Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Использование информационно-образовательных ресурсов для развития театральных способностей детей.

Автор: Карпачева Алла Владимировна, воспитатель
Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Лангепас

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Использование информационно-образовательных ресурсов для развития театральных способностей детей.

Этапы реализации

1 этап. Подготовительный

Задачи:

1. Анализирую содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного обеспечения я создала необходимые методические и дидактические материалы для проведения развивающих занятий. На этом этапе я разработала методическое обеспечение использования ИОТ в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе с точки зрения соответствия условий и возможностей применения санитарно-гигиеническим требованиям.

Особого внимание я уделила материалам в соответствие с программным содержанием выбранных направлений воспитательно-образовательной работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста

2 этап. Реализация

Задачи:

1.Опробовав механизмы использования ИОТ на занятиях с дошкольниками.я продолжила формирование базы дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому детей. В данном этапе предполагаю непосредственное проведение занятий с использованием мультимедийной техники согласно тематическим планам ДОО.

3 этап. Контрольно-диагностический

Задачи:

1. Я проанализировала эффективность использования ИОТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка. 2.Так же разработала рекомендаций педагогов по использованию ИОТ в воспитательно-образовательной работе. Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию мультимедиа техники, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах учреждения и обмену опытом с другими ДОО.

Методические рекомендации

"Использование ИКТ в процессе театрализованной деятельности дошкольников"

Для решения поставленной цели были сформированы следующие задачи:

1.Развивать творческие способности в театрализованной деятельности с использованием ИКТ.

2.Последовательно знакомить детей с видами театров, используя средства ИКТ.

3.Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). С помощью ИКТ помогать в создании выразительных средств.

4. Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.

5. Развивать пластическую выразительность.

6. Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

1. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.

2. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.

3.У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.

4.Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.

Во-первых, информационные технологии позволят дополнить содержание и методику работы по театрализованной деятельности, увеличат возможность обогащения и систематизации чувственного опыта воспитанников. Особенно в тех случаях, когда в реальной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К примеру, демонстрация игры актеров, выразительных приемов передачи особенностей роли.

Во-вторых, уровень наглядности значительно выше, чем в пособиях с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов. Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную.

В результате работы педагога с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование у детей качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы. Используя информационные технологии в театрализованной деятельности, предполагается реализация следующих целей: во-первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения; во-вторых, формирование общей культуры, эрудиции старших дошкольников; в-третьих, развитие и углубление интереса воспитанников к театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге и способствует повышению уровня развития творческих способностей детей. Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет выразительное чтение сказки. Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В этом в большой степени могут помочь информационно- коммуникационные технологии: например, прослушивание сказки, которую читает профессиональный диктор. Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т.д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.

"В гостях у сказки" по внедрению информационно-коммуникационных технологий в театрализованную деятельность детей

1. Комплексный подход к организации общеобразовательного процесса;

2. Высокий уровень развития театрализованных знаний и умений;

3. Создание условий для развития творческих проявлений детей;

4. Оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.

Система работы в области развития театрализованной деятельности детей с применением ИКТ строилась в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип психологической комфортности – создание условий, в которой дети чувствуют себя «как дома», снятие стресс образующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

2. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

3. Принцип целостного представления о мире – формирование научной картины мира, личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.

4. Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.

5. Принцип минимакса – учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижения вперёд своим темпом.

В перспективном планировании включена работа над формированием эмоциональной выразительной речи детей, развитием мимики, жестов. Реализация перспективного планирования по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности с применением ИКТ осуществляется целенаправленно и систематично на занятиях кружка «В гостях у сказки». Каждая постановка (драматизация) любого литературного произведения проходит несколько этапов.

1 этап – подготовительный. Первичное знакомство с литературным текстом. Работа над усвоением литературного текста. Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в постановке.

2 этап – содержательный. Обогащение знаний детей о происходящих событиях, выразительности произнесения текста, передача движений и подготовка декораций.

3 этап – практический. Постановка спектакля. Показ спектакля целевой аудитории.

4 этап – итоговый. Анализ результата работы с детьми. Обработка полученных данных. Соотнесение с поставленной целью. Ознакомление родителей с результатами работы. На каждом занятии происходит интеграция следующих образовательных областей: - Коммуникация; - Социализация; - Познание; - Чтение художественной литературы; - Художественное творчество. Также присутствуют следующие виды деятельности:

Коммуникативная; - Художественно-продуктивная; - Познавательно-исследовательская; - Игровая; - Чтение художественной литературы. На каждом занятии решаются следующие задачи: - Развивать и совершенствовать все стороны речи (чистое произношение всех звуков, активизация словаря, развитие диалогической речи); - Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию, формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции; - Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (басня, рассказ, сказка, стихотворение); - Развивать творческое воображение; - Научить способам адекватного взаимодействия друг с другом; - Дать знание о нравственных эталонах поведения; - Воспитывать интерес и уважение к окружающим сверстникам и взрослым; - Создать соответствующую предметно-развивающую среду. Занятия по театрализованной деятельности имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Вместе с детьми на компьютере мы просматриваем сказки, мультфильмы, познавательные презентации. Цель этой работы - развить устойчивый интерес к театральной деятельности. Использование ИКТ в театрализованной деятельности развивает у детей дошкольного возраста воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления.

Для облегчения процесса подготовки игр-драматизаций создана коллекция слайдов положительных и отрицательных героев сказок, мультимедийная картотека театральных костюмов. Для подбора сценариев, сказок, декораций, масок, грима активно используется интернет ресурсы. В нашем детском саду мы используем следующие информационно- коммуникационные технологии: - музыкальный центр с аудио проигрывателем; - ноутбук, - проектор. Можно с уверенностью сказать, что использование информационно- коммуникационных технологий обеспечивает наглядность, которая способствует полному восприятию и лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Заключение Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно- образовательный процесс дошкольных учреждений. Требования Федерального государственного образовательного стандарта определяют потребность педагога в овладении и использовании ИКТ в практической деятельности. Повышение эффективности образовательного процесса, развитие у детей устойчивого познавательного интереса к процессу обучения, создание положительной эмоциональной обстановки - все эти задачи помогают решить информационно-коммуникационные технологии. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках Федеральных государственных стандартов общего образования является одной из задач нашего образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрализованная деятельность в детском саду. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений. В заключение хотелось бы отметить, что каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. И наша задача заключается в создании системы и методики использования ИКТ, которые не навредят здоровью ребёнка, а будут способствовать его всестороннему развитию.