Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Театрализация экологической сказки, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Кокурина Ирина Николаевна, воспитатель
Нижегородская обл. г.Семенов

Основная цель: Развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию у детей эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Кокурина Ирина Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с №1 « Светлячок»

г. Семенов

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

( из опыта работы)

Аннотация: в статье рассмотрена тема экологического воспитания

посредством экологической сказки и ее театрализации.

Автор детально раскрывает данный вид деятельности и предлагает формы организации по формированию экологического воспитания посредством экологической сказки и ее театрализации..

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая сказка, театрализованная деятельность, дошкольники.

Одно из важных направлений всестороннего развития личности детей дошкольного возраста – это воспитание экологической культуры.

Детство – самый важный этап в жизни человека. Он заполнен радостью

открытия мира. И именно театрализованная деятельность помогает полнее

и интереснее открыть этот мир. Сама форма организации театральной игры, предполагает обыгрывание какой - либо темы.

Учитывая важность и необходимость экологического воспитания детей

в детском саду, целесообразно использовать самый интересный вид детской

деятельности – театрализованную деятельность, и знакомство с экологической сказкой, так как она является увлекательной, занимательной и познавательной. В связи с этим, особое значение приобретает использование народных песен, попевок, потешек, загадок, частушек, сказок, так как это самый доступный источник знаний об окружающем мире.

В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Было бы ошибкой думать, что окружающий мир сам по себе научит ребенка думать». Чувство жизни в природе нуждается в интеллектуальном оформлении, и сказки как раз отвечают этой потребности ребенка.

В детстве большое значение в воспитательном процессе играют сказки, подводящие детей к понятиям лжи и правды, дружбы и предательства, добра и зла. Восприятие этих понятий усиливается, если дети познакомятся с природоохранной этикой через сказки – спектакли, в которых они сами же исполняют различные роли. Слова в защиту живого, произнесенные устами героя такой сказки, остаются в памяти и на подсознательном уровне, руководят человеком и во взрослой жизни.

А.Удовиченко отмечает, что экологическая сказка учит, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества друзей (различать животных и растения),научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой .

Сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой.

Сказки с экологическим содержанием отличает то, что они несут в себе достоверную, научную информацию, в интересной сказочной форме дают представления о закономерностях природы, о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде, об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. К таким произведениям можно отнести «Сова» В. Бианки, «Русачек» Н. Романовой, «Большое чудо» Н. Павловой и другие.

В экологическом воспитании детей дошкольного возраста используется разнообразная театрально-игровая деятельность( кукольный театр в разных

видах, инсценировки сказок, настольный театр, плоскостной театр, кукольный би -ба-бо, игры – драматизации), игры – имитации (движений), где ребенку доступна возможность воспроизвести отдельные действия птиц, животных, насекомых;

- ролевой диалог героев сказок (образно – пластические движения учат

двигаться в определенном пространстве);

- придумывать и передавать в движении образ (используя жест, мимику,

пластику).

Использование не традиционной формы работы в данном направлении помогает детям получить огромную массу впечатлений из окружающего

мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия.

Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.

Интерес детей к экологической сказке определяется прежде всего :

- новизной сюжета;

- наличием необычных персонажей;

- их действиями;

- а так же конечным результатом.

Большую роль играют и такие факторы:

- доступность материала;

- увлекательная форма;

- элементы загадочности.

На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, и ее театрализацию, могут быть заложены начальные формы осознанно -правильного отношения к природе ,интерес к ее познанию , сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях ,выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Основная цель в формировании экологического воспитания посредством экологической сказки и ее театрализации:

- Развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию у детей эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.

Задачи:

Развивающие:

- развитие базисных характеристик личности: самостоятельности, ответственности, инициативности, безопасности и свободы поведения, способности к самооценке.

Воспитательные:

- воспитание осознанно-правильного отношения к природе в целом;

- воспитание стремления не причинять вреда природе;

- воспитание эмоциональной отзывчивости.

Образовательные:

- формирование у детей представлений о взаимосвязях объектов живой природы, являющихся героями сказок, с условиями среды обитания и др. живыми существами, о существенных признаках и потребностях живого в условиях экологической системы.

Форма организации по формированию экологического воспитания посредством экологической сказки и ее театрализации, подразделилась на три основных направления, это:

Рис.1. Форма организации по формированию экологического воспитания посредством экологической сказки и ее театрализации

На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, и ее театрализацию, у детей формируются:

Рис.2. Формирующиеся умения и навыки

Форма организации по формированию экологического воспитания

посредством экологической сказки и ее театрализации

Рис.1. «Форма организации по формированию экологического воспитания

посредством экологической сказки и ее театрализации»

Основные принципы по формированию экологического воспитания

посредством экологической сказки и ее театрализации:

Таблица 1.

«Принципы по формированию экологического воспитания»

Принцип накопления

эмоционально-чувственных представлений об объектах природы ,о связи их с условиями среды обитания.

Принцип использования

имеющегося о у детей опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.

Принцип создания

представлений о многообразии сказочных образов природы.

Принцип создания

условий для понимания детьми экологического содержания сказки в процессе знакомства с ней ,используя разные виды деятельности(двигательная, музыкальная, изобразительная, конструкторская и пр.).

Принцип формирования

у детей умений использовать имеющийся опыт непосредственного общения с объектами природы.

Принцип включения

в процесс обсуждения сказки с экологических позиций различных форм коллективного ,индивидуального творчества и сотворчества взрослого и детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Вераксы Н.Е, Комарова Т,С, , Васильева М.А. Основная образовательная программа « ОТ рождения до школы» С. Мозаика-Синтез»,2015

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез, 2015

Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие дошкольника (пособие для воспитателя детского сада)», М. Просвещение, 1985

Молодцова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск, «Асар», 2001

Посылкина Р.П. «Сказка в экологическом образовании детей дошкольного возраста» Москва, 2002

Посылкина Р.Ю. « Стратегия использования психолого-педагогических возможностей сказки с целью развития личности старших дошкольников в экологическом образовании» Н. Новгород издательство ВГИПИ, 2000, с.196-199

Ушакова М.М. «Экологические сказки как средство воспитания экологической этики» Н. Новгород, 2009