение за трудом почтальона;

обогащать словарный запас за счет специфической лексики;

воспитывать уважение к людям труда.

Ход наблюдения

Отметить, что сезонные изменения не отразились на работе почтальона.

Изменилась форма одежды?

Почему весной и осенью у почтальона сумка закрыта?

Почему почтальон работает в любую погоду?

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке. Цели:

развивать умение работать сообща, подчиняя свои интересыобщей цели;

воспитывать чувство ответственности.

Подвижные игры

«Солнечные зайчики», «Гуси-гуси». Цели:

развивать координацию движений;

тренировать в умении выполнять действия с одним общимпредметом;

воспитывать вьщержку и умение согласовывать свои действияс окружающими.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать двигательные способности и качества: ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Средняя группа Март

Прогулка 7

Наблюдение за трудом шофера

Цели:

— продолжать знакомство с работой шофера, названиями частей машины;

— воспитывать уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Что это за машина?

Как называется человек, который ее водит?

Какие еще бывают машины?

В чем разница между грузовым и легковым автомобилем?

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от мусора.

Цели:

формировать ответственное отношение к заданию;

поощрять инициативу в оказании помощи друг другу, взрослым.

Подвижные игры

«Мы — шоферы», «Воробушки и автомобиль».

Цели:

развивать пространственную ориентировку;

воспитывать самостоятельность в организации игры.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.

Средняя группа Апрель

Прогулка 1

Наблюдение за трудом дворника

Цели: - формировать готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда; - воспитывать уважение к людям труда; - развивать речь, повышать словарный запас (название и предназначение рабочего инвентаря дворника).

Ход наблюдения

Солнечные зайчики

Играют по земле.

Поманю их пальчиком —

Пусть бегут ко мне.

Ну, весна, как дела?

У меня уборка.

Для чего тебе метла?

Снег смести с пригорка.

Для чего тебе ручьи?

Мусор смыть с дорожек.

Для чего тебе лучи?

Для уборки тоже.

Воспитатель задает детям вопросы

. • Кто убирает дорожки?

• Чем работает дворник?

• Чем мы будем работать, каким инвентарем?

Трудовая деятельность: Наведение порядка на участке.

Цели: - организовывать коллективный труд;

в индивидуальном порядке давать конкретные поручения;

прививать чувство удовлетворения от результата труда; совершенствовать трудовые умения.

Подвижные игры: «Веселый воробей», «Солнечные зайчики».

Цели: - формировать умение соблюдать правила игры;

воспитывать самостоятельность.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки (перелезать, подползать, приземляться в прыжках и т.д.).

Средняя группа Апрель

Прогулка 2

Наблюдение за ветром

Цели: - продолжать закреплять представления о погодных изменениях; - формировать понятия о ветре, его свойствах; - учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Как славно жить на свете: Иду, а теплый ветер, Как пес, бежит за мной!

Теплый воздух легче холодного, вот и поднимается он вверх, а холодный стелется внизу. Но воздух не везде одинаковый, над песком он сильнее согревается, и поэтому ветер в пустынях бывает теплым. Над рекой воздух всегда прохладный, поэтому от реки всегда веет прохладным ветерком. Где воздух прогревается, там незаметно поднимается вверх, а на его место прохладный спешит, да так торопится, что все это чувствуют. Все время воздух двигается над широкими морями, снежными полями, дремучими лесами и жаркими пустынями.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры

«Быстрее ветра», «Кто выше?».

Цели:

развивать быстроту бега;

учить прыгать легко.

Индивидуальная работа

«Прыгни дальше».

Цели: учить прыгать в длину с разбега.

