Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций



Разработка урока "Географическое положение и история исследования Антарктиды"

Автор: Михеева Елена Викторовна, учитель географии
Волгоградская область, г. Камышин

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «Географическое положение и история исследования Антарктиды» средствами технологии критического и проблемного обучения.

Образовательная цель: добиться осознания и усвоения ключевых слов - Антарктида, М.П. Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Р.Амундсен, Р.Скотт; показать значение открытия материка Антарктиды русскими моряками, покорения Южного полюса Земли экспедициями Р.Амундсена, Р.Скотта; отрабатывать правила работы с картой,  развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Воспитательная цель: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию мировоззренческой географической культуры личности, патриотизма.

Развивающая цель: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания.

Формирование УУД:

-Личностные: воспитание патриотизма, развитие правильной самооценки;

- Регулятивные: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей;

- Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками и учителем, совершенствовать умения представлять свои знания в группе, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения; осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы

- Познавательные: накопление знаний по теме урока, преобразование информации из одной формы в другую, расширение кругозора, словарного запаса.

Тип урока:  Урок изучения нового материала, урок – путешествие.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная и групповая.

Средства обучения: учебник географии 7 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Материки и океаны: Ч. 2, атласы и контурные карты по географии, 7 класс. Физическая карта мира, карта Антарктиды . Портреты путешественников, презентация об Антарктиде. Интерактивная карта Антарктида

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап. 

Актуализация знаний

Проверка организации рабочих мест

Здравствуйте, ребята!

Мы продолжаем путешествие по материкам Земли. Вспомните, на каких южных материках мы уже побывали?

Что объединяет эти материки и чем они отличаются друг от друга?

Назовите характерные черты каждого из материков.

Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы.

2 этап 

Создание проблемной ситуации

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» С этими словами я предлагаю вам отправиться на поиски нового материка. Какого? Пусть поможет вам эта подсказка.

Весь континент – Сплошная льдина,Зимой и летом – холодина!Закалка здесь необходима!Бери, мой друг, пример с пингвина.

Каким вы представляете себе этот континент? Какими рекордами он обладает?

Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока.

« На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели … Таков материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны» Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с  которым мы познакомимся на уроке.

Какие ассоциации возникли у вас при слове Антарктида?

-На картах найдите Антарктиду.

Итак, сегодня на уроке мы

Рассмотрим особенности её географического положения

Вспомним , кто и когда открыл Антарктиду

Познакомимся с отважными и смелыми людьми- полярниками

ученики отвечают на вопросы

АНТАРКТИДА

Отвечают на вопросы и обозначают проблему

Учащиеся слушают описание материка, определяют, о чём в отрывке идёт речь и совместно с учителем формулируют тему урока.

Безмолвная, ледяная, холодная, безжизненная,далекая

3 этап 

Целеполагания

Предоставляет спорное утверждение, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Почему Антарктиду относят к южным материкам, хотя она сильно отличается от них своим географическим положением и особенностями природы?

Проявляют познавательную инициативу.

осознание возникшего интеллектуального затруднения, дефицита знаний.

Осмысливают вопрос и формулируют ответы на них.

Осознание цели предстоящей деятельности.

4 этап Планирования работы

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

- Вспомните алгоритм работы при изучении предыдущих материков, выскажите своё мнение о том, какие вопросы, касающиеся Антарктиды, мы сегодня будем изучать.

- Составьте небольшой план работы на уроке.

Называют план работы на уроке.

1)Географическое положение

2)Антарктика

3)Открытие и первые исследования

4)Современные исследования Антарктиды.

5 этап 

Изучение нового материала

Организация групповой деятельности

С чего начинаем изучение любого материка?

Какие необходимо использовать карты и материалы?

На основе анализа карты Антарктиды в атласе и текста учебника

Подумайте почему Антарктида имеет такое название?

Найдите площадь Антарктиды, какое место она занимает среди других материков.

На материке нет постоянно живущего населения, как вы думаете почему?

