Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций



Развитие УУД на уроках физической культуры посредством учебных задач

Автор: Сапожников Андрей Николаевич, учитель физической культуры
Иркутская область п. Тыреть

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Развитие УУД на уроках физической культуры посредством учебных задач

На современном этапе все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения. Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения:

личностным, метапредметным, предметным.

В результате изучения программы «Физическая культура» учащимися должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Как добиться этих результатов?

 Ведущая идея педагогической деятельности как учителя физической культуры состоит в обеспечении физического здоровья учащихся, формирования у них личностных результатов в занятиях спортом путем оптимального сочетания теории и практик и выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения физической культуры.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре считаю развитие следующих умений:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

участвовать в соревнованиях различного уровня.

Развитие данных умений обеспечивается через использование учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале по предмету. Существует несколько видов данных задач. В нашей гимназии разработаны четыре типа учебных заданий, в том числе и по предмету физическая культура.

Тип учебного задания

Требования ФГОС основного общего образования

Задания на формирование навыков коммуникации

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) смысловое чтение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Задания на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Задания на формирование ценностно-смысловых установок

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Задания на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Данные учебные задания способствуют развитию у учащихся качеств личности: волевые, нравственные, эстетические и др. Решая эти задачи, ученик развивает у себя инициативу, самостоятельность, стремление к творчеству, формирует мировоззрение и воспитывает критическое отношение к собственным поступкам. Положительные свойства, приобретаемые учеником в результате физкультурной деятельности, формируют его как целостную личность, обладающую высоким уровнем общей культуры. Таким образом, посредством учебных задач выполняются требования предъявляемые стандартом к результатам обучения (личностным).