Средняя группа Апрель

Прогулка 3

Наблюдение за птицами

Цель:

формировать желание заботиться о птицах;

учить и называть птиц и части тела;

упражнять в умении находить отличие и схожесть у птиц.Ход наблюдения

Воспитатель обращает внимание на то, как много птиц прилетело в столовую. Предлагает посмотреть на больших птиц. Какое у них оперенье, какой большой клюв, как важно и чинно они ходят по земле, не спеша, никого не боятся. А теперь взглянуть на сороку. Она много меньше по размеру, чем ворона, какое красивое и необычное у нее оперение. Длинный хвост, и она не ходит по земле, а подпрыгивает с места на место.

Назвать сходство и отличие во внешнем виде и поведении птиц.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от мусора.

Цели:

учить работать лопаткой;

воспитывать любовь к труду.

Подвижные игры

«Ворона и воробей». Цели:

продолжать учить ориентировке в пространстве, развивать умение не наталкиваться друг на друга;

вслушиваться в команду воспитателя;

воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Мыши водят хоровод».

Цели:

упражнять в выполнении движений;

воспитывать интерес к игре.

Индивидуальная работа

«Добеги до флажка».

Цель: развивать быстроту бега.

Средняя группа Апрель

Прогулка 4

Наблюдение за сорокой

Цели:

— расширять представления о весне и поведении птиц в это время года;

— обогащать знания новыми словами, понятиями.

Ход наблюдения

Солнышко греет все сильнее, снег тает, кругом ручьи поют свою песенку. Дети прислушиваются к журчанию воды, произносят «ж-ж-ж!». Пускают по ручейкам щепки, ветки, бумажные кораблики.

В птичьей столовой собралось много птиц. Перечислите, каких вы птиц видите? Как вы думаете, почему они радуются? Обратите внимание на сороку, как она тоже радуется весне, весело поет свою песенку. Какие особенности вы заметили в поведении птиц? Предложит насыпать корм в кормушку, объясняя, что птицам трудно добывать корм.

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Подвижные игры

«Птички раз! Птички два!».

Цель: упражнять в умении согласовывать движения с текстом.

«Раздувайся, мой шар!»

Цели:

учить выполнять разнообразные движения, образуя круг;

упражнять детей в произношении звука [ш].

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение быстро бегать по сигналу воспитателя в разные стороны.

Средняя группа Апрель

Прогулка 5

Наблюдение за погодой

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Туча прячется за лес, Смотрит солнышко с небес — И такое чистое, доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали.

Что изменилось с приходом весны? Дни стали прибавляться, солнышко стало чаще появляться и не только светить, но и греть.

Что изменилось на огороде? (Появились проталины.) Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а лежит маленькими клочками? Скоро прилетят с юга птицы, и если мы повесим на деревьях скворечники, то они захотят в них поселиться.

Каждое утро они будут своим пением поднимать нам настроение, радовать нас. Будут поедать вредителей на стволах деревьев и грядках. Каких насекомых-вредителей вы знаете? Муравей — вредитель? (Нет, он санитар.) Какие изменения произошли с деревьями? (Стали набухать почки.) Почему зимой почки не набухают? (Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, оно просыпается, начинает питаться талой водой.)

Трудовая деятельность

Посыпание дорожек песком (на огороде).

Цель: учить мальчиков уважать девочек, выполнять более тяжелую работу (носить ведерки с песком).

Подвижные игры: «Перелет птиц».

Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: закреплять умение ходить размашистыми шагами, перепрыгивать через препятствия.

Средняя группа Апрель

Прогулка 6

Наблюдение за ивой

Цели:

познакомить с характерными особенностями ивы;

научить отличать иву от других деревьев и кустарников.

Ход наблюдения

Рассмотреть куст ивы на участке и ответить на вопросы воспитателя.

По каким признакам можно узнать березу, рябину, вербу?

Какие характерные особенности у ивы вы заметили?

Ива — это куст или дерево? Почему?

В народе говорят про иву так:

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

Что еще имеется на ветках ивы? (Белые пушистые комочки.)

Трудовая деятельность

Уборка участка от мусора.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«По ровненькой дорожке».

Цель: учить ходить по невысокому буму, спрыгивать, сгибая ноги в коленях.

«Бегите ко мне».

