Каталог публикаций

Разместить публикацию Список всех публикаций





Обучение детей дошкольного возраста приёмам запоминания стихотворных текстов

Автор: Елисеева Галина Алексеевна, Тирановская Елена Владимировна, воспитатели
Мурманская область, г. Апатиты

Распространение педагогического опыта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Обучение детей дошкольного возраста приёмам запоминания стихотворных текстов

Елисеева Галина Алексеевна, воспитатель,

Тирановская Елена Владимировна, воспитатель,

МБДОУ № 48 г. Апатиты Мурманская область

Все хорошо знают, какое большое значение для развития ребёнка имеют стихи. Они встречают его на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Знание стихов обогащает словарь ребёнка, расширяет его кругозор, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз. Рифма даёт возможность обрести внутреннюю гармонию, развивает память, формирует культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребёнке эстетические, нравственные и эмоциональные качества. Приобщение детей к поэзии начинается с первых колыбельных песенок, потешек, незатейливых по содержанию («Сорока-ворона», «Огуречик», «Тили-бом…»). Таким литературным миниатюрам присуща чёткость, ритмичность, выразительность. Разучивание с маленькими детьми потешек сопровождается движением. Движение конкретизирует слово, делает его более понятным, а стихотворное слово помогает более чётко и выразительно исполнить движение. Простые движения рук помогают развивать речь, заучивание потешек происходит ненавязчиво.

Для того, чтобы запомнить более объёмное по содержанию стихотворение, ребёнок должен несколько раз его услышать. А запоминание и заучивание происходит после многократного повторения. Подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память, а для быстрого заучивания слуховой памяти недостаточно, и здесь неоценимую помощь оказывают другие виды памяти, например, обонятельная, вкусовая, осязательная, двигательная, зрительная. Не зря народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но не надо забывать о том, что самая сильная память – эмоциональная. При взаимодействии зрительной и эмоциональной памяти стихи с юмором, элементами парадокса и небывальщины запоминаются быстрее, потому что в этот момент задействованы эмоции детей. Например, стихотворение С. Чёрного «Приставалка»:

- Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

-Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

- Отчего шоколадки

Не растут на кроватке?

- Отчего у няни

Волосы в сметане?

- Отчего у птичек

Нет рукавичек?

-Отчего лягушки

Спят без подушки?

-От того, что у моего сыночка

Рот без замочка.

Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание стихотворения – осязаемым, видимым, представляемым.

В нашем огороде

Нет редиски краше,

Как красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репка тоже удалась,

Жёлтым солнышком зажглась.

Ну, а разве плох лучок,

В ста одёжках старичок.

При соединении слуховой памяти и зрительной заучивание стихотворения происходит быстрее. Ребёнок видит и «читает» стихотворение по набору картинок. Простота изображения, реалистичность, доступность, а иногда и необычность изображения стихотворения вызывают эмоциональный отклик и развивают у ребёнка интерес к стихотворному произведению. Например, «Ёлка» К. Чуковского:

«Были бы у ёлочки ножки, (ёлка с ножками)

Побежала бы она (изображён бегущий ребёнок)

По дорожке. (изображена лесная дорожка)

Заплясала бы она

Вместе с нами, (изображены танцующие ёлка и дети)

Застучала бы она (изображён стучащий в барабан ребёнок)

Каблучками» (картинка сапог с каблучками)

При заучивании стихотворений необходимо учитывать следующие условия:

- содержание запоминаемого материала (натуральные предметы и картинки запоминаются лучше);

- соединение предметов на картинке в единый сюжет;

- связь запоминаемого материала с личным опытом ребёнка.

Например, стихотворение А. Барто «Я знаю, что надо придумать»:

«Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку

Зелёного цвета,

И сразу зима

Превращается в лето»

Мозг человека хорошо запоминает слова и короткие фразы без специального обучения. Однако объём речевой памяти крайне ограничен. Сознательно запоминать можно только посредством зрительных образов, поскольку управлять ими человек может в воображении. А сам же процесс запоминания (для мозга) – это процесс соединения двух образов. Таким образом, продуктивность запоминания наглядного материала несколько выше, чем словесного.

Из опыта работы известно, что занятия по заучиванию не очень любимы детьми, потому что требуют с их стороны усилия памяти, мыслительных операций. А такое быстрое заучивание стихотворения становится для дошкольника весёлым, интересным, эмоциональным. Ребёнок получает удовольствие от «самостоятельного» прочтения, с удовольствием исполняет стихотворение. Он учится соотносить слова с изображением, которое совершенствует абстрактное мышление. Точно подобранная картинка соответствует стихотворной строчке. Такой способ обеспечивает осмысление стихотворного текста, повышает умственную активность детей, появляется заметное возрастание интереса к поэтическому слову. Введя ребёнка в мир словесного искусства, мы открываем ему этот удивительный мир поэзии, слова, прививаем любовь и тягу к книге. Ребёнок получает удовольствие, радость от встреч с книгой, откликается на меткое слово, звучную рифму, с желанием исполняет стихи.