Театрализация экологической сказки, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Основная цель: Развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию у детей эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произ
Посмотреть публикациюСкачать свидетельство о публикации
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Кокурина Ирина Николаевна
Воспитатель МБДОУ д/с №1 « Светлячок»
г. Семенов
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
( из опыта работы)
Аннотация: в статье рассмотрена тема экологического воспитания
посредством экологической сказки и ее театрализации.
Автор детально раскрывает данный вид деятельности и предлагает формы организации по формированию экологического воспитания посредством экологической сказки и ее театрализации..
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая сказка, театрализованная деятельность, дошкольники.
Одно из важных направлений всестороннего развития личности детей дошкольного возраста – это воспитание экологической культуры.
Детство – самый важный этап в жизни человека. Он заполнен радостью
открытия мира. И именно театрализованная деятельность помогает полнее
и интереснее открыть этот мир. Сама форма организации театральной игры, предполагает обыгрывание какой - либо темы.
Учитывая важность и необходимость экологического воспитания детей
в детском саду, целесообразно использовать самый интересный вид детской
деятельности – театрализованную деятельность, и знакомство с экологической сказкой, так как она является увлекательной, занимательной и познавательной. В связи с этим, особое значение приобретает использование народных песен, попевок, потешек, загадок, частушек, сказок, так как это самый доступный источник знаний об окружающем мире.
В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Было бы ошибкой думать, что окружающий мир сам по себе научит ребенка думать». Чувство жизни в природе нуждается в интеллектуальном оформлении, и сказки как раз отвечают этой потребности ребенка.
В детстве большое значение в воспитательном процессе играют сказки, подводящие детей к понятиям лжи и правды, дружбы и предательства, добра и зла. Восприятие этих понятий усиливается, если дети познакомятся с природоохранной этикой через сказки – спектакли, в которых они сами же исполняют различные роли. Слова в защиту живого, произнесенные устами героя такой сказки, остаются в памяти и на подсознательном уровне, руководят человеком и во взрослой жизни.
А.Удовиченко отмечает, что экологическая сказка учит, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества друзей (различать животных и растения),научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой .
Сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой.
Сказки с экологическим содержанием отличает то, что они несут в себе достоверную, научную информацию, в интересной сказочной форме дают представления о закономерностях природы, о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде, об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. К таким произведениям можно отнести «Сова» В. Бианки, «Русачек» Н. Романовой, «Большое чудо» Н. Павловой и другие.
В экологическом воспитании детей дошкольного возраста используется разнообразная театрально-игровая деятельность( кукольный театр в разных
видах, инсценировки сказок, настольный театр, плоскостной театр, кукольный би -ба-бо, игры – драматизации), игры – имитации (движений), где ребенку доступна возможность воспроизвести отдельные действия птиц, животных, насекомых;
- ролевой диалог героев сказок (образно – пластические движения учат
двигаться в определенном пространстве);
- придумывать и передавать в движении образ (используя жест, мимику,
пластику).
Использование не традиционной формы работы в данном направлении помогает детям получить огромную массу впечатлений из окружающего
мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия.
Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.
Интерес детей к экологической сказке определяется прежде всего :
- новизной сюжета;
- наличием необычных персонажей;
- их действиями;
- а так же конечным результатом.
Большую роль играют и такие факторы:
- доступность материала;
- увлекательная форма;
- элементы загадочности.
На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, и ее театрализацию, могут быть заложены начальные формы осознанно -правильного отношения к природе ,интерес к ее познанию , сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях ,выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Основная цель в формировании экологического воспитания посредством экологической сказки и ее театрализации:
- Развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию у детей эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.
Задачи:
Развивающие:
- развитие базисных характеристик личности: самостоятельности, ответственности, инициативности, безопасности и свободы поведения, способности к самооценке.
Воспитательные:
- воспитание осознанно-правильного отношения к природе в целом;
- воспитание стремления не причинять вреда природе;
- воспитание эмоциональной отзывчивости.
Образовательные:
- формирование у детей представлений о взаимосвязях объектов живой природы, являющихся героями сказок, с условиями среды обитания и др. живыми существами, о существенных признаках и потребностях живого в условиях экологической системы.
Форма организации по формированию экологического воспитания посредством экологической сказки и ее театрализации, подразделилась на три основных направления, это:
Рис.1. Форма организации по формированию экологического воспитания посредством экологической сказки и ее театрализации
На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, и ее театрализацию, у детей формируются:
Рис.2. Формирующиеся умения и навыки
Форма организации по формированию экологического воспитания
посредством экологической сказки и ее театрализации
Рис.1. «Форма организации по формированию экологического воспитания
посредством экологической сказки и ее театрализации»
Основные принципы по формированию экологического воспитания
посредством экологической сказки и ее театрализации:
Таблица 1.
«Принципы по формированию экологического воспитания»
Принцип накопления | эмоционально-чувственных представлений об объектах природы ,о связи их с условиями среды обитания. |
Принцип использования | имеющегося о у детей опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения. |
Принцип создания | представлений о многообразии сказочных образов природы. |
Принцип создания | условий для понимания детьми экологического содержания сказки в процессе знакомства с ней ,используя разные виды деятельности(двигательная, музыкальная, изобразительная, конструкторская и пр.). |
Принцип формирования | у детей умений использовать имеющийся опыт непосредственного общения с объектами природы. |
Принцип включения | в процесс обсуждения сказки с экологических позиций различных форм коллективного ,индивидуального творчества и сотворчества взрослого и детей. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Вераксы Н.Е, Комарова Т,С, , Васильева М.А. Основная образовательная программа « ОТ рождения до школы» С. Мозаика-Синтез»,2015
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез, 2015
Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие дошкольника (пособие для воспитателя детского сада)», М. Просвещение, 1985
Молодцова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск, «Асар», 2001
Посылкина Р.П. «Сказка в экологическом образовании детей дошкольного возраста» Москва, 2002
Посылкина Р.Ю. « Стратегия использования психолого-педагогических возможностей сказки с целью развития личности старших дошкольников в экологическом образовании» Н. Новгород издательство ВГИПИ, 2000, с.196-199
Ушакова М.М. «Экологические сказки как средство воспитания экологической этики» Н. Новгород, 2009