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Бросание мяча вверх (свободно, ненапряженными мягкими движениями кисти).

Цель: развивать ловкость, выносливость.

Средняя группа Май

Прогулка 1

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель: знакомство с третьей победой весны над зимой — весной лесной.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.

Я, раскрывая почки, В зеленые листочки

Деревья одеваю, Посевы поливаю,

Движения полна, Зовут меня... (весна).

О каком времени года говорится в загадке?

Перечислите признаки весны.

Какой сейчас месяц?

Обратить внимание детей, что весна скоро одержит третью победу — самую решительную над зимой.

Что это за дерево? Что произошло с почками?

Они маленькие или большие?

Предложить понюхать почки. Как они пахнут?

Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?

А какого цвета появляются листочки?

Весна! Денек прекрасный!

В саду стреляют почки,

И протирают глазки

Зеленые листочки.

Во что скоро оденется лес?

А какие птицы прилетят? Какая птица в лесу кукует?

Обратить внимание детей, что это растительная победа солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная.

А еще какие вы знаете весны? (Полевая, речная.)

Какое время года наступит после лесной весны? (Лето.)

Трудовая деятельность: Уборка огорода и грядок.

Цель: вызвать желание подготовить грядки к посадке семян.

Подвижные игры: «Добеги и прыгни».

Цель: добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.

«Кто скорее добежит по дорожке?».

Цель: продолжать развивать пространственную ориентировку.

Индивидуальная работа: Бросание предметов в цель.

Цель: закреплять навыки бросания предметов в цель одной рукой.

Средняя группа Май

Прогулка 2

Сравнение ели с сосной

Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различии (сосна, как и ель, зеленая всегда, у нее тоже есть иголки, только длиннее, веточки только наверху).

Ход наблюдения

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Воспитатель загадывает детям загадку.

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна.)

Сосна — дерево высокое. У нее ствол прямой, веточки только на макушке, ветки покрыты длинными зелеными иголками. Сосна зеленая и зимой и летом. А еще у сосны, как у елочки, бывают шишки.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цели:

воспитывать трудолюбие;

учить помогать друг другу.

Подвижные игры

«Воробушки», «Поезд».

Цель: упражнять детей в ходьбе по скамейке, в беге врассыпную.

Индивидуальная работа

«Кто быстрее добежит?», «По камушкам».

Цель: упражнять в беге, равновесии в ходьбе по «камушкам» (кирпичики), умении быстро действовать по сигналу.

Средняя группа Май

Прогулка 3

Труд на огороде

Цель: показать, как правильно сажать рассаду капусты, картофель, лук, сеять семена моркови, свеклы.

Ход наблюдения

Как изменилась земля (там, где мы не вскапывали) под деревьями? (Появилась зеленая трава.)

Расцвел первоцвет, мать-и-мачеха, появились маленькие листики одуванчика. Обратить внимание на грядки. У клубники появились зеленые листочки, клубника пустила усы, а чуть позже зацветет. А что с другими грядками? Они стоят скучные, пустые, грустят. Что надо сделать, чтобы грядки стали пестрыми, яркими и осенью нас порадовали? Как правильно сажать рассаду капусты?

Сначала надо выкопать ямку, полить немного, затем положить в ямку рассаду, засыпать землей и опять полить уже обильно. Можно сказать, что растения — живые организмы. Как правильно сеять семена?

Сначала надо сделать бороздки, и по одному семечку, не очень близко друг к другу, класть в бороздки семена, сверху граблями закрыть землей и полить. Что надо делать, чтобы наши семена и рассада взошли? Надо все лето ухаживать, поливать, вырывать сорняк. Тогда огород нас за это отблагодарит.

Трудовая деятельность: Работа на огороде.

Цели: - закреплять умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя (посадка на огороде); -

закреплять знания о росте и развитии растений.

Подвижная игра: «Совушка».

