Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





К познанию через фольклор

Автор: Елисеева Галина Алексеевна, Тирановская Елена Владимировна, воспитатели
Мурманская область, г. Апатиты

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

К познанию через фольклор

Елисеева Галина Алексеевна, воспитатель,

Тирановская Елена Владимировна, воспитатель,

МБДОУ № 48 г. Апатиты Мурманская область

Раннее детство – это время, когда ребёнок, играя, обучается, идёт активное развитие его сенсорных способностей. В воспитании младших дошкольников мы широко используем фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, но и познавательному развитию. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

При отборе фольклорных произведений учитываем следующие принципы:

- доступность содержания детям дошкольного возраста;

- познавательная и нравственная значимость;

- возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир;

- обучение и тренировка физических навыков при обыгрывании потешек, которые приносят детям большую «мышечную радость» и «приятные мимико-соматические реакции»

Использование загадок, потешек, закличек и приговорок побуждает детей к познавательной деятельности. При их проговаривании опираемся на игровой приём. Игровые приёмы способствуют тому, что содержание примет, закличек, поговорок становится более понятным и доступным, легче воспринимается ребёнком и запоминается.

Наблюдая за божьей коровкой, дети обращаются к ней с приговоркой:

«Божья коровка, чёрная головка,

Улети на небо, принеси нам хлеба,

Чёрного и белого, только не горелого!»

Через наблюдение и игру идёт познание примет: если божья коровка улетит – будет солнечная погода, если будет ползать по ладошке – жди дождя.

Проговаривая заклички, подводим детей к раскрытию причинно-следственных связей. Наблюдая за облаками на небе, отмечаем изменение в цвете: облако белое, а туча синяя. Если на небе тучи, пойдёт дождь:

«Тучи, тучи, набегите в кучи!

Солнышко заволоките,

Дождиком землю промочите!»

Наблюдая за радугой на небе, отмечаем, что с её появлением дождь ослабевает и заканчивается. И вместе с детьми обращаемся к радуге с просьбой «подарить» хорошую погоду:

«Радуга – дуга, не давай дождя,

Давай солнышка – колоколнышка!»

Проговаривая с детьми потешку, сопровождаем текст движением. Движение конкретизирует слово, делает его более понятным малышу. При этом ребёнок не только воспринимает общее значение слова, но и постигает глубинный смысл выражения благодаря образности движений. Потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром. Например, через потешку

«Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Детки на телятках,

Внуки на козлятках»

дети знакомятся с домашними животными. Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей травушки нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Бурёнушка моя!»

Проговаривание потешек вместе с выполнением движений настолько естественно и органично, что кажется, будто иначе и невозможно их рассказать.

Дети младшего возраста очень эмоционально откликаются на игровые ситуации, поэтому при заучивании потешек, чтении сказок постоянно присутствует элемент наглядности: пальчиковый, настольный театр, театр «Рукавичка».

Произведения детского фольклора дают возможность развивать у детей и правую, и левую руки, не давая предпочтение какой-либо одной (например, мы показываем, как идёт дождь, снег, месим тесто, кормим птичек и т.д.) Проговаривая потешки и выполняя с детьми по тексту определённые движения, мы задействуем много мышц, и благодаря образности движений дети получают большой положительный эмоциональный заряд. Л. С. Выготский образно призывал создавать «золотой запас ребёнка»: знания и умения, которые ребёнок ещё не в силах самостоятельно усвоить, он может воспринять с помощью взрослых, которые помогут перейти малышу на новую ступень развития. Использование фольклора в работе с детьми способствует формированию познавательного интереса, в дальнейшем помогает развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

Фольклор – это не просто слова, а народная мудрость, которая откроет детям двери в огромный мир, поможет им почувствовать красоту и многогранность окружающего мира, научить понимать и любить, поможет стать духовно богатыми людьми.