Разработка урока "Географическое положение и история исследования Антарктиды"
Скачать свидетельство о публикации
Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «Географическое положение и история исследования Антарктиды» средствами технологии критического и проблемного обучения.
Образовательная цель: добиться осознания и усвоения ключевых слов - Антарктида, М.П. Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Р.Амундсен, Р.Скотт; показать значение открытия материка Антарктиды русскими моряками, покорения Южного полюса Земли экспедициями Р.Амундсена, Р.Скотта; отрабатывать правила работы с картой, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Воспитательная цель: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию мировоззренческой географической культуры личности, патриотизма.
Развивающая цель: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания.
Формирование УУД:
-Личностные: воспитание патриотизма, развитие правильной самооценки;
- Регулятивные: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей;
- Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками и учителем, совершенствовать умения представлять свои знания в группе, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения; осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы
- Познавательные: накопление знаний по теме урока, преобразование информации из одной формы в другую, расширение кругозора, словарного запаса.
Тип урока: Урок изучения нового материала, урок – путешествие.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная и групповая.
Средства обучения: учебник географии 7 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Материки и океаны: Ч. 2, атласы и контурные карты по географии, 7 класс. Физическая карта мира, карта Антарктиды . Портреты путешественников, презентация об Антарктиде. Интерактивная карта Антарктида
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 этап. Актуализация знаний | Проверка организации рабочих мест Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем путешествие по материкам Земли. Вспомните, на каких южных материках мы уже побывали? Что объединяет эти материки и чем они отличаются друг от друга? Назовите характерные черты каждого из материков. | Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы. |
2 этап Создание проблемной ситуации | «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» С этими словами я предлагаю вам отправиться на поиски нового материка. Какого? Пусть поможет вам эта подсказка. Весь континент – Сплошная льдина,Зимой и летом – холодина!Закалка здесь необходима!Бери, мой друг, пример с пингвина. Каким вы представляете себе этот континент? Какими рекордами он обладает? Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока. « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели … Таков материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны» Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с которым мы познакомимся на уроке. Какие ассоциации возникли у вас при слове Антарктида? -На картах найдите Антарктиду. Итак, сегодня на уроке мы Рассмотрим особенности её географического положения Вспомним , кто и когда открыл Антарктиду Познакомимся с отважными и смелыми людьми- полярниками | ученики отвечают на вопросы АНТАРКТИДА Отвечают на вопросы и обозначают проблему Учащиеся слушают описание материка, определяют, о чём в отрывке идёт речь и совместно с учителем формулируют тему урока. Безмолвная, ледяная, холодная, безжизненная,далекая |
3 этап Целеполагания | Предоставляет спорное утверждение, создаёт готовность к предстоящей деятельности. Почему Антарктиду относят к южным материкам, хотя она сильно отличается от них своим географическим положением и особенностями природы? | Проявляют познавательную инициативу. осознание возникшего интеллектуального затруднения, дефицита знаний. Осмысливают вопрос и формулируют ответы на них. Осознание цели предстоящей деятельности. |
4 этап Планирования работы | Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. - Вспомните алгоритм работы при изучении предыдущих материков, выскажите своё мнение о том, какие вопросы, касающиеся Антарктиды, мы сегодня будем изучать. - Составьте небольшой план работы на уроке. | Называют план работы на уроке. 1)Географическое положение 2)Антарктика 3)Открытие и первые исследования 4)Современные исследования Антарктиды. |
5 этап Изучение нового материала | Организация групповой деятельности С чего начинаем изучение любого материка? Какие необходимо использовать карты и материалы? На основе анализа карты Антарктиды в атласе и текста учебника Подумайте почему Антарктида имеет такое название? Найдите площадь Антарктиды, какое место она занимает среди других материков. На материке нет постоянно живущего населения, как вы думаете почему? А что является причиной суровости климата и удаленности от основного мира? Итак, вам необходимо дать характеристику Г.П. задание по группам. 1группа: 1 пункт как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана 2 группа: 2 пункт найдите крайние точки, определите их координаты и протяженность по 180- меридиану и 90- меридиану. 3группа: 3 пункт в каких климатических поясах расположен. 4группа: 4 пункт какие океаны и моря омывают. 5 группа: 5 пункт как расположен относительно других материков. В контурной карте выполнить задание- Подписать крайнюю точку материка. Физминутка для глаз Итак, вы уже у берегов Антарктиды. Долгие годы не было известно людям о ледяном материке. Почему он был открыт самым последним? История открытия и исследования материка – это история героических подвигов многих поколений мореплавателей, путешественников и ученых ряда стран мира. Более подробно познакомиться с этой историей помогут вам сообщения одноклассников. В 1957-1959гг. – велись исследования в рамках Международного географического года и непосредственно после него. В этот период были вложены огромные средства и усилия. Здесь работало 38 станций разных стран мира. А станций каких государств больше всего? Действительно огромный вклад в изучение Антарктиды внесли и наши соотечественники. Найдите на карте их фамилии или русские названия. | С географического положения Физическую карту Антарктиды, карту мира, план описания Г.П. Читают учебник, анализируют карту. Высказывают свои предположения. Расположена против Арктики. Определяют место Антарктиды среди других материков 14 млн.км.2 5 место Высказывают свои предположения. ( суровый климат, стерильность материка, дистиллированная вода из растопленного льда снижает иммунитет) Географическое положение. Самостоятельно работают с типовым планом на стр. 344, картами атласа. Относительно экватора в южном полушарии, почти весь материк в пределах южного полярного круга, пересекают все меридианы, т.к в центре находится южный полюс. Мыс Сифре ( 630 ю.ш.). Протяженность по 180- меридиану . По 90- меридиану-4550км В антарктическом и субантарктическом ( Антарктический п-ов). Южный океан, моря: Беллинсгаузена, Уэдделла, Лазарева, Рисер Ларсена, Космонавтов, Содружества, Сомова, Росса, Амундсена. Удален от других материков, близко расположен к Южной Америки. Их разделяет пролив Дрейка. Одновременно с ответами групп другие учащиеся записывают краткую информацию в тетрадь. Высказывают свои предположения. ( Удален то других, вдали от мировых транспортных путей, суровые условия.) Во время рассказа показывают маршруты на интерактивной карте. Остальные во время рассказа заполняют таблицу, по карте атласа отслеживают путь мореплавателей и путешественников. История открытия и исследования. Российских По карте атласа находят и называют географические объекты. Море Сомова, Космонавтов, Содружества, Станции Восток, Мирный, Ленинградская, Новолазаревская и другие. |
6 этап Применение нового знания. | Организация групповой деятельности Назовите особенности материка Антарктида? | Отвечают по очереди те, кому учитель передает «вымпел»: Самый удаленныйСамый суровыйОткрыт позже других материковСамый высокийНет постоянного населенияНе принадлежит ни одной стране мираМатерик мира и сотрудничества |
7 этап Рефлексия (итог урока). | Обучающимся предлагается дать оценку своей работы на уроке и ответить на вопросы: - Достигнута ли цель урока? -Было ли тебе интересно на уроке? -Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке? - Смог ли ты применить ранее полученные знания? -Как бы ты оценил свою работу на уроке? | Называют тему и задачи урока, выделяют темы, вызвавшие затруднения и наиболее понравившиеся. Отмечают успешные вопросы одноклассников. |
8 этап Домашнее задание | Домашнее задание разноуровневое Базовый – §33 Повышенный – §.33, закончить работу по заполнению таблицы «Исследователи Антарктиды» Творческое – написать эссе «Моя Антарктида» | Записывают домашнее задание в дневник. |