Цели: - учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя;

формировать умение плавно работать руками, бегать в определенном направлении.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цели: - формировать умение бегать врассыпную в определенном направлении;

строиться в шеренгу по три человека.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Средняя группа Май

Прогулка 4

Наблюдение за цветником

Цели:

закреплять знания о цветнике;

воспитывать желание ухаживать за клумбой, подготовить ее кпосадке рассады цветов.

Ход наблюдения

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок — терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Воспитатель задает детям вопросы.

Что надо сделать, чтобы подготовить клумбу к посадке рассады?(Убрать сухие стебли, листья.)

Чем будем убирать стебли? (Граблями.)

Чем вскопаем землю? (Лопатами.)

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке территории после зимы.

Цели:

учить трудиться сообща;

воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Спящая лиса», «Покажи мяч».

Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

Индивидуальная работа

«Перелет птиц».

Цель: учить быстро действовать по сигналу воспитателя; двигаться в определенном направлении.

Средняя группа Май

Прогулка 5

Наблюдение за рябиной

Цели:

закреплять знания о строении дерева;

формировать представление об изменении природы в мае.

Ход наблюдения

Потихоньку набухают почки, с каждым днем они становятся все больше и больше. Рябина снова оживает, просыпается после зимней спячки. Наконец-то появляются маленькие, красивые, резные зеленые листочки. Выросли резные листья, зацвела рябина. Ее цветы, собранные в кремово-белые соцветия, наполняют лес, улицу своеобразным ароматом. Рои пчел весело гудят возле рябины, собирают красноватый ароматный мед. Вот какое доброе дерево — рябина! И ягодой нас попотчует, и медом угостит.

Трудовая деятельность

• Коллективный труд. Уборка с участка старых листьев, травы, подметание дорожек. ель: формировать желание трудиться, умение выполнять основные трудовые процессы.

Подвижные игры

«Кролики», «Наседка и цыплята».

Цель: учить прыгать на двух ногах по всей площадке, приседать по сигналу, находить свое место.

Индивидуальная работа

Пробежать «змейкой» между кеглями, расставленными в ряд; пробежать по бревну, неся на голове мешочек с песком.

Цели:

учить не задевать кегли, пробегая между ними;

развивать быстроту, ловкость, равновесие.

Средняя группа Май

Прогулка 6

Наблюдение за цветником

Цели:

уточнять названия цветов, их строение, особенности размера,окраски, формы лепестков;

побуждать к сравнительным высказываниям, обращать внимание на запах цветов.

Ход наблюдения

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Стоит в саду кудряшка —

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое? (Ромашка.)

Какие цветы растут в цветнике?

Как они называются?

Какие из них многолетние?

Какие однолетние?

Трудовая деятельность

Коллективный труд на участке по уборке территории.

Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры

«Живая клумба цветов», «Покажи мяч».

Цели:

закреплять названия цветов с помощью игры;

учить двигаться хороводом;

упражнять в бросании и ловле мяча.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: упражнять в ходьбе по линии, сохраняя равновесие.

Средняя группа Май

Прогулка 7

Наблюдение за цветником

Цели:—закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать, видеть различие между ними;

— воспитывать чувство красоты.

Ход наблюдения

Ромашки бархатны для нас

Веселый май в тиши припас,

Но мы их обрывать не будем —

Пускай цветут на радость людям.

Воспитатель задает детям вопросы.

Что надо сделать, чтобы на клумбе зазеленели цветы? (Посадить рассаду.)

А чтобы рассада хорошо росла, что надо сделать? (Поливать, выпалывать сорняки.)

А кто знает, что такое сорняки?

Трудовая деятельность

Приведение в порядок цветников, взрыхление земли, посадка рассады.

Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры

«Наседка и цыплята», «Самолеты».

Цель: упражнять в подлезании, беге, не сталкиваясь друг с другом, быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

«Кто попадет?», «Обезьянки».

Цели:

упражнять в метании левой и правой рукой;

учить лазанию по гимнастической стенке.