А что является причиной суровости климата и удаленности от основного мира?

Итак, вам необходимо дать характеристику Г.П. задание по группам.

1группа: 1 пункт как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана

2 группа: 2 пункт найдите крайние точки, определите их координаты и протяженность по 180- меридиану и 90- меридиану.

3группа: 3 пункт в каких климатических поясах расположен.

4группа: 4 пункт какие океаны и моря омывают.

5 группа: 5 пункт как расположен относительно других материков.

В контурной карте выполнить задание-

Подписать крайнюю точку материка.

Физминутка для глаз

Итак, вы уже у берегов Антарктиды.

Долгие годы не было известно людям о ледяном материке. Почему он был открыт самым последним?

История открытия и исследования материка – это история героических подвигов многих поколений мореплавателей, путешественников и ученых ряда стран мира.

Более подробно познакомиться с этой историей помогут вам сообщения одноклассников.

В 1957-1959гг. – велись исследования в рамках Международного географического года и непосредственно после него. В этот период были вложены огромные средства и усилия. Здесь работало 38 станций разных стран мира.

А станций каких государств больше всего?

Действительно огромный вклад в изучение Антарктиды внесли и наши соотечественники. Найдите на карте их фамилии или русские названия.

С географического положения

Физическую карту Антарктиды, карту мира, план описания Г.П.

Читают учебник, анализируют карту.

Высказывают свои предположения.

Расположена против Арктики.

Определяют место Антарктиды среди других материков

14 млн.км.2

5 место

Высказывают свои предположения.

( суровый климат, стерильность материка, дистиллированная вода из растопленного льда снижает иммунитет)

Географическое положение.

Самостоятельно работают с типовым планом на стр. 344, картами атласа.

Относительно экватора в южном полушарии, почти весь материк в пределах южного полярного круга, пересекают все меридианы, т.к в центре находится южный полюс.

Мыс Сифре ( 630 ю.ш.).

Протяженность по 180- меридиану .

По 90- меридиану-4550км

В антарктическом и субантарктическом

( Антарктический п-ов).

Южный океан, моря: Беллинсгаузена, Уэдделла, Лазарева, Рисер Ларсена, Космонавтов, Содружества, Сомова, Росса, Амундсена.

Удален от других материков, близко расположен к Южной Америки. Их разделяет пролив Дрейка.

Одновременно с ответами групп другие учащиеся записывают краткую информацию в тетрадь.

Высказывают свои предположения.

( Удален то других, вдали от мировых транспортных путей, суровые условия.)

Во время рассказа показывают маршруты на интерактивной карте.

Остальные во время рассказа заполняют таблицу, по карте атласа отслеживают путь мореплавателей и путешественников.

История открытия и исследования.

Российских

По карте атласа находят и называют географические объекты.

Море Сомова, Космонавтов, Содружества,

Станции Восток, Мирный, Ленинградская, Новолазаревская и другие.

6 этап 

Применение нового знания.

Организация групповой деятельности

Назовите особенности материка Антарктида?

Отвечают по очереди те, кому учитель передает «вымпел»:

Самый удаленныйСамый суровыйОткрыт позже других материковСамый высокийНет постоянного населенияНе принадлежит ни одной стране мираМатерик мира и сотрудничества

7 этап 

Рефлексия

(итог урока).

Обучающимся предлагается дать оценку своей работы на уроке и ответить на вопросы:

- Достигнута ли цель урока?

-Было ли тебе интересно на уроке?

-Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

- Смог ли ты применить ранее полученные знания?

-Как бы ты оценил свою работу на уроке?

Называют тему и задачи урока, выделяют темы, вызвавшие затруднения и наиболее понравившиеся.

Отмечают успешные вопросы одноклассников.

8 этап 

Домашнее задание

Домашнее задание разноуровневое

Базовый – §33

Повышенный – §.33, закончить работу по заполнению таблицы «Исследователи Антарктиды»

Творческое – написать эссе «Моя Антарктида»

Записывают домашнее задание в дневник.